Ирина Коломенская
Конспект подгруппового логопедического занятия «Зоопарк. Дифференциация звуков [р]-[л]»
▼ Скачать + Заказать документы
«Зоопарк. Дифференциация звуков Р и Л»
Цель: учить дифференцировать звуки [р] -[л]
Задачи:
Образовательные:
- закреплять правильное произношение звуков [Р] и [Л] в слогах, словах, предложениях; - уточнить представления по лексической теме «Животные зоопарка»; - учить подбирать прилагательные к существительным
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия „Зоопарк, Дифференциация звуков [р]-[л]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Зоопарк. Занятия и игры на тему зоопарка
- Зоопарк. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
-закрепить умение дифференцировать звуки [р] -[л]; - развивать внимание; - развивать фонематический слух детей; - развивать навыки звукового анализа, упражнять в определении места звука в словах; - развивать артикуляционную моторику и мелкую моторику рук; - развивать координацию речи с движением
Предварительная работа:
- разучивание комплекса артикуляционной гимнастики; - развитие направленной воздушной струи; - формирование (постановка) правильного произношения звуков [Р]; [Л]; - автоматизация звуков [Р], [Л]; - формирование умения определять наличие звука [Р] и [Л] в словах;
Оборудование:
1. Зеркала – 4 шт.
2. Животные со звуком [Р] в названии : жираф, тигр, носорог, верблюд, зебра и другие;
3. Животные со звуком [Л] в названии : волк, осел, лошадь, слон и др.
4. Интерактивная доска с артикуляционной гимнастикой, игрой «Рыбаки»
5. Ящик с песком
6. Куклы Лада и Рома
7. Раздаточные листы для игры «Путаница»
8. Звуковые дорожки и фишки
9. Цветные карандаши
10. Карточки животных.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Установка на занятие.
Логопед : Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости пришли Рома и Лада. Они хотят загадать вам загадку. Послушайте и назовите отгадку:
Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают.
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовём
И смотреть зверей идём?
Дети: Это зоопарк.
Логопед : Молодцы, а вы были в зоопарке?
Дети: Да!
Логопед : Лада и Рома приглашают вместе с ними пойти в зоопарк. Давайте вспомним как нужно вести себя в зоопарке.
Правила поведения посетителей в Зоопарке :
На территории Зоологического парка ЗАПРЕЩЕНО:
1. Кормить животных. 2. Ездить на велосипедах, самокатах, роликовых коньках, скейтбордах. 3. Дразнить, пугать и трогать животных. 4. Бросать в вольеры к животным различные предметы. 5. Перелезать через ограждения и т. д.
2. Артикуляционная гимнастика, развитие речевого выдоха.
Все животные ждут нас на волшебной лесной полянке,
а доберемся мы туда вот по этой тропинке
Вышли мы на тропинку и увидели лягушку.
(Упражнение «ЛЯГУШКА» 5-7 секунд)
Идем дальше и вдруг видим – бегемот!
(упражнение «БЕГЕМОТ»- 5-7 секунд).
Пошли мы по тропинке дальше, а перед нами - лошадка!
Сели на лошадку, взялись за поводья поехали
(упражнение «ЛОШАДКА»- 5-7 секунд).
Вдруг кто-то встал у нас на пути, остановим ЛОШАДКУ,
БРРРРРР (Упражнение «КУЧЕР» сильный длительный выдох).
Кто это? Это – ИНДЮК! (Упражнение «ИНДЮК» 5-7 секунд)
А мы поскакали дальше (упражнение «ЛОШАДКА»- 5-7 секунд)
Вдруг мы выехали на красивую полянку. Останови лошадку!
БРРРР (Упражнение «КУЧЕР» сильный длительный выдох).
Тишина! Дятел застучал на дереве. Сначала медленно, а теперь – быстро.
(Упражнение «ДЯТЕЛ» в медленном темпе, затем - в быстром темпе)
Посмотри, какие красивые грибы растут на этой полянке! Соберем грибы!
Упражнение «ГРИБОК»(каждый «грибок» держать 3-5 секунд)
Собрали грибы, пересели на машину, поехали!
Чтобы мотор у машины красиво зарычал, давай вспомним, как нужно правильно произносить звук [Р] : рот приоткрыт, губы в улыбке, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончит языка поднят к альвеолам и вибрирует.
Покажи, как красиво рычит мотор: РРРРРР.
Мы подъехали к горе. А в горах – эхо.
3. Автоматизация звука [Р] и [Л] в слогах :
Логопед : Все, что произнесет человек – эхо повторяет за ним несколько раз, сейчас вы будете моим эхом. Повтори то, что услышишь
Ра-ла-ра, ру-ру-лу, ло-ро-ло, ла-ла-ра; ор-ор-ол, ал-ар-ал, ул-ул-ур, ыл-ыр-ыр
4. Автоматизация звука [Р] и [Л] в словах :
Логопед : А мы поехали дальше, а вот и озеро! Давайте наловим рыбы.
Игра «Рыбаки» (интерактивная доска) Задача: ребенок должен положить рыбку-картинку, в которой содержится звук «Р», в ведерко тому рыбаку, который ловит рыбок со звуком «Р». Прежде чем отнести рыбку, ребенок проговаривает слово (аналогично со звуком «Л»)
5. Развитие фонематического слуха
Игра «Прятки»
Логопед : Животные захотели поиграть с нами в прятки. Найдем их и назовем, какой звук есть в названиях животных. Подберите слово-признак к каждому животному. Рома любит животных со звуком Р, а Лада – со звуком Л. Каких животных ты отдашь Роме, а каких – Ладе?
6. Формирование грамматического строя речи.
Логопед : Ребята, теперь поиграем в другую игру.
«Кто у кого?»
У медведя – медвежонок У лошади – жеребёнок
У белки – бельчонок
У оленя – оленёнок
У зайца – зайчонок
У волка – волчонок
У лисы – лисёнок
У козы - козлёнок
«Один – много»
Медвежонок – медвежата, жеребёнок – жеребята и т. д.
Логопед : Составьте предложение с названием одного животного.
7. Определение места звука в слове.
Логопед : Ребята, возьмите, пожалуйста, карточки со звуковой дорожкой и положите перед собой. Найдите звук в данном слове и отметьте фишкой.
8. Логоритмика.
Логопед : Животные предлагают тебе поиграть, послушай песенку и повтори движения за мной
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, коленях и носках.
Обоими указательными пальцами
дотрагиваемся до соответствующих частей тела
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. Щипаем себя, как бы собирая складки.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, коленях и носках.
Обоими указательными пальцами
дотрагиваемся до соответствующих частей тела
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, коленях и носках.
Обоими указательными пальцами
дотрагиваемся до соответствующих частей тела
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, коленях и носках.
Обоими указательными пальцами
дотрагиваемся до соответствующих частей тела
9. Итог. Логопед : Ребята, вам понравилось в зоопарке?
Дети: Да!
Логопед : Мы еще вернемся сюда. А пока животные просят вас помочь распутать предметы на картинке, выбрать один и раскрасить его. (Раздаточные листы «Путаница»)
Вы сегодня хорошо поработали. Какие звуки мы повторяли? Где были, кого встретили?
Дети: Мы повторяли звуки [Р] и [Л]
Логопед : Следите за своей речью и всегда произноси звук [Р] и [Л] правильно.