Наталья Романовская
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе «Осень. Признаки осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового занятия в старшей группе
компенсирующей направленности
Тема: «Осень. Признаки осени»
Цель: Закрепление и расширение представлений об осени и осенних явлениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; активизировать глагольный словарь по данной теме; учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительные прилагательные; учить подбирать прилагательные к существительному; продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением; учить согласовывать движения с речью, учить употреблять предложно-падежные конструкции.
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе „Осень, Признаки осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Коррекционно-развивающие: развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику; продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.
Оборудование: песенка «Паровозик чух-чух», мяч, заготовка для аппликации (дерево, вырезанные облака, яблоки, листья, по числу детей, демонстрационный материал: рисунок (яблоня с яблоками, над ней облака, на земле осенние листья, предметные картинки с признаками времен года, «Осенняя корзинка», письмо Гномика, магнитная доска, клей.
План занятия:
1. Организационный момент.
Введение в сюжет. Сообщение темы. …2 мин.
2. Развитие логического мышления. Игра «Осенняя корзина»…. 2 мин.
3. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Игра «Помоги гномику»…. …. …. 2 мин.
4. Обогащение словаря. Игра с мячом «Подбери признак». 2 мин.
5. Образование прилагательных от существительного. Упражнение
«Какая погода»….…. …. 1 мин.
6. Физкультминутка «За грибами»…. 2 мин.
7. Обогащение и закрепление слов по теме. Игра «С какого дерева лист?»…. …. 3 мин.
8. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Соберем
листочки»…. 1 мин.
9. Развитие умения употреблять предложно-падежные конструкции.
Аппликация «Осенний сад»…. 6 мин.
10. Итог. Домашнее задание…. …. 1 мин.
Всего: 22 мин.
1. Организационный момент
Логопед: Здравствуйте, ребята. (Дети садятся). У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать! Я вам прочитаю загадку, а вы отгадайте, в какое время года мы сегодня с вами отправимся?
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишки в спячку завалились.
Что за время года к нам явилось? (дети: осень)
Логопед: Правильно, сегодня мы будем говорить об осени и ее признаках. Давайте начнем наше путешествие. Прицепляйтесь ко мне и мы отправимся в это чудесное время года на паравозике. (Дети встают паровозиком и под песенку «Паровозик – чух-чух» идут по группе).
2. Игра «Осенняя корзина».
Логопед: Ребята, на этой остановке есть осенняя корзинка. Она называется «осенняя», потому что в нее нужно положить только те картинки, на которых нарисованы осенние признаки. Выберите картинки с признаками осени и положите их в корзинку.
(Дети выбирают подходящую картинку и складывают их в корзинку).
Логопед: Молодцы, ребята! Полную корзинку набрали. Ну что, едем дальше? (Дети встают паровозиком и под песенку «Паровозик – чух-чух» идут по группе)
3. Игра «Помоги гномику».
Логопед: Ребята, посмотрите – здесь какое-то письмо для вас. Как вы думаете, от кого оно? Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Я Гномик из сказочной страны Гномании. К нам тоже пришла осень. У нас в стране все маленькое-маленькое и поэтому, все зовется ласково. А вы знаете ласковые слова? Помогите мне назвать ласково предметы изображенные на картинкам из моего письма.
Гномик из страны Гномании».
(По картинкам из письма дети образовывают слова с уменьшительно-ласкательным значением. Дождь-дождик, лист-листик, зонт-зонтик, гриб-грибочек, туча-тучка, ветер-ветерок, лужи-лужицы, сапоги-сапожки, куртка-курточка, шарф-шарфик, птицы-птички,шапка-шапочка).
Логопед: Молодцы, ребята! Гномику помогли. Едем дальше. (Дети встают паровозиком и под песенку «Паровозик – чух-чух» идут по группе)
4. Игра с мячом «Подбери признак».
Логопед: Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра. Я встретила его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос и возвращает мне мяч.
- Какие листья осенью? (желтые, красные, сухие)
- Какое небо? (пасмурное, хмурое, мрачное, серое)
- Какая трава? (сухая, желтая)
- Какой дождь? (холодный, моросящий, осенний)
- Какой ветер? (сильный, холодный)
- Какое солнце? (бледное, неяркое, тусклое)
5. Упражнение «Какая погода?».
Логопед: Ребята, а давайте подумаем: если на улице светит солнце, то погода, какая? (солнечная, а если дует ветер (ветреная, а если идет дождь? (дождливая).
Если осенью погода дождливая и теплая, то в лесу вырастает много чего? (грибов). И сейчас мы отправимся в лес за грибами вместе с лесными жителями.
6. Физкультминутка «ЗА ГРИБАМИ».
Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, (Дети делают ушки руками и машут ими.)
Рыжики срывали. (Скачут, «срывают» грибы.)
Лисичка бежала, (Бегут, «собирают» грибы.)
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, (Скачут стоя, «срывают» грибы.)
Искали опятки.
Медведь проходил, (Идут вразвалку, в конце строки топают ногой.)
Мухомор раздавил.
Логопед: Молодцы, ребята! Всем зверятам помогли. Едем дальше. (Дети встают паровозиком и под песенку «Паровозик – чух-чух» идут по группе)
7. Игра «С какого дерева лист?»
Логопед: Дети, посмотрите, как осень у нас постаралась и разбросала все листочки. Давайте вернем каждый из них на свое дерево
-Это осина, посмотрите какой у нее листочек. Как он будет называться? (осиновый) (Дети: это лист с берёзы - берёзовый лист. Лист с клёна - кленовый лист. И т. д.)
8. Пальчиковая гимнастика «Соберем листочки».
Раз, два, три, четыре, пять. (Пальцы правой руки поочередно здороваются с
пальцами левой)
Будем листья собирать.
Листья березы, (На каждое название листа загибать пальцы
начиная с большого.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
9. Аппликация «Осенний сад» (предлоги НАД, НА, ПОД).
Логопед: Осенью в саду собирают урожай. Посмотрите на картинку, какое там дерево? (яблоня) А что еще есть на яблоне?
Дети: На яблоне есть яблоки.
Логопед: А теперь поднимите глазки вверх, и скажите, что вы видите над яблоней, на небе?
Дети: НАД яблоней облака.
Логопед: А что лежит под яблоней?
Дети: ПОД яблоней лежат опавшие листья.
Логопед: Молодцы, давайте у себя повторим этот рисунок. Создав каждый свою аппликацию. Приклейте свои облака, яблоки, листики на картинку с деревом.
Дети приклеивают заготовки на листе картона (у каждого по облаку, яблоку, листу) и повторяют: «Облака НАД яблоней, яблоки НА яблоне, листья ПОД яблоней».
Логопед: Молодцы, ребята! Какая у нас получилась картина красивая.
Ну что, едем дальше? (Дети встают паровозиком и под песенку «Паровозик – чух-чух» идут дальше по группе).
10. Итог занятия:
Логопед: Наше путешествие подошло к концу. Ребята, вам понравилось наше путешествие? В какое время года мы сегодня путешествовали? Что мы делали в пути? Что вам понравилось больше всего? Посмотрите, какой подарок приготовила вам Осень (логопед раздает детям задание на дом картинки-раскраски по теме «Осень»).