татьяна федотова
Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе для детей с ОНР III уровня по теме «Домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР III уровня
Цель: актуализация словаря детей подготовительной к школе группы по теме“ Домашние животные” на логопедическом занятии через использование элементов театрализованной игры.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные задачи: Закрепление представлений одомашних животных. Уточнение и расширение словаря по теме “ Домашние животные”.
Публикация «Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе для детей с ОНР III уровня по теме „Домашние животные“» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Предметный словарь: кошка, корова, собака, пес, лошадь, конь, коза, овца, кролик; обитатели; сыр, сметана, сливки, творожок, молоко; шерсть; пух; подвал, чердак; конюх, хозяйка, хозяин; хулиганы; овес; сад; лисица; жилище, коровник, сарай, конюшня, клетка, будка (конура, курятник; детвора: ягнята, жеребята, козленок, щенок, поросята; мышки; село; стадо; двор; ферма; лужок; рога, лапы (лапка, копыта; раздолье; груз; польза; глазищи, усищи; шерстка.
Словарь признаков: скотный, хозяйский (двор, домашний, рогатый, крупный, овечий (хор, верный, серенькие (мышки, теплая (шерсть, бабушкин, полезный, нужный, чудесный, теплый (пух, тяжелая (работа).
Глагольный словарь: мяукать, мычать, ржать, блеять, мекать, гавкать (лаять, кормить, ухаживать, заготавливать, прогуляться, выпускать (стадо, поить, причесывать, мыть, постригать, стеречь, переправлять (груз, вязать, приносить, трется, резвиться, пробираться, ловить (мышей, кивать (головами).
2. Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие связной речи через использование компонентов театрализованной деятельности в сочетании с показом (сказка “Спор животных”). Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных, глаголов от звукоподражаний: “Собака – (гав-гав) загавкала. Корова – (му-му) замычала. Лошадь – (иго-го) заржала. Коза – (ме-ме) замекала. Овца – (бе-е-е) заблеяла. Кошечка – (мяу-мяу) замяукала”).
Развитие зрительного (игра “Что забыл нарисовать художник”, слухового внимания (прослушивание стихотворения “Скотный двор”); логического мышления (игра “Подарки гостей”); творческого воображения; подражательности; мимики; жестов (изображение детьми домашних животных); артикуляционной (“Улыбка”, “Лесенка”, “Маляр”, “Заборчик”, тонкой (движения, сочетаемые с речью “Прищепки-Кошечки”) и общей моторики (физкультминутка “Кошка”).
3. Коррекционно-воспитательные задачи:
Формирование навыков сотрудничества в коллективном выполнении задания (игра “Что забыл нарисовать художник?”, положительной установки на участие в логопедическом занятии через использование элементов театрализованной игры (“Прищепки-Кошечки”, мягкие игрушки (лошадь, кошка, предметные картинки (головы животных : собачья, лошадиная, овечья, козлиная, коровья). Воспитание любви к домашним животным. Индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом логопедического заключения.
Оборудование:
• иллюстрации (плакат с изображением домашних животных, картинки голов домашних животных,
• пальчиковый театр ( прищепки: кошечки, коза, овца, корова, собака,
• мягкие игрушки (лошадь, кошка).
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед: “Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к вам на занятие. Давайте с ними поздороваемся”.
Дети здороваются.
Логопед: “ Вспомните слова Правителя Города красивой речи: как надо правильно говорить”.
Дети:
Говорим всегда красиво
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим!
II. Самомассаж лица.
Логопед: “Молодцы! Но, перед тем как приступить к основной части нашего занятия, давайте сделаем массаж мышц лица, лба, щек, ушей, губ, шеи” (под счет).
Звучит магнитофонная запись любой бодрой музыки, и дети делают самомассаж.
Ручки растираем
Дети потирают ладони.
И разогреваем,
Хлопают в ладоши.
И лицо теплом своим
Нежно умываем.
Разогретыми ладошками проводят по лицу сверху вниз.
Пальчики сгребают
Все плохие мысли,
Граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам.
Ушки растираем
Сверху вниз мы быстро.
Растирают пальцами ушные раковины по краю сверху вниз.
Их вперед сгибаем,
Сгибают руками ушные раковины вперед.
Тянем вниз за мочки,
Оттягивают уши вниз за мочки.
А потом руками
Трогаем мы щечки.
Легко похлопывают щеки ладошками.
Щечки разминаем, чтобы надувались
Указательный, средний и безымянный пальцы разминают щеки круговыми движениями.
Губки разминаем, чтобы улыбались
Большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу.
Как утята к утке, клювики потянем
Вытягивание обеих губ вперед.
Разомнем их мягко, не задев ногтями
Большие и указательные пальцы разминают обе губы.
Уголками губ мы щечки подниманием
Средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта.
А потом от носа мы к губам стекаем
Спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам.
Губки пожуем мы, шарики надуем
Покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щек с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух.
И губами вправо-влево потанцуем
Указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу, например, правый – на верхнюю губу, а левый – на нижнюю, и двигаются навстречу/врозь друг другу.
Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит
Язык под верхней губой и поколачивание кулачком по верхней губе.
Под другой губой лежит, кулачок другой стучит
Язык – под нижней губой и поколачивание по нижней губе.
Тянем подбородок и его щипаем
Разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам.
А потом по шейке ручками стекаем
Поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами.
III. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: “А теперь, чтобы правильно произносить звуки, выполним зарядку для губ и языка. Повторяйте за мной” :
Приоткрыл язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся.
Дети выполняют упражнение “Улыбка”.
А потом пошел гулять,
По ступенечкам шагать.
Упражнение “Лесенка”.
Затем увидел маляра:
Красить потолок пора.
Упражнение “Маляр”.
Вот и банка с краской рядом,
Обновить заборчик надо.
Упражнение “Заборчик”.
Язычок наш погулял,
Много нового узнал.
Он немного притомился –
К себе в домик воротился.
Логопед: “Ребята, отгадайте загадку”.
Позову – и подойдет, на колени ляжет,
Если очень попрошу, сказку мне расскажет.
Мягенькая шерстка, круглые глазищи,
И расходятся от щек длинные усищи.
Трется ласково у ног, если кушать хочет,
Любит лапкой покатать бабушкин клубочек.
Убегают от нее серенькие мышки.
От кого они бегут, знаете, детишки? (Кошка)
Логопед: “Правильно! Это кошка. Кошечка пришла к нам в детский сад! У нее сегодня день рождения и она решила пригласить к себе в гости своих друзей-животных. Как вы думаете, кто придет к нашей имениннице?”
Дети: “К кошечке придут корова, собака, лошадь, коза, овца”.
Логопед: “Как этих животных можно назвать одним словом?”
Дети: “Это домашние животные”.
Логопед: “Почему они так называются?”
Дети: “Потому что они живут рядом с человеком, приносят ему пользу. А человек за ними ухаживает”.
Логопед: “Молодцы! Сегодня на занятии мы будем с вами говорить о домашних животных”.
IV. Игра “Кто спрятался?” (образование притяжательных прилагательных)
Логопед (показывает картинку). “Все гости уже пришли, но спрятались, чтобы сделать кошечки сюрприз. Для того чтобы животные вышли к ней, вы должны отгадать и назвать их”.
Дети: (составляют предложения по картинке). “Пришла корова, потому что видна коровья голова. Пришла собака, потому что видна собачья голова. Пришла лошадь, потому что видна лошадиная голова. Пришла коза, потому что видна козлиная голова. Пришла овца, потому что видна овечья голова”.
V. Образование глаголов от звукоподражаний.
Логопед: “Итак, все животные вышли и начали поздравлять именинницу”.
Дети: (образуют глаголы от звукоподражаний). “Собака – (гав-гав) загавкала. Корова – (му-му) замычала. Лошадь – (иго-го) заржала. Коза – (ме-ме) замекала. Овца – (бе-е-е) заблеяла. А кошечка им в ответ – (мяу-мяу) замяукала”.
Логопед: “Но некоторые из гостей решили не только поздравить нашу именинницу, но и преподнести ей подарки. Посмотрите на картинку. Кто на ней изображен? Как называются их домики? Как вы думаете, что подарил каждый из гостей кошечке?”
Дети: “ На картинке изображены: лошадь, корова, собака, кролик. Лошадь живет в конюшне. Корова живет в коровнике. Собака живет в будке. Кролик живет в клетке. Корова подарила кошечке цветы. Собака подарила кошечке косточку. Лошадь подарила овес. Кролик подарил морковку”.
VI. Движения, сочетаемые с речью “Прищепки”. (Бельевой прищепкой поочередно “кусаем” ногтевые фаланги от указательного у мизинцу и обратно на ударные слоги стиха).
Логопед: “А сейчас разогреем наши пальчики. Повторяйте за мной”.
Кусается сильно кошка-глупышка,
Думает, что это не палец, а мышка.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться – скажу тебе: “Кыш!”
VII. Сочинение сказки “Спор животных”.
Логопед: “Вышли животные на лужок погулять, и вдруг между ними возник спор: кто самое полезное животное. Каждый из них доказывал, что именно он – самое полезное. Мы сейчас с вами вместе вспомним, какую пользу приносит каждое животное, и попробуем сочинить сказку “Спор животных”. (Раздает детям животных из пальчикового театра). Собрались однажды домашние животные на хозяйском дворе и начали спорить, кто из них самый нужный для человека”.
Дети: (по цепочке придумывают сказку).
“ Собака сказала: “Гав-гав. Я охраняю дом, хозяйку с хозяином, двор и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы хулиганы не залезли в сад, а лисица не пробралась в курятник. Я – самое нужное домашнее животное.
Кошка не согласилась: “Мяу-мяу. Самая важная работа у меня. Я ловлю мышей в подвале и на чердаке. Я – самое нужное домашнее животное.
В спор вмешалась корова: “Му-у-у. Я даю молоко, сливки, творожок и сметану хозяйке. Я – самое нужное домашнее животное.
Коза возмутилась: “Ме-е-е. Я тоже даю молоко, да еще чудесный теплый пух. Я – самое нужное домашнее животное.
Овца заблеяла: “Бе-е-е. А я даю замечательную теплую шерсть. Я – самое нужное домашнее животное.
Лошадь, дослушав овцу, сказала: “Иго-го. А я вожу хозяина, помогаю ему выполнять всю тяжелую работу. Я – самое нужное домашнее животное”.
Логопед: “ В это время вышел хозяин и сказал: “Все вы мне очень нужны, все приносите мне большую пользу”. И все животные дружно закивали головами”.
VIII. Физкультминутка “Кошка”. (Психоречевая гимнастика).
Импровизация движений: сесть на корточки, похлопать себя по животику, встать, потянуться и погладить руками живот.
Логопед: “А сейчас мы с вами превратимся в кошечек. Вокруг себя повернись и в кошечку превратись!”
Дети: (выполняют движения в соответствии с текстом).
Села кошка под кусточек,
Сыра скушала кусочек,
Встала кошка, потянулась,
Ее шерстка развернулась.
IX. “Что забыл нарисовать художник?”
Логопед: “Ребята, посмотрите внимательно на картинку. На ней изображены наша именинница и ее друзья-животные. Но вот беда, художник забыл нарисовать некоторые части тел животных. Давайте дорисуем и скажем, чего не хватает у каждого животного?”
Дети: (дорисовывают недостающие части тела и говорят чего у каждого из них не хватает). “У кошки не хватает хвоста. У козы не хватает рогов. У собаки не хватает лапы. У коровы не хватает копыта”.
Логопед: “Молодцы!”
X. Итог занятия.
Логопед: “Итак, ребята, лошадь, кошка, корова, коза, кролик, собака, свинья, овца. Кто это?”
Дети: “Эти животные - домашние. И для человека они очень важные!”