Елена Васильева
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Дикие животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дикие животные».
Цель: Формирование лексико-грамматических средств языка по теме «Дикие животные».
Задачи:
Образовательные:
- активизировать словарь по теме занятия;
- совершенствовать грамматический строй речи по теме «Дикие животные» (образование притяжательных прилагательных – чей хвост)
Коррекционные:
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста „Дикие животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
- Развивать артикуляционную моторику органов артикуляционного аппарата.
- Развивать речевое дыхание.
- Развивать мелкую и общую моторику.
- Развивать фонематический слух.
- Развивать зрительный гнозис.
- Развивать память, внимание, мышление, воображение.
- Подготовить артикуляционный аппарат к постановке и автоматизации звука Ш.
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать педагога и сверстников, работать в коллективе;
- воспитывать самостоятельность, доброжелательность;
- прививать любовь к природе.
Тип занятия:
Уточнение и закрепление знаний по теме занятия.
Форма занятия:
Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе.
Формы работы:
Подгрупповая, индивидуальная.
Структура речевого дефекта:
Фонетико-фонематическое нарушение, ОНР.
Приоритетная образовательная область:
Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Физическое развитие.
Предварительная работа: проводилась предварительной работа по работе над формированием движений артикуляционного аппарата, разучивание стихотворений для физминутки.
Методические приемы:- беседа;
- рассматривание наглядного материала;
- использование художественного слова;
- дидактическая игра «Чей хвост?»
- дыхательная гимнастика «Найди хвост».
Оборудование:Пособие для дыхательной гимнастики – трубочки, зеркала, прозрачная емкость с подкрашенной пищевой краской водой, шарики су-джок, корзинка, картинки с изображением животных, игрушки животных. Реквизит – деревья, картины. Звуковое сопровождение (пение птиц, рев мишки, песенка про друзей)
Речевой материал:
Стихотворения для физминутки, для упражнения на мелкую моторику.
Планируемые результаты:
- развитие, уточнение артикуляционных движений органов речи.
- укрепление артикуляционного аппарата.
- владеет лексико-грамматическими категориями;
- участвует в совместной деятельности;
- слушает и понимает чужую речь;
- осуществляет действие по образцу и заданному правилу;
- слушает взрослого и выполняет инструкцию.
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед:
- Ой, ребята, посмотрите, что я нашла! Это же письмо. Написано – Детям детского сада «Катюша»! Это же наш сад! Прочитаем?
Письмо - «Ребята детского сада «Катюша», вам пишут животные из леса. Помогите нам! Мы не можем найти наши хвосты»
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия. Упражнение на развитие фонематического слуха.
Логопед:
- Ребята, а вы знаете, какие животные живут в лесу? (да)
А давайте проверим? У меня тут написано, но я сама не разберусь – мне нужна ваша помощь.
Только давайте договоримся – не выкрикиваем, хорошо? Поднимайте руку, если знаете правильный ответ. Всем понятно?
- Еж или нож?
- Лиза или лиса?
- Булка или белка?
- Мишка или миска?
- Майка или зайка?
(на стол ставятся игрушки диких животных по ходу отгадывания)
Логопед:
- Как мы их назовем одним словом? (животные)
- А если они живут в лесу, значит они какие - домашние или дикие? (дикие)
2. Упражнение на развитие крупной и мелкой моторики рук.
Логопед:
- Ну что, ребята, мы выяснили кто живет в лесу и что животным нужна наша помощь! Пошлите на помощь животным?
Но сначала нам надо найти тропинку! А в лесу такой бурелом – нам надо через него пройти как-то. (показать картинку с буреломом)
- А вы знаете, что такое бурелом? (объяснить – буря поломала деревья)
Показать корзинку, перетянутую шнурком – имитация веток после бурелома.
Посмотрите, вот так выглядят ветки деревьев после бурелома – все между собой переплелись и запутались.
Логопед:
- Ой, посмотрите, там что-то блестит. Надо это достать и посмотреть, но ветки так сильно переплелись! На что похоже? Правильно - самый настоящий бурелом! Давайте попробуем достать!
Достать орехи в фольге (иней) и развернуть фольгу.
Логопед:
– О, это же орехи!
Наверное, Белка тут спрятала свои запасы и забыла про них!
Давайте возьмем их с собой и отдадим белке, когда ее встретим. (сделать упражнение – катать орешки в ладошках)
3. Массаж ладоней мячиками су-джок.
Дети выполняют упражнение с шариками су-джок:
Прокачу я свой орех
По ладоням снизу вверх!
А потом обратно,
Чтобы стало мне приятно!
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех!
4. Упражнение «Тропинка»
Логопед:
- Ребята, чтобы найти тропинку, надо выполнить волшебное задание и в этом нам поможет наш язык (упражнение «Расческа)
Посмотрите в зеркало на свои языки – видите эти полоски на язычке? Знаете, что это такое? Это наша тропинка! Она нашлась! Мы расколдовали тропинку и можем идти дальше!
5. Упражнение на развитие зрительного гнозиса + артикуляционные упражнения «Лошадка» + «Чашечка»
Логопед:
- Ой, посмотрите, там кто-то пробежал и спрятался за деревом! Как думаете, кто это? (белка)
- Точно! Она бегает и ищет свои орехи. А мы с вами как раз их нашли. Давайте ей их отдадим! Сложим в корзинку (упражнение «Чашечка»)
- А как белочка будет щелкать свои орешки? Давайте покажем (упражнение «Лошадка»)
6. Физминутка «Болото».
Логопед:
- В лесу бывают не только непроходимые буреломы. Еще в лесу бывают болота! Вот как раз и болото!
- А как надо ходить по болоту? Правильно – осторожно и по кочкам!
По ровненькой дорожке
Шагали наши ножки! (шагать на месте, движения руками)
И вдруг нам на пути
Болото – не пройти! (остановиться и сделать руками большой круг)
По кочкам, по кочкам! (прыжки на месте)
Ну вот мы и в лесочке!
По кочкам, по кочкам (прыжки на месте)
И мы уже в лесочке!
7. Упражнение на дыхание + Игра «Чей хвост?»
Логопед:
- Посмотрите, возле болота сидят животные, они расстроены. Что у них случилось? Что с ними не так? (нет хвостов)
Мне тут медведь хочет что-то сказать…
Он говорит, что давно уже должен спать, но не может уснуть, потому что перебирался через болото и потерял свой хвост. И другие животные тоже. Давайте поможем им?
У нас для этого есть волшебные трубочки!
Дуть в трубочку на воду, под чашей лежит картинка с изображением хвостиков.
Нужно подуть, сказать – чей хвост – и прицепить хвост с помощью прищепки животному (лиса, медведь, волк, заяц)
III. Заключительная часть.
8. Беседа с элементами арт. гимнастики.
После каждого прикрепленного хвоста – беседа и выполнять упражнения.
Логопед:
- Медведь осенью ложиться в спячку и поэтому сейчас он часто зевает (открыть широко рот, подержать под счет до 5 и закрыть. – повторить 3 раза)
- Волк зубастый и часто клацает зубами (постучать зубами –5 раз, 3 подхода)
- Лиса хитрая. Хитро улыбается и машет хвостом – заметает следы (Упражнение «Улыбка» + «Часики» - 3 подхода, каждый под счет до 5)
- Заяц есть морковку и машет ушами (упражнение «Наказать непослушный язычок» + «Качели» - машет заяц ушами)
Логопед:
Ну вот мы и помогли нашим животным! Теперь они довольны и пошли по своим делам!
9. Рефлексия.
Логопед:
- Ребята, скажите мне - а где мы сегодня были? (в лесу)
Зачем мы ходили в лес? (помогли животным найти хвосты, нашли и вернули белке орехи)
Что видели? (бурелом, болото)
Кого встретили? (животных)
Какие животные живут в лесу? (дикие_
10. Домашнее задания.
Собрать разрезные картинки - порванные фото животных.