Валерия Афанасьева
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР по теме «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового занятия, направленного на развитие речевой и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме «Перелётные птицы»
Учитель-логопед : Афанасьева Валерия Александровна
Цель занятия : Развитие грамматических компонентов связной речи, внимания, памяти, восприятия, мышления и познавательной активности.
Основные задачи:
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР по теме „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
Коррекционно-образовательные:
1. Развитие умения отвечать на вопросы полным предложением.
2. Формировать навыки построения предложения.
3. Развитие фонематических процессов.
4. Развивать функции словообразования и словоизменения.
Коррекционно-развивающие:
1. Активизировать словарь детей по теме «Перелётные птицы».
2. Развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, мышление, логику.
3. Развивать просодические компоненты речи (голос, дыхание, интонация, ритм).
4. Развивать общую и мелкую моторики, способность соотносить темп и ритм с движением пальцев рук, при выполнении пальчиковых игр и речедвигательных упражнений.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать у детей интерес к окружающей природе.
2. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.
Предварительная работа:
Наблюдение за осенними изменениями в природе, на прогулке, беседы, просмотр презентаций, чтение рассказов и сказок о птицах.
Оборудование: Осеннее дерево, макет птички, картинки перелётных птиц, наборы разрезанных картинок, сенсорных ладошек (красные и синие, реципрокных таблиц на каждого ребёнка, сенсорные дорожки, мягкий мяч, медали.
Ход ЗАНЯТИЯ
Приветствие.
Все вместе: Становись, ребята в круг. Я твой друг и ты мой друг. Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Логопед : Какое у вас настроение? Покажите. У меня тоже хорошее настроение, несмотря на темное ноябрьское утро за окном. Ребята, какое время года сейчас? А какая осень сейчас? (Ответы детей : холодная, поздняя) Послушайте, как о поздней осени писал поэт.
Организационный момент
Скоро белые метели снег подымут от земли.
Улетают, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще и скворечник опустел,
Аист крыльями полощет – улетает, улетел…
Логопед : О ком говорится в этом стихотворении? Почему птицы улетели на юг? (Ответы детей) Каких перелётных птиц вы знаете? Почему этих птиц называют перелётными? Подойдите к доске и посмотрите на картинки птиц. Какие птицы здесь? (ответы детей) Чем питаются жаворонки, скворцы, ласточки? (насекомоядные) А почему улетают лебеди, дикие утки, дикие гуси? (водоплавающие) (Ответы детей) Да, птицы улетают туда, где есть пища.
Сегодня у нас необычное занятие. Я объявляю конкурс «Юных знатоков птиц». Мы с вами всю неделю беседовали, читали, узнавали много нового о жизни птиц, вы хотите принять участие в этом конкурсе? (ответы детей)
Для этого вам надо сегодня поиграть в разные игры и выполнить задания. В этой таблице я буду отмечать результаты. Всем участникам конкурса будут вручены призы.
Вы готовы? Тогда начинаем!
1-е задание: «Первый звук определяем, на ладошки нажимаем»
Логопед : Садитесь на ковёр, в кружок. Перед вами лежат красные и синие ладошки. Я буду называть птиц, а вы будете определять, на какой звук начинаются их названия, на гласный или согласный. Если название птицы начинается на гласный, то вы стучите по красной ладошке, а если на согласный, то стучите по синей ладошке. (аист, грач, иволга, утка, скворец, кукушка)
2-е задание «Собери птичку»
Логопед : Сейчас я раздам вам наборы разрезанных картинок птиц. Ваша задача – собрать целую картинку и назвать, какая птица у вас получилась. Дети складывают и называют, какие птицы у них получились
3-е задание: «По таблице пальцами шагаем и птиц называем»
Логопед : А сейчас давайте узнаем, кто еще сегодня с нами поиграет?
Дети сидят по кругу, в центре круга стоит коробка с загаданным «помощником». Перед каждым лежит реципрокная таблица с изображениями перелётных птиц, каждый по своей таблице двигается вверх, называя птиц, при этом меняются позы пальцев обеих рук. После выполнения задания открывается коробка и «вылетает» птичка.
Логопед : Ласточка полетела и на дерево села. И мы засиделись, давайте «полетаем». Встаем на массажные квадраты, будем перемещаться по ним, говорить и показывать руками, в соответствии с текстом.
Физкультминутка
Дети идут по кругу по выложенным массажным квадратам и выполняют речедвигательные упражнения:
Опустел скворечник, улетели птицы Показывают домик руками, а затем машут руками, как крыльями
Листьям на деревьях тоже не сидится Приседают
Целый день сегодня всё летят, летят… Встают, идут по кругу, наступая на массажные квадраты, машут руками, как крыльями
Видно, тоже в Африку улететь хотят Бегут по кругу, наступая на квадраты
Летят лениво журавли. Летят они, прощаются: Идут в другую сторону и делают взмахи перекрещенными кистями рук
С ёлками зелёными,
С берёзами и клёнами,
С долинами, с озёрами,
С родимыми просторами. Делают по одному шагу на каждый квадрат и загибают по одному пальчику, начиная с большого
4-е задание: «Где ласточка?»
Логопед : А теперь, ребята, такая игра. Ласточка будет двигаться, перелетать, а вы будете называть в каком положении, относительно дерева, она находится.
Дети дают ответы полными предложениями. (ласточка на дереве сидит, птичка за дерево залетела, перед деревом пролетела, вокруг дерева облетела, над деревом летает, на нижней ветке села, с ветки на ветку перелетела, от дерева улетела) Ласточка улетела.
5-е задание: «Скажи наоборот»
Логопед : Ребята, возвращаемся в кружок на ковре. Птицы похожи по строению, но у каждой есть свои особенности. Давайте поиграем в слова «наоборот», то есть противоположные по значению. Я вам называю слово и бросаю мяч, а вы мне возвращаете мяч и говорите слово «наоборот». (У журавля длинная шея, а у зяблика короткая, у ласточки короткие ноги, а у цапли длинные, аист – большая птица, а скворец – маленькая, грач черного цвета, а лебедь белого, малиновка имеет яркое оперенье, а соловей бледное, у трясогузки узкий хвост, а у кукушки широкий)
6-е задание: «Сколько птичек улетело?»
Логопед : Ребята, а сейчас последняя игра: «Сколько птичек улетело?» Есть правило. Какая цифра изображена рядом с птичкой, столько раз мы должны посчитать птиц. Кладем друг другу ладошку на ладошку, смотрим на птицу на картинке и на цифру рядом с ней и считаем: один скворец, два скворца, одна ласточка, две ласточки и т. д.
Завершение.
Логопед : Все перелётные птички улетели на юг, мы с ними попрощались, но весной птицы вернутся домой, чтобы свить гнезда и вывести птенцов. Будем ждать новых встреч с ними. Ребята, задания конкурса закончились. Как вы считаете, вы справились со всеми заданиями? Ответили на все вопросы? Ответы детей. Давайте, посмотрим на результаты конкурса в нашей таблице. Все задания выполнены! Молодцы! Поздравляю вас! Вы награждаетесь медалями «Юный знаток птиц». (награждение детей)
Логопед : Давайте споём на прощанье песенку. (встаем в хоровод)
Птицы на юг улетели. Гуси, грачи, журавли. Вот уж последняя стая крыльями машет вдали. (2 раза) Пока. И все машут рукой, прощаясь.