Ирина Новикова
Конспект занятия по экологическому воспитанию детей в средней группе «Путешествие в осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по экологическому воспитанию детей в средней группе
на тему: «Путешествие в осень».
Цель: Помочь детям среднего возраста увидеть многоцветие осени, почувствовать и понять красоту окружающего мира.
Задачи: Формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений, устанавливать простейшие связи между ними.
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию детей в средней группе „Путешествие в осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы.
Развивать эстетическое восприятие природных явлений.
Закреплять представление о сезонных изменениях, поведения животных и птиц.
Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.
Интеграция областей: познавательное развитие; речевое развитие;
Сенсорное развитие; эстетическое развитие.
Материал: Картины осени, куклы: (Сентябринка, Октябринка, Ноябринка,
Корзинка с овощами и фруктами, дорожки (узкая и широкая).Картинки диких животных, птиц.
Ход занятия
Воспитатель : Ребята, сейчас мы отправимся с вами в чудесную страну, страну загадочную, полную тайн. Мы пойдем искать Осень. А что же это такое осень? Как вы думаете ребята?
Ответы детей.
Воспитатель : Да, верно ребятки:
Если на деревьях листья пожелтели
Если в край далекий птицы улетели
Если небо хмурится, если дождик льется
Это время года…. (осенью зовется)
Но в эту страну не идут поезда,
И самолет не летает туда,
Как же страну эту назвать?
Страну, до которой рукой подать!
А здесь простой секрет. Смотри, все замечай и ни чего не пропускай!
Ну, отправляемся в путь. Идем в страну мы по дорожке, где шагали чьи –то ножки. (Дети и воспитатель идут по дорожке). Но будьте внимательны.
Дорожки нужно менять. Слушайте слова и действуйте вслед за стихами.
Маленькие ножки идут по дорожке,
А большие ноги идут по дороге.
Маленькие ножки бегут по дорожке,
А большие ноги бегут по дороге.
Маленькие ножки скок –прыг по дорожке,
А большие ноги идут по дороге.
Воспитатель : Послушные у нас ножки. А куда же мы идем?
Дети: Искать осень.
Воспитатель : Да ребята, у каждого времени года есть свои приметы.
Вот смотрите ребята, нас встречает Сентябринка! Как вы думаете почему у нее такое интересное имя?
Дети предлагают свои варианты ответов.
Воспитатель : Сентябринка – это первый месяц осени. Он называется сентябрь, сентябрь -Хмурень. Погода начинает хмуриться, от того и имя у месяца- Хмурень. Сентябрь переходный период от летнего тепла к осенней прохладе. Ночи становятся прохладными, солнечные умеренные дни сменяются дождливыми. Верхушки деревьев покрывает легкая позолота,
Опадают пожелтевшие листья и наступает осень. Ребятки, осень очень ждет природа. После долгого сезона роста, к приходу осени, природа запыхалась.
Растения устали виться ввысь, трава подсохла, пожелтела за лето от распаленных солнечных лучей, деревья шелестят поникшими листьями,
Да и весь живой мир устало разбежался по местам. Уставшая природа осенью склоняется ко сну.
Сентябринка: Здравствуйте ребятки! Меня зовут Сентябринка. Я для вас приготовила корзинку с пакетиками и хочу с вами поиграть.
Давайте откроем первый пакетик. Как интересно! Тут загадки! Хотите их
отгадать?
Дети разгадывают загадки Сентябринки (Это загадки об осени, об осенних месяцах, об овощах и фруктах, которые нам дарит сентябрь месяц.)
Приходи!- ее мы просим.
В золотом наряде (осень)
Что за месяц к нам пришел?
Золотом расшил кругом
Сад и лес, поля и луг,
Изменил он все вокруг. (Сентябрь)
Нынче, друг, не зевай,
Собирай… (урожай)
Что же мы собираем осенью, в сентябре, с полей и огородов, в садах?
Живет дед- во сто одежек одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)
Желтая, а не солнце, круглая, а не луна.
Ее и варят, и парят, и сырую едят,
И сказки о ней говорят. (Репа)
Само с кулачек,
Красный бочек.
Потрогаешь- гладко,
А откусишь- сладко. (Яблоко)
На ней сто одежек
И все без застежек. (Капуста)
Игра «Угадайка»
Воспитатель от имени Сентябринки хвалит детей за правильные отгадки и предлагает детям открыть второй пакет:
-Ох, сколько здесь разных фруктов и овощей. А давайте мы поиграем в игру «Угадайка». Сейчас ко мне подойдет Света (воспитатель называет имя ребенка, который будет начинать игру; этот ребенок должен владеть навыками описания предметов). Света внимательно рассмотрит все овощи и фрукты, один и них и, не называя его вам, будет о нем рассказывать. Вы по описанию Светы должны отгадать, что это за овощ или фрукт. Кто первым отгадает, тот выйдет на место Светы и загадает следующий фрукт или овощ, и мы продолжим игру. (Дети поочередно загадывают овощ или фрукт, который увидели в пакете, описывают то, что загадали. Остальные дети отгадывают)
Воспитатель :А теперь Сентябринка предлагает нам поиграть в игру «Что где растет?»
Воспитатель и Сентябринка показывает плод. А дети должны сказать где тот плод растет: на грядке, в огороде или в саду.
-И еще одна игра- «Что с чем схоже». Рассмотрите все плоды и определите, чем они схожи между собой. (Дети группируют плоды по цвету, форме, вкусу- практическая работа.)
Игра «Узнай на вкус»
-А вот в третьем пакете лежат ломтики овощей и фруктов. Сейчас мы поиграем в игру «Узнай на вкус». Я буду вместе с Сентябринкой приглашать вас к нашему пакету, завязывать вам глазки платочком, давать попробовать на вкус ломтики плодов. Кто сможет по вкусу угадать, чем его Сентябринка угостила?
Воспитатель : Молодцы, дети, со всеми заданиями справились. Спасибо и Сентябринке за ее игры и вкусные плоды. Давайте с Сентябринкой попрощаемся и отправимся на встречу с Октябринкой.
Октябрь- это второй месяц осени, начинается месяц с периода золотой осени. Деревья, прежде чем погрузиться в долгий сон, накидывают золотые одежки из стремительно желтеющих листьев. Деревья в лесу пестрят красой золотой осени. Еще октябрь называют- грязник, потому что со второй половины месяца листья быстро опадают и начинаются дожди. Земля становиться сырой и грязной
Воспитатель : Ребята, давайте попробуем составить небольшой рассказ: что происходит с природой в октябре? Посмотрите на картинки и составьте по ним рассказ:
(Каждый ребенок произносит по одной фразе с опорой на картинку)
Воспитатель : Дети:
В октябре реже светит … солнце
Часто идет… дождь
Дует холодный… ветер
Листочки на деревьях… желтеют и опадают.
Воспитатель : Листопад, листопад!
Лисья желтые летят.
Это время называется листопад.
А вот и Октябринка нас встречает, с красивым букетом осенних листьев.
Октябринка: Здравствуйте ребята, посмотрите как много я вам красивых листочков принесла, а теперь давайте поиграем в игру.
Игра «Листопад»
Цель: закреплять знание цветов (красного и желтого); учить соблюдать правила подвижной коллективной игры.
Описание игры: Дайте детям в руки пособия «Листочек»- вырезанные из бумаги красного и желтого цвета, наклеенные на палочки- по два листочка на ребенка. Попросите детей показать, как осенью кружатся и падают на землю с деревьев разноцветные листья.
Читайте стихотворение М. Ивенсен и одновременно показывайте детям движения с листочками: качайте руками над головой, кружитесь на месте, совершайте волнообразные движения руками.
Падают, падают листья-
В нашем саду листопад…
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
При слове «летят» подбросьте листочки вверх. Предложи те детям собрать с пола листочки, рассказать и показать, какого они цвета. (У каждого должно быть по два листочка.)
Октябринка: Сейчас проверим, знаете ли вы приметы осени.
Игра «Да или нет»
Осенью цветут цветы?
осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Октябринка: Молодцы ребята, вы хорошо знаете приметы осени, значит можно идти дальше.
Воспитатель : Пойдемте дети дальше искать еще один, последний месяц осени. Как он называется?
Ответы детей : (ноябрь)
Воспитатель : Правильно, он называется Ноябрь – Поздняя осень Ноябрь –Листогной. Почему он так называется? Потому что деревья сбрасывают свои последние листья, совсем редко стало появляться солнце, тепла совсем уж не осталось. Посохшую траву приминает мокрый снег. на воде образуется тоненький ледок. Часто идет дождь со снегом, или мелкой изморосью непрестанно льет весь день. Все молчаливей и грустней становится осень. Пришла пора для поздней осени - месяц ноябрь.
А вот и Ноябринка ребята нас встречает!
Ноябринка: Здравствуйте Ребята! Я очень рада, что вы пришли к нам в гости. Сейчас в лесу уже можно встретить и зимних гостей снегиря, прилетели чечетки, клесты, а все лесные звери уже полностью готовы к зиме. Давайте мы с вами немного поиграем, я вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать:
Это кто с высоких сосен
В ребятишек шишку бросил? (белка).
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (ёж).
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный. (волк)
Он хозяин леса строгий,
Любит спать в своей берлоге,
Страшно может зареветь,
Кто, скажите, он? (медведь).
Рыжая плутовка,
С пушистым хвостом,
Живёт под кустом. (лиса).
Ноябринка: Молодцы ребята все загадки отгадали, а сейчас я вам расскажу
как эти лесные жители готовились к зиме.
Белка: Я белка, веселый зверек, по деревьям скок да скок,
Но зимою я меняюсь, в шубку серую одеваюсь.
Мне приходиться прыгать, скакать,
Силы надо беречь, сохранять!
Я всю осень дупло утепляла,
Пуха, соломки туда натаскала.
К зиме готовила запас- орехи, ягоды, грибы,
Чтоб зимой не голодать, где ж еду зимой достать?
Ё ж: Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору.
Готовил с осени запас : грибы и ягоды припас.
Трудился- не ленился!
Медведь: Я в берлоге крепко сплю,
И меня нельзя будить.
С осени свой жир коплю,
Много ем и много пью.
Медведю зимой одна работа-
Крепко спать и весны ждать.
Заяц: Я заяц, расскажу, как живется мне в лесу.
К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.
Очень трудно зимой бывает,
Когда сильный мороз и еды не хватает.
А питаюсь я корой, ягодой замерзшей,
Что под снегом заяц найдет – все ему впрок пойдет.
Лиса: Я зимы не боюсь:
В шубу теплую ряжусь,
Хвост красивый какой-
Он мне нравиться самой!
Живу в норе. Там сплю, отдыхаю,
А затем охотиться начинаю.
Ищу мышку полевую или живность какую.
Об этом, наверное, мало кто знает,
Но и мне зимой трудно бывает.
Иногда бегаю весь день, а еды нет совсем.
А сейчас я расскажу, как зимует волк в лесу.
Волк зимой очень злой.
В одиночку не ходит: волки стаями бродят.
Серые, худые, голодные, злые.
Лучше им не попадаться, надо их остерегаться.
Волку трудно зимой…
Еды не хватает, и он голодает.
Прячутся куда-то насекомые, мыши, пауки, многоножки. Забравшись в сухие ямы, переплетаются, застывают змеи. Забиваются в тину лягушки, прячутся за отставшую кору пней ящерки, — обмирают там. Вот так ребятки лес заснул, но звери не дремлют, впереди не легкое испытание долгой зимы. Ну вот пришло время прощаться с вами – до свидание ребята.
Воспитатель : Ребята, закончилось наше с вами путешествие. Мы нашли осень! Познакомились с ее месяцами и узнали много интересного. Давайте попробуем нарисовать эту осень.
Литература:
1. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина,
Л. А. Обухова.
2. Парциальная программа «Юный эколог». С. Н. Николаева.
3. Конспекты комплексно-тематических занятий. Средняя группа. Н. С. Голицына.
4. Луконина, Н. Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н. Н. Луконина, Л. Е. Чадова. - Москва: Айрис- пресс, 2002. - 240с. : ил. - (Внимание, дети).
В сборник вошли сценарии утренников, вечеров досуга, поучительных уроков и комбинированных занятий экологической тематики. Авторы книги предлагают постановки с оригинальным сказочным сюжетом и необычными персонажами.
• Мазильникова, Н. Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н. Н. Мазильникова, С. В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.
Книга отражает опыт работы по воспитанию здорового, физически развитого ребенка, умеющего ощущать всю прелесть природы, жить с ней в гармонии.
• Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
В пособии излагаются методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в области экологического образования, подробно рассматриваются современные программы, технологии экологического воспитания дошкольников, даются советы по организационно-методическому руководству этим процессом в ДОУ.
• Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
Материал книги – это технология к программе «Юный эколог», одобренной Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования России. Данная технология позволяет формировать начала экологической культуры у младших дошкольников в условиях детского сада.