Светлана Скляревская
Конспект занятия в старшей группе общеразвивающей направленности «По следам осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения
детский сад комбинированного вида № 30 города Ейска
муниципального образования Ейский район
Конспект
непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»
на тему: «По следам осени»
в старшей группе общеразвивающей направленности.
Подготовила: Скляревская С. В., воспитатель
Ейск, 2021 год
Публикация «Конспект занятия в старшей группе общеразвивающей направленности „По следам осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Цель: Формировать умение видеть поэтическую красоту осени.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно находить их; формировать умение видеть поэтическую красоту осени.
Дать возможность применить на практике раннее полученные знания о лиственных деревьях: березе, дубе, клене; умение различать и называть их.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в живой и неживой природе (сезонные изменениями в жизни растений и животных);
Развивать умения выражать свои чувства и настроение посредствам выразительности движений, пластики, мимики и пантомимики (психологический этюд).
Формировать мотивационно - коммуникативные навыки, умение работать в команде, умение правильно формулировать и доказывать (при необходимости) правильность своих убеждений.
Воспитательная:
Воспитывать бережное заботливое отношение детей к природе, способность любоваться ее красотой.
Методы и приемы:
- наглядные – просмотр презентации;
- словесные – художественное слово, вопросы к детям по теме, рассуждения.
- игровые – дидактическая игра «Осенний листочек, по кругу лети, про осень красавицу нам расскажи», «На листочек посмотри и его половинку найди»
- практические - самостоятельная работа детей, творческая деятельность. Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: речевая, познавательная, двигательная, социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
Материал: Ноутбук, мультимедийная презентация, запись пьесы П. И. Чайковского «Времена года»
Раздаточный материал: силуэты белого и серого зайца на каждого ребёнка, альбомный лист на каждого ребёнка, модель дерева.
Предварительная работа: Чтение стихотворений, рассказов, энциклопедий на тему: «Осень в лесу»; рассматривание иллюстраций «Дикие животные» Дидактическая игра «Раз, два, три - к дереву иди», «Найди и назови по описанию», рассматривание картин о природе, разбор пословиц и поговорок, примет об осени.
Ход:
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Содержание Обратная связь на высказывание детей/примечание
Воспитатель: Ребята, здравствуйте, рада вас видеть! Давайте поприветствуем друг друга.
Предлагаю взяться за руки. Согласны?
Воспитатель:- Ребята, а что такое лес?
Воспитатель: - Я предлагаю вам поиграть и про осень рассказать. Дидактическая игра «Осенний листочек, по кругу лети, про осень красавицу нам расскажи»
Воспитатель:
- Ребята, а вы хотите отправиться на прогулку в осенний лес?
Воспитатель:
- Чтобы попасть в лес нам нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова:
Вправо – влево повернись,
В лесу осеннем очутись!
Воспитатель:
- Ребята, вот мы с вами и попали в осенний лес, но он какой-то бесцветный. Что же с ним случилось? Ой, посмотрите, под деревом лежит письмо. На нем написано «Ребятам старшей группы № 7».
-Вам интересно узнать, от кого оно и что в нём написано?
-Чтобы вам было удобнее слушать, присаживайтесь, пожалуйста, на пенёчки. Если все согласны, то воспитатель говорит:
«В лес осенний на прогулку приглашаю вас пойти.
Интересней приключения нам, ребята, не найти!
Друг за другом становитесь, крепко за руки держитесь.
По дорожкам, по тропинкам, по лесу гулять пойдём
Может быть, в лесу осеннем мы кого-нибудь найдём».
Если кто-то отказывается:
- А мы на тебя рассчитывали. Хорошо, посиди, но, если захочешь к нам присоединится, мы с удовольствием ждем тебя!
Здорово! От ваших улыбок стало в зале светлее.
Ответы детей:
- Это место, где растёт много деревьев, кустарников, ягод, грибов, живут звери, птицы, насекомые.
Ответы детей:
-День короче, а ночь длиннее.
-На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
-Небо серое, хмурое.
-Часто идут дожди.
-Перелетные птицы улетают на юг.
-Дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку.
- Люди надевают куртки, резиновые сапоги, шапки и берут с собой на улицу зонт.
-Собирают урожай овощей, фруктов и зерна;
- Осенние месяцы называются сентябрь, октябрь, ноябрь.
На экране демонстрируется слайд № 1- название презентации.
Воспитатель:
- Ребята, вы меня порадовали своими ответами.
Ответы детей развивать:-Да.
Ответы детей развивать: - Хотим
Воспитатель:
- Тогда в путь.
Дети закрывают глаза и повторяют текст за воспитателем.
(Воспитатель напоминает детям о правильной осанке за столом)
На экране демонстрируется слайд № 2- осенний бесцветный лес. Возле макета дерева лежит конверт с письмом, на который педагог обращает внимание детей.
Воспитатель берёт конверт, открывает его и предлагает детям прочитать его содержимое.
Ответы детей:
- Да. Интересно.
Дети садятся на стульчики.
2 этап: способствуем вспомнить планированию детьми их деятельности
содержатся Содержание беседы
Обратная связь оказывается на высказывание детей/примечание
Воспитатель: читает письмо: «Дорогие ребята, здравствуйте! Пишет вам Старичок - Лесовичок. В моем лесу произошла большая беда: злой колдун украл у Осени ее волшебные краски, и теперь все деревья стоят бесцветные. Если вы сможете выполнить все задания колдуна, то все осенние краски вернутся, а деревья снова оденутся в свои замечательные наряды. Заранее вас благодарю. Ваш друг Лесовичок.»
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, сможем ли мы помочь Осени?
Воспитатель: - А что нам надо сделать, чтобы помочь Осени вернуть краски лесу?
Ответы детей развивать:
- Да, мы сможем помочь Осени.
Ответы детей развивать:
- С помощью заданий мы найдем все осенние краски и нарядим деревья.
Воспитатель: Я не сомневалась в вашей отзывчивости!
3 этап: способствуем содержится реализации детского замысла
хлопки Содержание способствуем
Обратная связь виды на высказывание детей/примечание
- Итак, первое задание.
Дидактическое упражнение «Узнай дерево»
Воспитатель:
- Ребята, я буду загадывать вам загадки, а вы попробуете догадаться о каком дереве идет речь. Готовы?
Белый ствол. Чернеют пятна –
где такое ты встречал?
Будто кто-то аккуратно
на стволе их рисовал. (Береза)
А нас ожидает еще одна загадка.
Великан осенний рад
бурый свой надеть наряд.
С веток, словно для затей,
набросает желудей. (Дуб)
Листик на ладонь похож,
осенью красив, пригож.
Каждый в дерево влюблён,
потому что это. (Клен)
Воспитатель:
- Как вы думаете, на каком дереве растут желуди?
Воспитатель:
- Первое задание мы выполнили и нашли первую краску. А какого цвета краску мы вернули?
Воспитатель:
- Следующее задание - какие птицы бывают?
Воспитатель:
- Каких перелётных птиц вы знаете? Почему их называют перелётными?
Воспитатель:
- Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?
Воспитатель:
- Чем питаются зимующие птицы?
Воспитатель:
- Ребята, а как люди заботятся о зимующих птицах?
Воспитатель:
- Дети, вы отлично справляетесь с заданиями злого колдуна, поэтому теперь я предлагаю вам немного поиграть. Хотите?
Физминутка (включить музыку)
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.
Воспитатель:
- Ребята мы расколдовали еще одну краску. Какого она цвета?
Воспитатель:
-Приступаем к следующему занятию, вы готовы отвечать?
Проводится дидактическая игра «Четвертый лишний»
Воспитатель:
- Ребята, а кто кроме птиц ещё живёт в лесу?
Воспитатель:
- А вы знаете, как лесные звери готовятся осенью к зиме?
Воспитатель:
-А хотите провести эксперимент, как зайчик прячется зимой от хищников?
Воспитатель:
- Дети, как вы думаете, зачем зайцу менять цвет шубки?
Воспитатель:
- Ребята, мы выполнили последнее задание колдуна и спасли ещё одну краску. Какого она цвета?
Воспитатель:
- Дети, мы выполнили все задания и нашли все краски. Какого они цвета?
Воспитатель:
- Ребята, что произошло с нашими деревьями?
Воспитатель:
-Почему, они стали такими разноцветными?
Воспитатель:
-А вы знаете, кто самые главные жители в лесу?
Воспитатель:
-Какие виды леса вы знаете?
Воспитатель:
-Почему деревья главные жители в лесу?
Воспитатель:
- Люди – гости леса. Они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом. Чистый лес – приятное место для отдыха и прогулок.
-Берегите русский лес, он– источник всех чудес!
- Ребята, Лесовичок благодарен вам за оказанную помощь! Ну, а нам пришло время возвращаться в детский сад. Закрываем глаза и говорим: «Влево – вправо повернёмся, в любимый детский сад вернёмся!
Ответы детей развивать:
- Да. Готовы.
Воспитатель:
- Тогда начнём.
Ответы детей:
- Береза. (Слайд № 3)
- Дуб. (Слайд № 4)
- Клён. (Слайд № 5)
Воспитатель:
- Совершенно верно.
Ответы детей развивать:
- На дубе. (Слайд № 6)
Воспитатель:
- Правильно.
Ответы детей развивать:
- Жёлтого.
Воспитатель:
-Отлично.
На экране демонстрируется слайд № 7 – жёлтый лес.
Ответы детей развивать:
- Перелётные и зимующие.
Воспитатель:
- Согласна с вами.
На экране слайд № 8 – перелётные птицы.
Ответы детей:
- Журавли, гуси, лебеди, скворцы, ласточки.
- Перелётными их называют потому, что они на зиму улетают в тёплые края.
Воспитатель:
- И это верный ответ.
Ответы детей развивать:
- Зимующие.
Воспитатель:
- Здорово.
На экране слайд № 9 – зимующие птицы.
Ответы детей развивать: (Слайд № 10)
- Снегири питаются ягодами рябины, синички любят сало, дятел ищет в коре деревьев насекомых, сова ловит мышей, клёст любит семена шишек, а воробьи, голуби, вороны живут в городе, они питаются хлебными крошками, семечками, зёрнышками.
Воспитатель:
- Отлично. Вы так много знаете о птицах.
Ответы детей развивать: (Слайд № 11)
- Люди делают для птиц кормушки.
- Подкармливают в холодные зимние дни.
Воспитатель:
- Вы так добры. Это очень хорошо.
Ответы детей:
- Да. Хотим.
Воспитатель проводит физминутку «Лес», дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Воспитатель:
- Молодцы! Вы отлично изобразили деревья и птиц, присаживайтесь.
Ответы детей:
- Красного.
Воспитатель:
- Правильно.
На экране слайд № 12 - лес красного цвета.
Ответы детей:
-Да. Готовы.
Воспитатель:
- Начинаем.
Ответы детей:
- Звери. Животные.
Воспитатель:
- Хорошо.
Ответы детей развивать:
- Строят домики, запасаются едой, накапливают жир и впадают в спячку, меняют свой окрас.
Воспитатель:
- Вы не перестаете меня радовать.
Ответы детей развивать:
- Да. Конечно, хотим.
Воспитатель:
- Тогда начнем.
Проводится опыт с белым листом бумаги и двумя силуэтами зайца – белым и серым. На белый лист бумаги дети кладут силуэт белого и серого зайца.
Делают вывод, что белый цвет помогает скрыться от волка и лисы.
Ответы детей воспитателем:
- Это помогает зайцу спрятаться от волка и лисы.
Воспитатель:
- Всё верно.
Ответы детей: (Слайд № 13)
- Зелёного.
Воспитатель:
- Умницы.
На экране слайд № 14 – разноцветный осенний лес.
Ответы детей воспитателем:
- Жёлтого, красного, зелёного.
Воспитатель:
- Совершенно верно.
Ответы детей воспитателем:
- Деревья стали разноцветными, яркими, красивыми.
Ответы детей воспитателем:
- Потому что Волшебница осень раскрасила их разными цветами.
Воспитатель:
- Я с вами соглашусь, это волшебница Осень нарядила деревья в красивые платья.
Ответы детей воспитателем:
- Деревья.
Воспитатель:
- Хорошо.
Ответы детей воспитателем:
- Смешанный, лиственный, хвойный
Ответы детей воспитателем:
- Деревья – это основа леса. Они выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха, являются жильём и убежищем для зверей и птиц.
Воспитатель:
- Правильно.
Дети закрывают глаза и произносят слова вместе с педагогом.
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии
Содержание Обратная связь на высказывание детей/примечание
Воспитатель:
- Вот мы и вернулись в детский сад. Я довольна тем, как вы сегодня поработали, а что понравилось вам?
Воспитатель:
- Какое задание было для вас самым интересным?
- Какое задание больше всего понравилось?
Воспитатель:
- Умницы, ребята, вы не перестаете меня удивлять своими знаниями и успехами, и за это Волшебница осень передала вам подарок - корзинку с грибочками. Ответы детей воспитателем: Выполнять задания, играть в игры, помогать Лесовичку.
Воспитатель:
- Хорошо.
Ответы детей воспитателем:
- Эксперимент с зайчиком.
Воспитатель:
- И мне это задание понравилось больше остальных.
Ответы детей воспитателем:
- Отгадывать загадки.
Воспитатель:
- Да. Вы проявили смекалку в этом задании.