Фаина Трефилова
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Номинация «IT-успех»
Конкурсная работа
на тему «Золотая осень»
в подготовительной группе
Автор:
Трефилова Фаина Александровна, воспитатель первой категории
г. Можга, 2018 год
Введение
Актуальность
Публикация «Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе „Золотая осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Рисование
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
В настоящее время учеными, педагогами доказано, что возникают трудности восприятия детьми природы. Решением данной проблемы занимались известные ученые А. В. Запорожец, Э. И. Залкинд, Н. М. Зубарева, В. Б. Косминская и др. Известный педагог Л. В. Компанцева обуславливает это тем, что «У детей, особенно городских, мало знаний о явлениях природы и ее образах и поэтому они не могут активно применять свой опыт в изобразительной деятельности».
По мнению Е. А. Флеринской, Н. П. Сакулиной, В. С. Мухиной, обучая детей восприятию произведений живописи, мы тем самым делаем выразительнее их изобразительную деятельность. Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомления детей с природой обогащает как знание о мире, так и изобразительное творчество маленького художника. Стремление передать образы природы в рисунке приводит к углублению, уточнению знаний и представлений о природных объектах и явлениях. Вместе с тем содержание детского творчества обогащается новыми образами. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание. Любовь к Родине начинается с любви к своим родным и близким, к своему городу, к родной природе, к месту, где родился и живет человек.
Цель: Создать условия для развитие эмоциональной восприимчивости и эмоционального отклика на произведения искусства.
Программное содержание:
I. Образовательные задачи:
I.1. Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства.
I.2. Продолжать знакомить детей с произведениями живописи И. Левитана («Осень», «Золотая осень», «Поздняя осень»).
I.3. Формировать умение аргументированно и развернуто оценивать изображения, созданные как самим ребенком, так и его сверстниками.
II. Изобразительные задачи:
II.1. Закреплять умение детей отражать в рисунке впечатления от осени, передавать ее колорит.
II.2. Продолжать учить детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа – передний план, или дальше от него – задний план).
II.3. Формировать способность замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое – в пасмурный).
III. Технические задачи:
III.1. Формировать умение детей замечать различные оттенки цветов и передавать их в рисунке.
III.2. Закреплять умение рисовать деревья, используя разные цвета для стволов приемы работы с кистью (всем ворсом и концом).
IV. Развивающие задачи:
IV.1. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности.
IV.2. Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
IV.3. Продолжать формировать умение проявлять самостоятельность в выборе темы, композиции и цветового решения.
V. Воспитывающая задача:
V.1. Воспитывать интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям искусства.
Механизм и продолжительность реализации разработки:
Продукт используется в непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. При создании презентации использованы компьютерные программы: Microsoft Power Point, графический редактор Paint.
Демонстрация презентации осуществляется по щелчку.
Возможность распространения в других образовательных учреждениях:
Данная разработка может быть использована в любом дошкольном образовательном учреждении.
Предварительная работа: рисование осеннего лиственного дерева и ели.
Оборудование: грамзапись П. И. Чайковского «Осень» из цикла «Времена года», презентация с картинами И. Левитана «Осень», электронные фотографии города Можги, магнитная доска, бумажные репродукции И. Левитана, мультимедиа-проектор, экран, ПК.
Раздаточные материалы: альбомный лист, гуашь, кисти № 2, 4, 6, вода, салфетки бумажные, палитра.
Технологическая карта совместной образовательной деятельности взрослого с детьми
Этапы совместной деятельности
Ход совместной деятельности
Ресурсы, дидактические материалы
Деятельность взрослого
Деятельность детей
Время
Вводная часть. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Здороваются.
Осень.
30 сек.
Целеполагание
Вокруг так красиво, но осень быстро заканчивается. А так хочется, чтобы она еще порадовала нас своей красотой, своим теплом.
1. Что же можно для этого сделать?
Сегодня мы будем рисовать гуашью, научимся смешивать краски для получения новых оттенков.
А что будем рисовать, вы узнаете, отгадав загадку:
Воспитатель зачитывает загадку:
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется - пейзаж.
Правильно! Так что же такое пейзаж?
Для того, чтобы нарисовать пейзаж, нам нужно знать несколько важных правил, о которых знают великие художники-пейзажисты.
А познакомиться поближе с их работами мы можем в картинной галерее. Я предлагаю вам прямо сейчас туда отправиться.
Предположительные ответы детей:
1. Нарисовать.
Пейзаж.
Дети отвечают:
Пейзаж – это изображение природы.
Дети подходят к доске, садятся полукругом.
1 мин.
Беседа по картине «Ранняя осень».
Беседа по картине «Поздняя осень»
Беседа по картине «Золотая осень»
Воспитатель рассказывает:
Исаак Ильич Левитан – известный русский художник. Он очень любил рисовать русскую природу, пейзажи родного края. Он написал около 100 картин про осень! Не случайно Левитана назвали «певцом русской природы».
Слушают рассказ педагога.
30 сек.
Слайд 1
Воспитатель задает детям вопросы:
1. Что изображено на этих картинах?
2. Как называются такие картины?
Очень красиво про осень сказал поэт А. С. Пушкин:
Педагог читает стихотворение А. С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!»
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Предположительные ответы детей:
1. Природа.
2. Пейзаж.
Дети слушают стихотворение А. С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!».
1 мин.
На магнитной доске бумажные репродукции картин И. И. Левитана «Ранняя осень», «Золотая осень», и «Поздняя осень».
Воспитатель спрашивает детей:
1. Что изобразил художник на первой картине?
2. Какое настроение вызывает у вас картина?
3. Какие краски использовал для этого художник?
Предположительные ответы детей:
1. Природа, речка, деревья и небо отражаются в воде.
2. Яркое, веселое, но немного грустное.
3. Желтый, оранжевый, зеленый – яркие, солнечные.
1 мин.
Воспитатель спрашивает детей:
1. Посмотрите на следующую картину. Где проходит линия горизонта?
2. Чего в картине больше: земли или неба?
3. Почему художник уделил небу так много места?
4. Какое оно?
5. Какое настроение у вас вызывает картина?
Предположительные ответы детей:
1. Посередине листа.
2. Неба.
3. Художник хотел передать грустное настроение через пасмурное небо.
4. Пасмурное, хмурое, серое.
5. Грустное.
2 мин.
Воспитатель задает вопросы детям:
1. Эта картина нам знакома. О чем она?
Да, здесь все очень красиво, изображена речка, которая уходя в даль, становится все уже и уже. Кажется, темно-синяя вода движется, становясь вдали все светлее. Слева небольшой пригорок, на котором растут тоненькие деревца.
2. А вы узнали, что это за деревья?
3. Как узнали?
4. Посмотрите, листочки на первых двух деревьях почти осыпались. А оставшиеся листья просматриваются, они похожи на круглые золотые монетки. А кроны деревьев доходят до самого верха полотна. А что мы видим дальше? (воспитатель указывает указкой на деревья, расположенные далеко).
5. Почему они нарисованы так высоко на листе и так мелко?
6. Просматриваются ли листья?
Предположительные ответы детей:
1. О красоте природы осенью.
2. Березы.
3. По тоненьким белым стволам.
4. Эти деревья расположены выше на листе, кажутся маленькими.
5. Потому что они далеко от художника.
6. Не просматриваются.
2 мин.
Воспитатель задает детям вопросы:
1. В какой последовательности вы бы расположили эти картины?
Воспитатель располагает репродукции на доске в правильной последовательности.
2. Почему вы решили, что именно такая последовательность будет правильной?
3. Как можно назвать осень, которую мы поставили раньше всех?
4. … которая в середине?
5. …которая позже всех?
6. Отличается ли последняя картина по цвету от первых двух?
7. Чем?
Правильно, эта картина написана более холодными, темными красками. Желтый, оранжевый цвета имеют холодный серо-лимонный оттенок, зеленый цвет – кажется голубоватым.
1. Ответы детей.
2. Ответы детей.
3. Ранняя осень.
4. Золотая осень.
5. Поздняя осень.
6. Да.
7. На ней изображена пасмурная погода, цвета тусклые, холодные.
1 мин.
Воспитатель проводит дидактическую игру «Палитра»
Педагог предлагает определить какие оттенки использовал автор при написании каждой картины.
Дети по очереди определяют.
1 мин.
Слайд 2.
Воспитатель задает вопрос:
1. Как можно получить более светлые оттенки цвета гуаши?
2. А как получить темные, хмурые оттенки гуаши?
Предполагаемые ответы детей:
1. Добавлять белый.
2. Добавлять черный.
30 сек.
Слайд 3.
Итак, знание каких правил нам поможет в рисовании пейзажа нашего города?
1. Находим линию горизонта.
2. «Рисуем небо».
- Какого цвета небо?
- Какие краски возьмем для рисования неба?
- Смешиваем краски на палитре. Наносим мазками большой кистью.
- Вверху небо ярче, к линии горизонта – светлее.
3. «Рисуем осеннюю землю».
- Цвета – охра, желтый, немного зеленого.
- выполняем тоже большой кистью – мазками.
4. Рисуем деревья на дальнем плане сплошным пятном.
5. Рисование дерева (деревьев) на первом плане:
- Из чего состоит дерево (ствол, ветки, листья)
- Сначала нарисуем ствол. Добавляем веточки (начинаем от ствола).
7. «Одеваем» на дерево листочки. Методом примакивания кистью (желтой, оранжевой, красной, зеленой, охрой) вокруг веточек.
пасмурное, солнечное?
Белый немного синего, фиолетовый, черный добавляем, если у нас пасмурное небо.
2 мин.
Слайд4.
Воспитатель задает детям вопросы:
В нашем городе тоже много красивых мест.
1. Какие уголки родной природы вы особенно любите?
Предполагаемые ответы детей:
1. Городской парк, городской пруд, родник.
30 сек.
Слайд 5.
Физкультминутка «Желтые листья»
Воспитатель предлагает детям встать и отдохнуть перед написанием картины.
Что такое листопад? Представьте, что ваши кисти рук — это листья. Раздвиньте пальчики и посмотрите, листья какого дерева напоминают вам ваши руки. (Клена.) Сделайте свои листики твердыми, напряженными, тугими. (Педагог проверяет напряженность пальцев.) Хорошо. А теперь листочки повисли: расслабьте руки.
1. Когда с деревьев падают листья.
2. Листья клена.
30 сек.
Слайд 7.
Практическая часть
Воспитатель предлагает детям пройти за столы, чтобы попробовать себя в роли художников-пейзажистов и нарисовать осенний пейзаж гуашью.
Дети приступают к рисованию под музыку.
14 мин.
Включается грамзапись П. И. Чайковского «Осень» из цикла «Времена года»
Заключительная часть
Итог занятия :
1. Ребята, в какой роли вы сегодня побывали?
2. Какое настроение вызывает у вас пейзаж, который нарисовали?
3. Почему?
Ответы детей:
1. Да.
2. Радостное, грустное
4. Радостное, потому что яркие краски, а грустное, потому что лето закончилось.
30 сек.
Рефлексия
Воспитатель предлагает детям открыть свою картинную галерею. Для этого нужно выбрать рамочки для своих рисунков и повесить свой рисунок в галерее:
- желтая рамочка – если удалось передать то, что задумал;
- белая рамочка – если не все получилось так, как хотел. Все рисунки помещаются на магнитной доске.
Педагог предлагает художникам превратиться в зрителей и найти самую раннюю, золотую и позднюю осень из всех работ.
Дети выбирают рамку и приклеивают к совей картине.
Выбирают одну самую раннюю осень, одну самую золотую и одну самую позднюю.
2 мин.
Рамочки желтые и белые с двусторонним скотчем на уголках, магнитная доска с магнитами.
Заключение
Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием анимации. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Таким образом, применение ИКТ технологий на занятиях с детьми дошкольного возраста по рисованию, при знакомстве с репродукциями художников способствует более яркому освоению материала. А использование мультимедийной игры с анимацией и аудиозаписи помогает удерживать внимание детей, мотивировать их к деятельности.
Список использованных источников. Интернет ресурсы.
1. https://www google.ru/- картинки для презентации
2. https://nsportal.ru/
3. infourok.ru
4. www.prodlenka.org
5. Н. А. Курочкина. Знакомим с пейзажной живописью.