надежда трегубова
Конспект по речевому развитию (развитие связной речи) на тему: «Зимушка — зима» для воспитанников 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизация знаний детей о признаках зимы, о зимних забавах детей.
Образовательные задачи:
• уточнять и расширять словарь по теме «Зима. Зимние забавы»;
• упражнять в подборе однокоренных слов;
• упражнять в употреблении существительных в родительном падеже, в единственном числе.
Развивающие задачи:
• развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы»);
• развивать слуховое внимание, зрительное, фонематическое восприятие, мышление;
• развивать навыки правильного речевого дыхания.
Воспитательные задачи:
Публикация «Конспект по речевому развитию (развитие связной речи) на тему: „Зимушка — зима“ для воспитанников 4–5 лет» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
• воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
• воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Оборудование: игрушка Лунтик, проектор, снежки, цветные карандаши, листы с недорисованным снеговиком
Образовательная область: речевое развитие.
Методы:
• объяснительно – иллюстративный,
• метод проблемного изложения,
Форма организации деятельности: групповая.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Коммуникативная игра “3дравствуйте
”.
Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп (3 раза хлопают в ладошки).
Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ (3 раза топают ножками).
Здравствуйте, щёчки! Плюх, плюх, плюх (3 раза слегка похлопывают по щекам)
Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок (качают головой).
Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип (гладят кончик носа).
Здравствуйте, наши гости! (протягивают руки вперед).
Здравствуйте!
Воспитатель: Однажды на Луне родился необыкновенный малыш.
Я родился … И случилось так, что он попал на землю, где нашёл много новых друзей.
1 слайд: появляется Лунтик
(Из-за экрана достаю Лунтика-игрушку, а Лунтик на экране растворяется) .
Воспитатель: Давайте вспомним признаки зимы вместе с Лунтиком.
Дети: Холодно, мороз, снег, буран, метель, день стал короче, а ночь длиннее.
Воспитатель: Как воет вьюга? У-У-У (сильный ветер – громко, слабый – тихо) .
Правильно, зимой холодно и много снега.
Артикуляционная гимнастика.
Воспитатель: Давайте покажем Лунтику зимние артикуляционные упражнения:
«Покатаем язычок с горки вверх-вниз».
Если замёрзнет язычок, как мы его погреем? (пя-пя-пя)
Если замёрзнут руки? – подышим на руки.
Воспитатель: Ребята, Лунтик хочет узнать, чем же занимаются дети зимой, ведь на улице так холодно.
Расскажем Лунтику, что мы делаем зимой? Садитесь на стулья и смотрите на экран. (дети садятся на стулья) .
Составление предложений с предлогами.
На экране слайд – сюжетная картинки-подсказка.
Воспитатель: Кто нарисован на этой картине?
Дети: На картине нарисованы дети.
Воспитатель: Куда они пришли?
Дети: Они пришли в парк.
Воспитатель: Что делает девочка в синей шапочке?
Дети: Она лепит снеговика.
Воспитатель: Что делает мальчик?
Дети: Он катается на лыжах.
Воспитатель: Что есть у девочки в красном комбинезоне?
Дети: У неё есть санки.
Воспитатель: Кто пришёл с ней?
Дети: С ней пришла собака.
Воспитатель: Какое время года на картине?
Дети: Зима.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: Везде лежит снег.
Воспитатель: Какой снег?
Дети: Белый, пушистый, холодный, мокрый.
Проблемная ситуация (слайд дети в лодке на снегу)
Воспитатель: Ребята, где катаются дети?
Можно кататься зимой на лодке?
А что происходит с рекой зимой?
Что ещё делают дети зимой на прогулке?
А теперь давайте еще раз обобщим что мы делаем зимой и поиграем:
Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Развитие фонематического слуха.
(слайд со снежной улицей)
Воспитатель: Мы пойдём по сугробам. Идём, высоко поднимая ноги, но будьте внимательны, если услышите слово «КОЧКА», надо остановиться и хлопнуть в ладоши, чтобы кочка исчезла с нашего пути.
бочка – дочка – кочка – ночка – кочка – квочка – дочка – мочка – кочка – точка – почка – кочка
Игра со снежком. Подбор родственных слов к слову «СНЕГ».
Воспитатель: Лунтик, наши ребята знают много родственных слов к слову «снег».Кому я брошу снежок, тот назовёт слово и бросит снежок мне обратно. (снежок, снежинка, снегопад, снегурочка, снегоход, снежный, снегирь, снеговик, Снежная королева, снежки, снегокат, снегоуборочная машина).
Дыхательная гимнастика: «Сдуй снежинку с варежки».
Воспитатель: Вы сказали так много «снежных» слов и играли в снежки. Наши варежки все в снегу. Давайте подуем на них. Но помните, вдох делаем носом, выдох ртом.
Какие ещё правила дыхания вы знаете?
Дети: Щеки не надуваем, плечи не поднимаем, дышим животиком Воспитатель: Видишь, Лунтик, как много снега намело, это дети постарались, можно даже слепить снеговика.
Координация речи с движением –ритмическая игра «Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок, (шагаю т на месте)
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в снежный ком, («Рисуют» руками круг)
И станет ком снеговиком. («Рисуют» снеговика из трёх комков)
Его улыбка так светла! (Широко улыбаются)
Два глаза, шляпа нос, метла. (Движения по тексту)
Но солнце припечёт слегка, (Медленно приседают.)
Увы! – и нет снеговика. (Разводят руками, пожимают плечами) В. Егоров
Речевая игра «Чего не хватает у Снеговика»
слайд – снеговик
Употребление в речи существительных в род. п., ед. ч.
Воспитатель: Чего не хватает снеговику?
Дети: У снеговика нет ведра (нет моркови, не хватает улыбки и т. д)
Дорисовывание нужных деталей снеговику за столами.
(Дифференцированный подход – снеговикам надо дорисовать разное количество деталей: от1 до 4).
Воспитатель: Какие красивые снеговики у вас получились. (рассмотреть на мольберте или на столах) А давайте подарим их Лунтику. Он отнесёт их своим друзьям и расскажет им о вас.
Подведение итога
Воспитатель: Вот, Лунтик, сколько у наших детей полезных и интересных дел зимой. Ребята, напомните Лунтику, что мы делаем зимой? (ответы детей).
Лунтик: Спасибо, ребята, что познакомили меня с зимними забавами детей.
Воспитатель: А на прощание давайте послушаем красивую песенку «Зимняя сказка» и вместе с Лунтиком потанцуем. (релаксация)
До свиданья, до новых встреч!