Афанасьева Александра
Конспект занятия по развитию связной речи с использованием инновационных технологий «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обучение детей рассказыванию сказки с помощью моделей.
Задачи:
• формировать способность произвольного запоминания, используя мнемотаблицу;
• развивать ассоциативное мышление;
• обучать детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели;
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи с использованием инновационных технологий „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
• развивать у детей воображение, эмоциональную отзывчивость, речь, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету);
• воспитывать отзывчивость у детей, сопереживать и понимать героев сказки.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Формы деятельности – совместная деятельность взрослого и детей.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, физическая.
Форма проведения: ситуация – игра.
Методы и методические приемы: словесный, наглядный, игровой; организационный момент, воображаемая ситуация, проблемные ситуации, сюрпризные моменты.
Предварительная работа: разучивание с детьми пальчиковой игры «Замок», физминутки «Зайки»; разгадывание загадок о животных; словарная работа - обучать детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (заяц – зайка, зайчишка).
Оборудование и материалы: мнемотаблица («Заюшкина избушка», конверты с моделями на каждого ребенка, театр (мышка, собака, лиса, медведь, волк, петушок, волшебный рюкзачок, дорожки здоровья, сундучок.
НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Организационный момент.
Дети заходят и встают в круг.
- Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнемся им.
- Здравствуйте! – вам все сказали.
- Добрый день! – ответим мы.
Мы друг другу подарили теплоты и доброты.
Ребята, хотели бы вы отправиться в волшебный мир сказок?
А вы любите сказки? Я тоже люблю сказки, ведь именно там происходят настоящие чудеса.
Много сказок есть на свете,
Сказки очень любят дети.
Все хотят в них побывать
И немного поиграть!
Вы хотите? Вы готовы? Только вот как нам с вами попасть в страну сказок? Давайте приготовим ваши пальчики и произнесем волшебные слова. (Дети произносят волшебные слова).
Пальчиковая игра «Замок».
Начинаем колдовать, двери в сказку открывать. (С силой сжимаем и разжимаем кулаки.)
Хоть замочек очень крепкий – (сложить ладони в замок)
Металлический и цепкий, (развести ладони и потянуть замок)
Мы его покрутим, (крутим “замочек”)
На него мы сильно дунем, (вдох через нос 3 раза дунем)
Покачаем – раз, два, три.
Дверь, замочек, отопри! (Локти на уровне груди, ладони крепко прижать друг к другу, повороты “замочка” от себя.)
Двери открываются, сказка начинается.
2. Сюрпризный момент.
Появляется волшебный рюкзачок, в котором находится игрушка зайца.
-Ребята, посмотрите, что это?
-Правильно, кто-то забыл волшебный рюкзачок, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать, что там, но не при помощи глаз, а по волшебному, при помощи рук. Итак, в рюкзаке находится что-то мягкое с лапками, с длинными ушами и коротким хвостом. (Дети отгадывают.)
3. Беседа.
- Угадали, ребята! Это зайка, он прибежал к нам из сказки. - А как вы догадалась, что в мешочке спрятался зайка? (У него короткий хвост, длинные ушки). Что можно сказать о характере зайца, какой он в сказках? (трусишка, боязливый.)
-А как в сказках называют зайца? (зайчишка, зайка — побегайка, зайчонок, зайчишка-трусишка).
-Молодцы, ребята. Зайчик прибежал к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречаем зайца? («Заяц хваста», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка».)
-Да, действительно, в этих сказках мы встречаем зайчишку, но наш гость прибежал из сказки, где его обидела лиса и выгнала из домика. (Заюшкина избушка.)
4. Игра с загадками.
- Правильно, ребята, сказка называется «Заюшкина избушка», а теперь послушайте загадки и отгадайте героев сказки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и потом говорим отгадку.
Сама рыжевата,
Мордочка плутовата,
Ей не до пирожка,
Ей бы скушать петушка? (лиса)
-Ребята, как можно назвать лису ласково? (лисонька, лисичка)
Кто, большой и косолапый,
Мед достал из бочки лапой?
Скушал сладость и реветь.
А зовут его? (Медведь.)
Назовите медведя ласково (мишка, мишенька, медвежонок)
«Ку-ка-ре-ку» кричит он звонко,
Крыльями хлопает громко.
Курочек верный пастух,
Как зовут его? (Петух.)
Назовите петуха ласково (петушок, петенька)
У меня отличный слух,
Острый взгляд и тонкий нюх.
Сразу лезу с кошкой в драку,
Потому что я… (Собака.)
-Назовем собаку ласково (собачка, собачонка)
Живет в норке
Грызет корки.
Короткие ножки,
Боится кошки. (мышка)
-Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали. А все ли они герои сказки «Заюшкина избушка»? (Нет, мышка из другой сказки.)
5. Физкультминутка.
- Правильно, ребята. А теперь с зайчиком поиграем. Превращаемся в зайчат.
Зайки.
Зайки, где ж вы пропадали?
(Дети показывают руками ушки зайчиков)
Мы в капусте отдыхали.
(дрожат от страха)
А зачем капусту съели?
(руки ставят на пояс, качаются)
Мы лишь носиком задели.
(пальцем дотрагиваются к носу)
Ох, вас надо наказать.
(грозят пальцем)
Что ж, попробуйте достать.
(быстро прыгают на месте).
Молодцы! Ребята, а вы не забыли, что мы с вами в сказке? А в какой? (Заюшкина избушка). Ну тогда пойдемте с Зайчиком дальше.
6. Моделирование сказки.
Возьмите сказочные конверты, откройте их. Какие геометрические фигуры лежат перед вами? (круги). Чем они отличаются? (цветом, размером). Назовите цвета (белый, серый, оранжевый, красный, коричневый). Представьте, что каждая геометрическая фигура – это герой из сказки. Сказку «Заюшкина избушка» мы будем с вами составлять и рассказывать при помощи помощников, а именно, опираясь на схему, а также по моделям-заместителям. Для каждого героя сказки — круг определенного цвета. Для зайчика, как вы думаете — какой? (белый). Почему? Оранжевый круг для… (лисы). Почему? (лиса рыжая). Какой цвет соответствует герою «Заюшкина избушка» — собаке? (серый). Медведю, какого цвета кружок, почему? (дети объясняют, почему круги разного размера, каждый цвет соотносят с героями сказки). А что есть еще у вас на столах — избушки. Они разного цвета, почему? (лубяная – коричневого, а ледяная – синего).
Правильно ребята.
А теперь мы с вами будем рассказывать сказку, используя эти модели-заместители. Я рассказываю сказку, а вы выкладываете кружочки друг за другом. Будьте внимательны. (Дети по очереди рассказывают сказку у доски при помощи мнемотаблицы и моделей-заместителей, а остальные выкладывают ее на столах).
СКАЗКА
Жили-были лиса и заяц. У лисицы была избушка ледяная, а у зайчика лубяная. (дети ставят модели избушек). Пришла весна, и у лисы избушка и растаяла. А лиса попросилась к зайчику в избушку погреться, да и выгнала зайчика. Идет зайчик по дорожке и плачет, а навстречу ему собака:
– Гав, гав! Что, зайчик, плачешь?
– Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, попросилась она ко мне, да меня самого и выгнала.
– Не плачь, зайчик! Я ее выгоню!
Пошла собака к избушке, и говорит:
- Гав-гав уходи лиса вон!
-А лиса с печки отвечает:
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собака испугалась и убежала. Зайчик опять идет и плачет. Ребята, покажите, как зайка плачет (дети показывают, как плачет заяц). Навстречу ему медведь:
– О чём, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избушка, какая ребята? — лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала.
– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу, мы ее из избушки прогоним!
– Нет, не поможешь! Собака гнала, не выгнала. И ты, волчок, не выгонишь.
Подошли они к избёнке, медведь как завоет:
– Уходи, Лиса, вон из избушки!
А Лиса с печи как закричит:
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Медведь испугался и убежал. А как испугался медведь? (дети показывают)
Идет зайчик дальше по дорожке, плачет. Навстречу ему петушок:
– Кукареку! O чем, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала.
– Пойдем, зайчик, я тебе помогу, лису выгоню!
– Нет, петух, не поможешь!Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не прогнал.
Подошли они к избёнке,
– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса вон!
Лиса услыхала, испугалась и говорит:
– Одеваюсь.
Петух громче закричал, ребята помогайте мне:
– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса, вон!
А лиса:
- Шубу одеваю.
Петушок еще громче закричал, ребята помогаем петушку:
– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса, вон!
Испугалась лиса и убежала, а петух с зайчиком стали жить поживать и добра наживать.
Упражнение для глаз «Глазки крепко закрываем».
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем,
Открываем, поморгаем,
И работать продолжаем.
Во время рассказывания дети изображают : как плачет зайка, как собака испугалась лису, как петушок поет песню: сначала тихо, потом громче и громче.
Кто ребята помогал зайке выгонять лису? (собака, медведь) -Ребята. Скажите, хорошо ли поступила лиса с зайцем? (Нет).
-Какая лиса в этой сказке? (Лиса – хитрая, умная, бессердечная, коварная, лгунья, плутовка) — А какой зайчик? (Зайчик – добрый, слабый, беззащитный, доверчивый).
-Почему не помогли зайцу собака и медведь? (Собака и медведь струсили и убежали).
-Кто оказался настоящим героем – помощником, не испугавшимся лису? Кто он? (Петушок смелый, храбрый, хороший, красивый).
-Что же победило в сказке, добро или зло? (Добро).
Ребята, зайчику нужно оставаться в сказке, а мы с вами отправляемся дальше.
Дети выходят из-за столов и встают на коврик.
Как вы думаете, чтобы из сказки нам вернуться по какой дороге пойдем, что нам поможет?
По зелёной пойдем — к лягушкам в болото попадем.
По красной пойдем — к Бабе-Яге придем.
По синей пойдем – сундучок сказочный найдем.
Дыхательное упражнение.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и осенним лугом. Носом глубоко дышите, Спинки ровненько держите! (Вдох- выдох)
- А вот и волшебный сундучок! Вот это сюрприз! (Раскраски заюшкина избушка). Ребята вы обязательно каждый получите сказочную раскраску, а теперь возьмитесь за руки.
Сегодня мы с вами поиграли в игру «Волшебный рюкзачок», отгадывали загадки, изображали животных и совершили путешествие в сказку «Заюшкина избушка» которую составляли и рассказывали при помощи схемы и моделям-заместителям.
-Ну, а нам пора прощаться.
И со сказкой расставаться.
Мы сказку увидели, в сказку играли,
Ну и, конечно, немного устали.
Закончились наши большие дела,
Всем «До свидания» сказать нам пора.
САМОАНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«В гостях у сказки»
Коммуникация с использованием метода наглядного моделирования.
Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказки.
Задачи:
• формировать способность произвольного запоминания, используя мнемотаблицу;
• развивать ассоциативное мышление;
• обучать детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели
• развивать у детей воображение, эмоциональную отзывчивость, речь, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету)
• воспитывать отзывчивость у детей, сопереживать и понимать героев сказки
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие- общение со взрослыми и детьми, речевое - развитие устной речи, познавательное -через игровую деятельность, физическое- через пальчиковую игру, гимнастику для глаз, дорожки здоровья, физминутку.
Формы деятельности - совместная деятельность воспитателя и детей.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, физическая.
Форма проведения: игра – ситуация.
Материал и оборудование: мнемотаблица «Заюшкина избушка», конверты с моделями на каждого ребенка (мышки, собаки, лисы, медведя, волка, петушка, волшебный рюкзачок, дорожки здоровья.
Предварительная работа: чтение сказки «Заюшкина избушка»; разучивание пальчиковой игры «Замок»; физминутки «Зайки»; разгадывание загадок о животных.
Словарная работа: обучать детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (заяц – зайка, зайчишка).
Методы и методические приемы: словесный, наглядный, игровой; организационный момент, воображаемая ситуация, проблемные ситуации, сюрпризные моменты.
ОД - способствовала формированию у детей развивать ассоциативное мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, речь, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку.
На протяжении всей игровой ситуации поддерживался интерес детей, формировались психические процессы: внимание, речь, мышление, воображение, интерес детей и желание участвовать в той или иной ситуации.
Вывод: цель достигнута, задачи реализованы.