волох татьяна владимировна
Конспект занятия по развитию речи «Заучивание стихотворения «Детство» И. Сурикова
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №54 УКМО
Конспект
организованной образовательной деятельности
Образовательная область: «Развитие речи»
Тема: «Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Заучивание стихотворения „Детство“ И, Сурикова» размещена в разделах
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Возрастная группа: старшая (дети от 5 до 6 лет)
Составила: Волох Т. В.
Воспитатель 1 категории
г. Усть -Кут
2022г
Тема: «Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»
Цель: приобщить детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство»
Задачи:
Воспитательные;
• Воспитывать эмоционально-радостное отношение к зимней природе.
• Формировать положительную установку на участие в занятии; навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Развивающие;
• Развивать умение слышать и слушать вопрос, запоминать небольшой стихотворный текст. Отвечать на вопросы полным предложением.
• Активизировать познавательную и речевую деятельность детей, словарь на основе углубленных знаний о природных явлениях.
• Развивать связную речь, речевой слух, речевое дыхание, чувство ритма.
• Развивать артикуляционный аппарат.
• Уточнять произношение звука [у] с разной интонацией и силой голоса.
Образовательные:
• Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой.
• Учить детей отвечать на вопросы по содержанию, активизировать прилагательных словарь.
• Продолжать учить детей запоминать стихи с помощью опорных картинок
Создание среды для организации и проведения занятия :
Мультимедийный проектор, презентация стихотворения И. Сурикова «Детство», аудиозаписи С. Прокофьев «Фея зимы», А. Вивальди «Времена года. Зима», письмо, опорные картинки с презентации стихотворения. снежинка
Предварительная работа: наблюдения за явлениями природы зимой (ветер, снег, снегопад, иней на деревьях, коллективные и индивидуальные беседы с детьми о зиме, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, составление рассказов о красоте зимнего пейзажа.
Приемы руководства деятельностью детей:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия.
3. Приемы организации практической деятельности детей.
4. Приемы поддержания интереса у детей.
5. Приемы оценки и самооценки.
Формы организации совместной образовательной деятельности:
Двигательная
Игровая
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
Музыкально-художественная
Планируемые результаты:
• Научить детей выразительно читать наизусть стихотворение, понимать и воспроизводить образный язык; формировать навыки выразительного чтения.
• Помочь детям запомнить стихотворение с помощью опорных картинок.
Критерии оценки деятельности детей на занятии :
1. Активность
2. Самостоятельность
3. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми
4. Сопереживание
5. Эмоциональность
6. Самооценка
План занятия
1. Вводная часть:
Создание мотива для деятельности детей
Постановка цели
3 мин.
2. Основная часть:
Чтение стихотворения.
Беседа.
Пересказ с использование опорных картинок.
Комментирование.
14 мин.
3. Заключительная часть:
Оценка деятельности детей и самооценка
Подведение итогов занятия
3 мин.
Длительность занятия 20 мин.
Ход занятия:
Части НОД Содержание
1. Вводная часть
Создание мотива для деятельности детей.
Постановка цели.
Воспитатель: здравствуйте, ребята! Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы здоровы. Давайте пожелаем друг другу добра, хорошего настроения, удачи.
Дети проявляют интерес, желают друг другу добра, хорошего настроения, удачи, передавая «волшебную снежинку»
Воспитатель: Ребята, сегодня утром у нас в группе лежало письмо. Давайте прочитаем его…. «Это письмо от зимы она приглашает, нас в зимний лес…если вы хотите очутиться в зимнем лесу, то повторите волшебные слова»
«В зеркале я отражусь,
Где захочу, там и окажусь.
Перенеси нас, зеркало, в зимний лес.
Друг за другом становитесь, крепко за руки беритесь,
По дорожкам, по тропинкам, по лесу гулять пойдём»
Дети проходят на зимнюю полянку, воспитатель предлагает им расположиться, где кому будет удобно (расставлены кубики-пеньки, накрытые белой простыней).
2. Основная часть
Чтение стихотворения.
Беседа.
Пересказ с использование опорных картинок.
Комментирование.
Звучит музыка С. Прокофьева «Фея зимы» чтение педагогом стихотворения И. Сурикова «Зима».
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес, что шапкой,
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Стали дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы —
И зима настала.
Воспитатель: Великолепен вид зимней природы! Могучие сосны и ели оделись в белоснежные одеяния.
Стройные березы стоят как невесты. Воздух морозный и тонкий в лесу. И кажется, будто иголочками колет щеки.
Торжественно светло и тихо. Вся земля покрыта сияющим белым, мягким, блестящим снегом. Природа зимой в лесу удивительно красива. Чистые озера и реки украшают ее своей неповторимой красотой.
Так хочется побывать в лесу, упасть в большой сугроб, увидеть над собой ясное, лазурное небо, ощутить все волшебство удивительной зимы. Зима – волшебница очаровала природу, украсила невидимыми нарядами.
Ни одно время года так ни волшебно как – зима.
Упражнение «Нарисуем зиму».
Воспитатель: - Ребята, как вам кажется, зимний лес красивый?
- А давайте и мы с вами нарисуем зимнюю картинку, но не карандашами и красками, а движениями рук. (Движения выполняет воспитатель и дети.)
- Посмотрите, как красиво идет снег. Снег может падать хлопьями. (Руки двигаются сверху вниз, взмахи кистями рук.)
- Снег может падать снежинками. (Руки двигаются сверху вниз, при этом пальцы совершают хаотичные движения.)
- Метут вьюги, метели. (Сильные круговые махи руками.)
- Наметают сугробы. (Руки двигаются от середины сверху, через стороны вниз.)
Затем воспитатель предлагает детям присесть на свои места.
Воспитатель: Художники изображают красоту зимней природы в картинах, а как еще можно рассказать о зимней сказке. Какими способами? Как об этом могут рассказать поэты? (Стихами)
Ребята, а вы любите кататься на санках? (ответы детей) Я тоже в детстве очень любила кататься на санках, и автор стихотворения, которое я сейчас хочу вам прочитать тоже очень любил кататься на санках с горы.
Чтение отрывка из стихотворения И. Сурикова «Детство» с опорой на слайды по тексту стихотворения.
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой.
Вот свернулись санки,
И я на бок - хлоп!
Кубарем качусь
Под гору, в сугроб.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Всё лицо и руки
Залепил мне снег.
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
Беседа по содержанию.
• О каком времени года пишет поэт?
• Что вспоминает Суриков?
• Как поэт пишет про гору? Какая она?
• Как вы понимаете слова «кубарем качусь под гору в сугроб»?
• Как вы думаете, какое настроение у Ивана Сурикова в этот период времени?
• Послушайте стихотворение еще раз.
Повторное рассказывание стихотворения.
Чтение стихотворения с установкой на запоминание.
После чтения воспитатель предлагает прочитать стихотворение, используя разные приемы:
• Ребята, я буду читать, а те, кто запомнил слова, вместе со мной повторяет (1-2 раза).
• Далее воспитатель предлагает детям, опираясь на картинки с экрана воспроизвести стихотворение по памяти, передавая снежинку друг другу (рассказывая по одной строчке - один слайд) (1-2 раза)
• А сейчас давайте попробуем разделиться на 2 подгруппы: 1 подгруппа читает первое четверостишье, а 2 - читает второе четверостишье. Потом можно поменяться.
Рассказывание стихотворения воспитателем.
Рассказывание стихотворения детьми наизусть.
Воспитатель: Молодцы! Когда придете домой – не забудьте рассказать стихотворение своим родителям!
Игра «Вьюга». Звучит звук завывания вьюги.
Воспитатель: - Кажется, начинается вьюга в зимнем лесу. Но я знаю, как усмирить проказницу вьюгу. Давайте мы её поймаем в круг и поиграем в игру «Вьюга».
Дети образуют круг. Расширяя круг, произносят звук «У» долго и громко. Затем дети сужают круг и произносят звук «У» долго и тихо. (Упражнение повторяется 3-5 раз.)
Рефлексия: «Разрезные картинки».
Воспитатель: Ребята, вьюга, проказничая в лесу, рассыпала всё наше стихотворение. Нужно срочно его собрать, иначе мы с вами не сможем обратно попасть в детский сад.
Воспитатель раздает детям конверты с разрезными картинками. Дети должны собрать картинку и вспомнить по ней строчку из стихотворения. Затем вместе с воспитателем дети собирают все стихотворение и проговаривают его.
Воспитатель: ой, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Посмотрим в наше «волшебное зеркало» и скажем «волшебные слова» :
«В зеркале я отражусь,
Где захочу, там и окажусь.
Перенеси нас, зеркало, в зимний лес.
Друг за другом становитесь, крепко за руки беритесь,
По дорожкам, по тропинкам, по лесу гулять пойдём».
3. Заключительная часть
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов занятия. Воспитатель: вот мы с вами и оказались в детском саду. Где мы с вами сегодня побывали? Cкаким стихотворением мы сегодня познакомились? Ребята а как вам кажется, кто лучше всех рассказал?
Далее проводится оценка педагогом.
Длительность занятия : 20 минут.