Валентина Черноусова
Конспект ОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»
Цель: Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели».
Задачи:
1. Обучающие:
Публикация «Конспект ОД по развитию речи в старшей группе „Составление описательного рассказа по картине А, Саврасова „Грачи прилетели“» размещена в разделах
- Грач, грачи. Все о грачах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- «Грачи прилетели» Саврасов А. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
-учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно рассматривать;
- учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине;
- закрепить знания о весенних изменениях в живой и не живой природе.
2. Развивающие :
- развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы;
- уточнить представление о перелётных птицах, об их жизни в весенний период;
- обогащать словарный запас определениями, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения и сравнения.
3. Воспитательные:
- помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине;
- воспитать желание внимательно рассматривать и понимать картину.
Материал:
- репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»;
- первая часть советского мультфильма «Пластилиновая ворона», 1981 г. ;
- аудиозапись с голосами птиц (звуки, издаваемые грачами);
- аудиофайл «Грачи прилетели» (текст из интернета, голос Морозкиной Т.);
- силуэт ладони;
- белый лист, с вырезанным силуэтом глаза «зоркий глаз»;
- фрагменты объектов с репродукции.
Предварительная работа:
- беседы на темы «Пришла весна», «Перелётные птицы», «Наши пернатые друзья», «Приметы весны»;
- рассматривание иллюстраций, картин на весеннюю тему;
- чтение художественной литературы Г. Ладощиков «Весна», С. Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда», загадки про времена года, птиц;
-прослушивание записей «Голоса природы», «Звуки окружающего мира»;
Словарная работа: грач, грачата, журчит, вьют, капель, щебет, репродукция.
Ход занятия:
Воспитатель: – Дети, вам каждый день приносит массу открытий, вы узнаёте много нового. И сегодня вы узнаете много интересного и нового. А чем же мы будем заниматься, вы сейчас должны догадаться сами. Внимание на экран (мультфильм «Пластилиновая ворона, первая часть, 1981 г.)
Показ репродукции «Грачи прилетели» Саврасова. Вопросы: - Что изображено на картине? Может быть портрет, натюрморт?
Дети отвечают.
Воспитатель: – А почему вы так думаете?
Дети: – Картина, на которой нарисована природа.
Воспитатель: - Правильно. Это картина называется «Грачи прилетели» и написал ее Алексей Кондратьевич Саврасов. Все картины, написанные художниками, необычные, волшебные и каждая о чём – то рассказывает. Сейчас мы в этом убедимся:
Внимательно посмотрите на картину и скажите, что вы видите (ответы детей).
Воспитатель: – Сейчас мы более детально рассмотрим картину, а поможет нам в этом игра, которая называется «зоркий глаз». Вы называете то, что видите, а я буду обозначать их на схеме.
(небо, облака, дома, церковь, кусты, деревья, проталины, грачи, гнезда, прудик)
Воспитатель: – Молодцы, сколько объектов разных увидели!
Ребята, все картинки – объекты связаны между собой. Давайте подумаем и скажем, чем и как они связаны? Какие две картинки мы можем соединить между собой? (работа на магнитной доске, соединяем маркером круги, например: грачи с ветками, с гнездами, с червями, облака и небо (облака бегут по небу, снег и проталины, церковь и дома (построил человек).
Воспитатель: – А сейчас мы послушаем картину. Представьте, что вы попали в картину, закройте на минутку глаза. Прислушайтесь внимательно, что происходит рядом с вами, что вы слышите?
Дети: – Я слышу, как кричат грачи, как звенят колокола на колокольне, звон капели, шёпот ветерка.
Воспитатель: - Это и есть, дети, музыка весны, которая теперь с каждым днём будет звучать всё громче и увереннее.
Аудиозапись голосов птиц (звуки, издаваемые грачами).
Воспитатель: – Вы слышали, как птицы кричат? Почему они так кричат, как вы думаете?
Дети: – Волнуются за своих грачат, разговаривают с птенцами, учат их, воспитывают.
Воспитатель: – Звуки, издаваемые грачами, похожи на карканье вороны, у него хриплый и басистый голос. В любое время года эти птицы не поют песен, а каркают.
Физминутка «Грачи».
Воспитатель: – А сейчас предлагаю тихонько походить по картине :
- Что вы чувствуете? Притроньтесь и проведите рукой по стволу березки (нарисованная ладонь). Какие они?
Дети: – Одни стройные, прямые, другие с искривленными стволами, склонившиеся к земле.
Воспитатель: - Какая кора на ощупь? (влажная).
Что мы можем сказать о снеге? Какой он?
Дети: – Рыхлый, мокрый, потемневший, серый, грязный. Он щиплет ладонь.
Воспитатель: – А теперь глубоко вдохните воздух и опишите, какие запахи вы чувствуете.
Дети: – Пахнет дымком, свежестью.
Воспитатель: – Сейчас мы послушаем звуковое описание этой волшебной картины. Вот так описывают картины настоящие профессионалы искусства (прослушивание аудиофайла «Грачи прилетели» Морозкиной Т.).
Воспитатель: - Перед нами, дети не картина, а репродукция картины, которую мы можем увидеть в книжках, различных иллюстрациях. А настоящие произведения искусства хранятся в Третьяковской галерее, в Москве. Мы сегодня напишем с вами свою волшебную картину и дадим ей полное описание.
Дети составляют описательные рассказы.
Рефлексия: Дети, вам понравилось наше занятие? Что понравилось больше всего и почему? Зачем мы сегодня слушали картину? О чём вы сегодня вечером расскажете родителям?