Альбина Попова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка»
Тема: Пересказ венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка».
Цель: формирование познавательно – речевого развития в процессе обобщения и закрепления знаний по лексической теме «В гостях у сказки» в игровой и коммуникативной деятельности.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Пересказ венгерской народной сказки „Два жадных медвежонка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медведь, медвежата
- Медведь. Конспекты занятий
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- «Два жадных медвежонка», сказка
- Темочки
Задачи: пересказывать художественное произведение, передавая содержание сказки с помощью мнемотаблицы; подбирать слова – признаки, слова – действия, согласовывать прилагательные с именем существительным; различать жанры художественной литературы: сказки (русские народные, авторские); координировать речь с движениями;
внимательно слушать и выполнять задания в работе с дидактическими играми; проявлять интерес к работе со словесными играми, уметь дополнять ответы товарищей при необходимости.
Оборудование: шкатулка, картинки (или слайды) по сказкам, предметы из сказок, музыкальное сопровождение.
Ход НОД
Приглашение к деятельности. Обнаруживают шкатулку, внимательно слушают стишок, отвечают на вопросы.
-У нас появился этот замечательный сундучок. Это чудный сундучок, А на нем висит замок. Как же нам открыть его открыть? Как узнать, что там лежит? Если в щелку заглянуть, Посмотреть внимательно, То узнать об этом мы Сможем обязательно!
-Хотите узнать, что там? Как можно его открыть?
Предлагается отгадать загадку:
Плохой герой наденет маску,
Бывает разная развязка.
Даю последнюю подсказку,
Все дети на ночь любят.
Сундучок отрывается. Обратить внимание детей, что находится в сундучке. Письмо с заданием.
Игровое упражнение «Вопрос - ответ». Дети отвечают на вопрос полным предложением. Актуализация знаний с помощью вопросов. 1. С кем встречался Колобок во время путешествия? (с зайцем, волком, медведем, лисой) 2. Кто тянул Репку? (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка,мышка) 3. Какое яйцо снесла курочка Рябя? (золотое) 4. К кому шла Красная Шапочка? (к бабушке) 5. Крокодил, друг Чебурашки. (Гена) 6. Как звали трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф) 7. Кто потерял хрустальную туфельку? (золушка) 8. Что купила на базаре Муха – Цокотуха? (самовар) 9. Кто разбил золотое яичко? (мышка) 10. Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Лиса и Волк»? (хвостом) 11. Кто сделал Буратино? (Папа Карло) 12. Какая избушка была у лисы? (ледяная) 13. Что нашли два медвежонка в лесу? (головку сыра).
В сундучке также книга и мнемотаблица по венгерской народной сказке «Два жадных медвежонка»
С помощью вопросов выясняется у детей, что предстоит сделать. Игровое упражнение: «Угадай сказку». Первое задание: дети по одному выражению героев определяют и называют сказку:
«Паука-злодея зарубите!» («Муха-Цокотуха», К. Чуковский, «Ваша мама пришла, молока принесла» (Волк и семеро козлят, «Не ешь меня, я тебе песенку спою» (Колобок, «Дёрне за веревочку, дверь и откроется» («Красная Шапочка», Шарль Перро, «Не садитесь на пенёк, не ешьте пирожок» (Маша и Медведь). Второе задание: дети по предмету (или герою) из сказки определяют и называют сказку.
Картинки или слайды: - золотой ключик (А. Толстой, «Приключения Буратино, или Золотой ключик»); - печка, яблоня, река («Гуси-лебеди»); - хрустальная туфелька (Ш. Перро, «Золушка»); - аленький цветочек (С. Аксаков, «Аленький цветочек»); - шапочка красного цвета (Ш. Перро, «Красная шапочка»); - головка сыра («Два жадных медвежонка»)
Чтение сказки «Два жадных медвежонка».
Задание: внимательно слушать, запомнить, о чем говорится. Беседа по содержанию сказки.
Словесная игра: «Какие? Какая?» Задание: назвать несколько слов – определений, описывающих медвежат и лису, начиная со слов: медвежата какие? лиса какая?
Словесная игра: «Что сделали?» Задание: подобрать, назвать слова, отвечающие на вопрос: что делали? что сделали?
Физминутка. Медвежата в чаще жили, головой своей крутили. Вот так, вот так головой своей крутили. Медвежата мед искали, дружно дерево качали. Вот так, вот так дружно дерево качали. А потом они ходили и из речки воду пили. Вот так, вот так и из речки воду пили. А потом они плясали, лапы выше поднимали. Вот так, вот так лапы выше поднимали.
Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу. -Что обозначают изображения на данной таблице. Чем она может помочь?
Задание: пересказ сказки, используя данную таблицу.
Игровое упражнение «Придумай добрый конец сказки». Задание: придумать новый конец для данной сказки. - Сказка о медвежатах окончилась печально. Давайте придумаем счастливый финал к этой сказке.
Варианты концовки:
1. Братья позвали маму медведицу, когда нашли сыр. И мама научила их делиться поровну. 2. Медвежата сказали лисе вежливые, ласковые слова, и она не стала их обманывать. 3. Братья позвали своих друзей и поделились с ними сыром.
Рефлексия.
- Молодцы, ребята! Теперь сказка получилась доброй. Вы помогли глупеньким медвежатам понять, что жадным быть нехорошо. - Что вы делали? Для чего вы это делали? Какое задание вам больше всего понравилось? Чему учит эта сказка? Молодцы! Вы хорошо поработали и справились с заданием. Вы рассказали сказку и поняли, что нельзя быть жадными, лучше быть дружными.
Предлагаю выбрать пословицу, которая подходит к этой сказке: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Не было бы зла, да жадность подвела.