Наталья Казеева
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Зима-зимушка пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы
Задачи:
Образовательные:
-Добиться уточнения знаний и представлений детей о зиме, сезонных изменениях в природе, связанных с зимним периодом, расширять и уточнять представления детей о диких животных и зимующих птицах.
-Обеспечить умение словесно рисовать, используя выразительные средства при описании зимы.
- Добиться повторения усвоения систематизации знания детей о зиме.
Развивающие:
Темочки:
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
-Обеспечить развитие у детей умения анализировать, делать самостоятельные выводы.
-Способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти.
Воспитательные:
-Пробудить чувства эмоционального удовлетворения.
-Способствовать формированию у детей самостоятельности, коммуникативных навыков.
Словарь: пушистое одеяло, завьюжило, трескучий, снежная, ледяная, метелица, скользкая, морозит, метет, завывает, морозец, метелица.
Планируемые результаты: Положительный настрой на предстоящую работу, активизировать детей выражать свои мысли посредством речи.
Методы и приемы:
Практические: лексические игры, игровые ситуации, игровые упражнения, физкультминутки.
Наглядные: наблюдение, рассматривание иллюстраций
Словесные: загадки, вопросы-ответы, ситуативный разговор, беседа – рассуждение, объяснение воспитателя, составление предложений, моделирование.
Оборудование:
предметные картинки с изображением зимы, опорные схемы,
композиция А. Вивальди «Зима», композиция «Белые снежинки», схемы- предложения,"снежок", мяч, тарелочки с манкой
Ход занятия:
Дети, сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте угадать тему нашего занятия:
Дел у неё немало.
Белым одеялом,
Всю землю укрывает.
В лёд реки убирает.
Белит леса, поля, дома.
А зовут её
Дети: Зима
Правильно, дети, зима.
Воспитатель предлагает детям быстро, правильно и полным ответом ответить на вопросы:
- Какое сейчас время года?
-Месяц?
-День недели?
-Что бывает перед зимой, а что за ней?
-Сколько зимних месяцев? Назовите их.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Декабрь, январь, февраль
Проходят чередой
С морозом, со снежком,
С Рождественской звездой.
Воспитатель: Совершенно верно, ребята! Мы сегодня с вами поговорим о самом загадочном времени года – зима.
Игра: «Подбери признак».
Воспитатель: А теперь ребята, я предлагаю вам поиграть в игру, я буду называть существительное, а вы отвечая на вопрос, «какая» или «какой», будете называть к нему прилагательные. А поможет нам в этом волшебный снежок. Например: Я кидаю снежок, называю слово зима- какая? морозная. Благодаря этому, мы с вами узнаем, какая же бывает зима:
Зима (какая) - (холодная, снежная, снежная, веселая, долгая).
Снег (какой) - (мокрый, холодный, пушистый, серебристый, белый, сверкающий).
Сосулька (какая) - (ледяная, холодная, твердая).
Мороз (какой) - (холодный, сильный, злой, крепкий, слабый, трескучий, кусачий).
Горка (какая) - (снежная, ледяная, большая).
Дорожка изо льда (какая) -. (ледяная, скользкая).
Воспитатель: Посмотрите у у вас на столах лежат картинки, возьмите их, рассмотрите. А теперь нужно назвать предмет или явление природы, а потом назвать его ласково.
Игра: «Назови ласково».
Лед - (ледок)
Мороз - (морозец)
Санки - (саночки)
Холод - (холодок)
Метель - (метелица)
Зима - (зимушка)
Снег - (снежок)
Солнце - (солнышко)
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что можно составить из слов?
Дети: Предложения.
Воспитатель: А что нам может помочь составить предложение?
Дети: Схема предложения. (воспитатель вывешивает на доску схему предложения.)
Воспитатель: Ребята, а чем отличается слово от предложения?
Дети: Слово одно, а предложение может состоять из нескольких слов.
Воспитатель: Ребята, перед вами схема предложения, как вы думаете, сколько слов в этом предложение?
Дети: Одно слово.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что в схеме нарисован один прямоугольник.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь придумайте мне по этой схеме предложение.
Дети: Зима. Вечереет. Ночь. Туман.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас мы с Вами попробуем составить предложения по вашим схемам на тему «Зима». (Воспитатель вывешивает на доску схему предложений)
Составление предложений.
Физкультминутка «Я мороза не боюсь»
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз, (Присели.)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)
2. Чтение рассказа «Зима» воспитателем.
Воспитатель: Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Медведь залез в берлогу. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах, санках и снегокатах.
3. Работа по содержанию рассказа «Зима».
(Воспитатель задает детям вопросы, когда ответ получен, воспитатель выставляет соответствующую картинку на доску – зима, снег, голые деревья, животные в норах, радующиеся дети, дети катаются на лыжах и санках).
Воспитатель: Ребята, какое наступило время года?
Дети: Наступила зима.
Воспитатель: Что лежит кругом?
Дети: Кругом лежит белый снег.
Воспитатель: Какие стоят деревья?
Дети: Деревья стоят голые.
Воспитатель: Куда залез медведь?
Дети: Медведь залез в берлогу.
Воспитатель: Кто рад зиме?
Дети: Рады зиме дети.
Воспитатель: Что делают дети зимой?
Дети: Дети катаются на лыжах, санках и коньках.
4. Составление детьми рассказа о «Зиме»
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, а теперь я предлагаю вам самим составить рассказ о зиме, опираясь на опорные схемы.
Составление несколькими детьми рассказа о «Зиме».
А сейчас мы будем рисовать снежинки на «снегу» (в тарелочках с манкой).
Дети рисуют. Воспитатель включает музыку
Воспитатель: Ребята, кто мне скажет, что мы с вами сегодня делали?
Воспитатель: Ребята, я сегодня вами очень довольна,молодцы!