Ольга Третьякова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»; совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов, существительных мн. ч. в род. падеже; совершенствование навыка анализа предложения. развивать мышцы артикуляционного аппарата и мышцы мелкой моторики рук; закреплять основные признаки весны, усвоить когда наступает весна, развивать лексико – грамматический строй речи, учить составлять предложения с союзом «потому что»; находить место положения звуков в слове «Весна»; расширять словарный запас.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Планируемые результаты: уметь поддерживать беседу о признаках весны, активно участвует в играх, умеет составлять предложения с союзом «потому что».
Предварительная работа: Чтение художественной литературы; беседы о весне; рассматривание перелетных птиц.
Материалы: Мультимедийная презентация, магнитная доска, раскраски, фломастеры, письмо.
Ход занятия:
Организационный момент
Скажем «здравствуйте» руками,
Скажем «здравствуйте» глазами,
Скажем «здравствуйте» мы ртом,
Станет радостно кругом.
Мы с вами снова вместе.
Я рада! Рады вы?
Приветствуем друг друга
Улыбкой доброты!
Артикуляционная гимнастика
Язычок у нас проснулся и потянулся (Упр. Иголочка)
Пошел чистить зубки…
Сначала почистил верхние зубки…
Потом нижние зубки.
Позавтракал язычок блинами (Упр. Блинчик)
Захотелось язычку посмотреть на солнышко,
И вышел он на улочку.
Посмотрел на лево…
Посмотрел на право…
Посмотрел на верх… посмотрел вниз.
Очень язычку понравилось и поскакал он на лошадке гулять.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая игра «Грачи»
Мы лепили куличи. (Лепить пирожок)
Прилетели к нам грачи. (Помахать крыльями)
Первый грач испек пирог, (Загибать пальчики по очереди на одной руке)
А второй ему помог.
Третий грач накрыл на стол,
А четвертый вымыл пол,
Пятый долго не зевал
И пирог у них склевал.
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики на другой руке)
Выходи грачей считать.
Воспитатель:
-Ребята, сегодня утром у двери нашей группы я нашла конверт, что там находится, я не знаю. Я решила дождаться вас и посмотреть, от кого к нам письмо пришло.
А чтобы узнать от кого это письмо, нужно отгадать загадку.
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла. (Весна)
«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили ни дружно и по очереди правили всем миром: 3 месяца - Зима, 3 месяца- Весна, 3 месяца- Лето и 3 месяца- Осень. Но однажды зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Некоторые птицы, которые к нам прилетели, остались без жилья. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала : «Н печальтесь! Я отправлю письмо детям в детский сад, и они мне обязательно помогут победить Зиму»
Игра «Что за окном?»
- Вы, ждали весну? Вот она и пришла. Зимой вся природа спала, скованная снегом и льдом. Весной всё вокруг оживает.
- А какие месяцы Весна с собой привела?
- Назовите по порядку весенние месяцы?
- Назовите первые признаки наступившей весны? Предполагаемые ответы детей:
- Днём стало пригревать солнце.
- Стало теплее, день стал длиннее.
- Снег потемнел, стал таять.
- Появились первые проталины.
- Слышно звонкое чирикание воробьёв, они радуются наступлению весны.
- Побежали, зазвенели ручьи.
- Возвращаются перелётные птицы.
-Давайте сядем поудобнее и поговорим о весне.
Да, ребята к нам уже пришла весна. Весна — замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года».
-Зима никак не хочет уходить от нас. Ребята, для того чтобы прогнать зиму, мне нужна ваша помощь. Вы хотите стать помощниками Весны?
Круг.
Игра «Помощники Весны»
Чтобы помочь весне, побыстрее наступить, надо подобрать весенние слова. Весна – какая? (Чудесная, ранняя, поздняя, запоздалая, дружная, бурная, теплая, солнечная, сырая, сухая, влажная, долгожданная, нарядная, румяная, травянистая, туманная, холодная, цветущая, яркая.)
А сейчас я буду вам бросать мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».
Н – р: день-весенний день. (солнце, погода, лес, трава, небо, месяцы, гроза, дождь, цветы,настроение)
-Молодцы, помогли Весне растопить снег, и я думаю, что Весна скоро полностью вступит в свои права.
2. Упражнение для дыхания «Ветерок».
- Пришла весна, подул тёплый ветерок.
А знаете ли вы, чем весна отличается от зимы?
Игра «Я начну, а ты продолжи».
• Зимой солнце морозит, а весной. греет,
• Зима ушла, а весна. пришла,
• Зима холодная, а весна. тёплая,
• Зимой сугробы высокие, а весной. низкие.
• Зимой снег чистый, а весной —.
• Зимой солнце тусклое, а весной —.
• Зимой дни холодные, а весной —.
• Зимой погода часто пасмурная, а весной —.
• Зимой заяц белый, а весной (серый)
• Зимой дни короткие, а весной (длинные)
Молодцы. А сейчас нам предстоит выполнить очень трудное задание, что бы весна быстрее наступила.
Словесная игра «Исправь ошибку».
-Я буду называть приметы весны, а вы найдите ошибку в моем предложении и исправьте.
• Весна наступила потому, что прилетели птицы.
• Солнце светит потому, что тает снег.
• Снег тает потому, что бегут ручьи.
• Тепло потому, что все ожило.
• Солнце вышло потому, что стало тепло.
• Солнце светит потому, что звенит капель
• Подснежник расцвела первыми.
-А сейчас, ребята, я предлагаю вам вместе отдохнуть.
Физкультминутка
Очнулись деревья от зимнего сна. (подняли руки вверх, покачиваемся из стороны в сторону)
В апреле по лесу гуляет весна. (шагаем на месте)
В овраге ручьи шаловливо звенят. (ритмично хлопаем)
И с юга на родину птицы летят. (машем руками «крылья»)
Какие птицы возвращаются к нам весной?
Назовите их (картинки).
Чтобы птицы быстрее вернулись домой, нужно назвать их ласково.
Игра «Назови ласково» (с птицами)
Скворец – скворушка
Соловей – соловушка
Журавль - журавушка
Лебедь – лебедушка
Утка – уточка
Трясогузка – трясогузочка
Жаворонок – жаворонушек
А вы знаете ребята, что в жизни животных происходят изменения весной? (Медведица выходит из берлоги, у зайчихи появляются зайчата).
Игра «Чей хвост? Чьи Уши?» - называют притяжательные прилагательные (лисий, медвежий)
Звуковой анализ слова
Давайте составим слово весна на доске.
- Ребята, давайте проведем звуковой анализ слова ВЕСНА
Какой первый звук в этом слове?
В - согласный, мягкий
Е - гласный
С - согласный, твердый
Н - согласный, твердый
А - гласный
Сколько звуков в этом слове?
Для того чтобы весна быстрее наступила мы раскрасим картинку «Весна наступила». Оставьте белыми только те места, где ещё не сошёл снег!
- Замечательные у вас получились рисунки, давайте соберем все рисунки вместе и сделаем коллаж, а назовем мы его «Весна идет – весне дорогу».
Итог: посмотрите на наш коллаж и скажите какое у вас настроение? А сейчас оцените себя (если у вас все получилось и вам понравилось, на нашем занятии-то возьмите веселое солнышко, а если у вас, были трудности-то грустное солнышко).