Елена Владимировна Светличная
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Сказочное путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие интереса к сказочному путешествию по чудесам в «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Сказочное путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Задачи:
Образовательные: Прививать интерес к чтению больших произведений А. С. Пушкина. Вслушиваться в ритм и мелодику сказки. Понимать смысл «Сказки о царе Салтане».
Развивающие : Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Развивать воображение, память. Развивать художественную речь. развивать у детей монологическую и диалогическую речь.
Воспитательные: Воспитывать у детей чуткость к художественному слову. Воспитывать интерес к сказке, организованность и дисциплинированность. Воспитывать умение вместе заниматься с другими детьми, воспитывать любознательность, воспитывать умение анализировать, сравнивать.
Подготовительная работа : чтение книги «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. С. Пушкина, рассматривание иллюстраций к сказке, просмотр мультипликационного фильма, их обсуждение.
Материалы и оборудование:
-колокольчик,
-книжки А. С. Пушкина,
-ИКТ презентация о сказках, А. С. Пушкине, по «Сказке о царе Салтане»,
-карточки к игре «Найди пару»,
-доминошки, 5 спортпалок, лист белой бумаги А1, кубики мягкие, крупный конструктор, штурвал - для центра конструирования,
-ватман А1, простые карандаши, крупные кисти, краски «Акварель», клей –карандаш, мягкая пирамида – для центра творчества – рисования,
-пазл картинок из сказки о чудесах, клей, типография, краски гуашь, доска с магнитами,
-металлофон, барабан, цымбало (гусли, шейкер, маракасы, 2 картинки моря штиль и шторм.
Ход занятия.
Звон колокольчика, дети в кругу на ковре. Приветствие гостей и Елены Александровны (мамы Ромы) с детьми. Обмен интересной информацией друг с другом.
Ребята, а вы любите путешествовать?
А вы, Елена Александровна?
Тогда отправляемся с вами вместе с Еленой Александровной в сказочное путешествие, значит как можно нас назвать? (Путешественники). Готовы?
Ребята, как вы думаете, а бывают сказочные путешествия?
Что значит «сказочное»?
Что такое сказки? слайд
Какие бывают? Слайд (народные и авторские).
Народные сказки - это.
Авторские сказки - это…Правильно, молодцы!
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Знаете ли вы кто это?.
Правильно, это Александр Сергеевич Пушкин – великий писатель и поэт. Сейчас нам про него расскажет Елена Александровна.
Какие сказки Пушкина вы знаете?. слайд
Да, совершенно верно, Пушкин написал много замечательных сказок. слайд
Ребята, я тут убиралась и вот что нашла, что же это? Как используется?
Есть ли у Пушкина сказка о путешественниках?
Как называется эта сказка? (Слайд)
Правильно, это «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».(Слайд)
Как начинается эта сказка? слайд «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»
Чтение с Еленой Александровной отрывка.
Ребята, что значит «пряли»?.
Что было дальше кто может рассказать? слайды
Чтение с Еленой Александровной отрывка об острове.
Приглашаю погостить чудный остров навестить. Узнать ладно за морем иль худо и какое в свете чудо?
Игра «Найди слова со звуками Р, Рь».
Ребята, какие бывают звуки в русском языке. Гласные и согласные. Согласные – встречают преграду в полоти рта - язык, губы, десны. Не поются. Характеристика звуков Р, Рь – согласные (рычит, твердый и мягкий, всегда звонкий, их называют сонорные.
Чтение отрывка об острове (слайд).
“Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Мимо острова крутого,
Мимо города большого. "
Какие вы услышали слова со звуками Р, Рь.
Дети называют слова: ветер, море, корабль, раздутые, паруса, остров, крутой, город.
Остров какой был?
Ребята, а почему его называют чудо остров?
Что было дальше?
Физкультминутка. слайд
"Будь же, князь, ты комаром. (движения кистями рук)
И крылами замахала, (руками машем).
Воду с шумом расплескала (руками плещем воду)
И обрызгала его (руками брызгаем)
Тут он в точку уменьшился, (присели на корточки)
Комаром оборотился, (в комара превратились)
Полетел и запищал,
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корабль – и в щель забился. ”
Ребята, кто кого превращал в комара?
Давайте-ка, послушаем…
Чтение с Еленой Александровной отрывка о белке. Слайд с белкой.
Игра «Найди пару» (с карточками и объясни свой выбор).
1) царица с младенцем Гвидоном
2) скорлупа и орешки белка
3) бочка и царица с Гвидоном
4) дом и Белка
5) Гвидон и лебедь
6) море- корабль
7) девицы с прялками
8) лебедь и коршун
9) город и пушки
10) корона и Гвидон
11) Салтан с царицей
Молодцы!
Что же было дальше?
Слушаем следующее чудо… слайд
Чтение с Еленой Александровной отрывка о богатырях.
Игра «раздели на слоги».
Нужно разделить слово на слоги хлопками. Как мы это делаем? Правило: сколько в слове гласных столько и слогов.
Слово каждому ребенку: Царевич, царь, корабль, орешки, Черномор, богатыри, коршун, комар, пир, повариха, орлица, грамота, бояре, море, берег, двор, лебедь, чудо, сказка, белка, дом, дворец.
Какое же еще было чудо на острове? Слушаем отрывок… слайд
Чтение с Еленой Александровной отрывка о царевне- лебеди.
Игра «Закончи предложение». вставайте.
Надо закончить предложения словами и действиями, которые встречались в сказке.
1. Три девицы под окном. (Что делали).
Пряли поздно веерком.
2. Шлёт с письмом она гонца, чтоб. (Что сделать).
Дети: Обрадовать отца.
3. Ты не коршуна убил,
Чародея. (Что сделал).
Дети: Подстрелил.
4. А сидит в нём царь Гвидон.
Он. (Что сделал).
Дети: Прислал тебе поклон.
5. Белка песенки поёт
И орешки всё. (Что делает).
Дети: грызёт
6. Князь для белочки потом. (Что сделал)
Дети: Выстроил хрустальный дом.
7. С башни князь Гвидон сбегает,
Дорогих гостей. (Что делает).
Дети: Встречает.
8. И опять она его
Вмиг. (Что сделала).
Дети: Обрызгала всего.
9. Тут она, взмахнув крылами. (Что сделала).
Дети: Встрепенулась, отряхнулась и царевной обернулись.
10. Под косой Луна блестит
А во лбу звезда. (Что делает).
Дети: Горит.
Молодцы, вам понравилась сказка?
Хорошо вы знаете эту сказку и готовы в нее поиграть?
В наших 4 центрах деятельности:
-центре конструирования – построить корабль из этой сказки из спортинвентаря (доминошки, 5 спортпалок, лист белой бумаги а1, кубики мягкие) и крупного конструктора, штурвал.
- центре творчества - нарисовать город на чудо острове из сказки на большом формате ватмане а1 сначала карандашом сделать набросок, а затем кистью и красками, края склеить. (надеть на пирамиду как будет готов).
- в центре грамоты – собрать пазл картинки из сказки о чудесах, приклеить, напечатать с помощью типографии. расставить их по порядку по сказке на доске с магнитами и рассказать по картинкам.
- в центре музыки – игра на музыкальных инструментах – море в сказке - по картинкам подобрать музыкальные интрументы (металлофон, барабан, цымбало (гусли, шейкер, маракасы – шторм (громкая игра на музыкальных интсрументах) и штиль (плавная игра на музыкальных интрументах) на море по картинкам (слайды).
Выбираем символ центра и расходимся по центрам выполнять задания.
Сбор на ковре по центрам в кругу с результатами творчества и их демострацией игры с лебедем, короной у острова и корабля под шум моря на музыкальных инструментах, обсуждение.
Молодцы! Спасибо вам за старания! Спасибо всем за внимание!