Роксана Орловская
Конспект занятия в старшей группе «Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово»
▼ Скачать + Заказать документы
Орловская Роксана Сахиевна
Конспект по развитию речи старшая группа.
Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы»,
стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово
Темочки:
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рифмы, учимся рифмовать
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Цель: познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами.
Задачи: продолжать знакомить с понятием «рифма», развивать умение подбирать, находить рифму (простейшую, сочинять двустишия, развивать у детей дикцию, учить работать вместе, дружно, сообща. Побудить желание читать стихи и сочинять.
Оборудование: мяч, картинки с рифмующимися словами, портрет Б. Шергина, иллюстрации сказки «Рифмы», игрушка «Медвежонок».
Образовательные области: Ф – физическое развитие, СК – социально-коммуникативное, П – познавательно, Р – речевое, ХЭ – художественно-эстетическое.
Методика проведения.
Вводная часть:
Воспитатель напоминает детям о том, что они уже умеют подбирать рифмующиеся - похоже звучащие слова,
например, лицо - письмецо, пес - произнес, прошу - не выношу, сучок - стручок - паучок - старичок.
Давайте с вами вспомним, что же такое «рифма» (созвучие концов стихотворных строк.)
Где используется рифма (в стихах, песнях, загадках)
Основная часть:
Воспитатель: сегодня мы с вами почитаем сказку Бориса Викторовича Шергина «Рифмы».
Шиш по своим делам в город пошёл. Дело было летом, жарко.
Впереди едет дядька на лошади. Шиш устал, ему хочется на лошадке подъехать. Он и кричит этому дядьке:
— Здравствуйте, Какой-то Какойтович!
Дядька не расслышал, как его назвали, только понял, что по имени и отчеству. Он и кричит Шишу:
— Здравствуйте, молодой человек!
А Шиш опять:
— Как супруга ваша поживает, как деточки?
Дядька говорит:
— Благодарим вас, хорошо живут. А если вы знакомый, так присаживайтесь на телегу, подвезу вас.
Шишу то и надо, сел рядом с дядькой. А Шиш молча сидеть не может. Он только тогда молчит, когда НЕ спит.
Он говорит:
— Дяденька, давайте играть НЕ в рифмы.
— Это что такое — рифмы?
— А давайте так говорить, чтоб НЕ складно было.
— Давай.
— Вот, дяденька, как твоего папашу звали?
— Моего папашу звали Кузьма.
Шиш говорит:
Я твоего Кузьму
За бороду возьму!
Дядька говорит:
— Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?
Шиш говорит:
— Это, дяденька, для рифмы. Скажи, как твоего дедушку звали.
— Моего дедушку звали Иван.
Шиш говорит:
Твой дедушка Иван
Посадил кошку в карман.
Кошка плачет и рыдает,
Твоего дедушку ругает.
Дядька разгорячился:
— Это зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать? Ты зачем такие пустяки прибираешь?
— Это, дяденька, для рифмы.
— Я вот тебе скажу рифму : тебя как зовут?
- Меня зовут. Федя. Дядька говорит: если ты Федя, то поймай в лесу медведя, на медведе поезжай, а с моей лошади слезай!
- Дяденька, я пошутил. Меня зовут не Федя, а Степан. Дядька говорит: если ты Степан, Садись на аэроплан. На аэроплане и летай, а с моей лошади слезай!
- Дяденька, это я пошутил. Меня зовут не Степан, а. Силантий. Дяденька говорит: если ты Силантий, то с моей лошади слезантий!
- Что ты, дяденька, такого и слова нет - «слезантий».
- Хотя и нет, всё равно слезай! Шишу и пришлось слезать с телеги. Так ему и надо. Если тебя добрый человек везёт на лошадке, ты сиди молча, а не придумывай всяких пустяков.
«Удачно подобранные рифмующиеся слова встречаются в хороших стихах. В плохих стихах они могут быть обидными», - поясняет воспитатель и читает сказку Б. Шергина «Рифмы».
Воспитатель дает детям время осмыслить услышанное и предлагает поделиться впечатлениями. Педагог следит за правильностью речи детей.
Воспитатель: Каким был в сказке дядька? А каким Шиш? Был ли он воспитанным? Что значит воспитанный? Как быть воспитанным? А как ведут себя вежливые люди? Шиш был вежливым? А дядька был вежливым? Как правильно было себя вести на месте Шиша? А дядька хорошо поступил?
Воспитатель: А теперь давайте поиграем, отправимся с медвежонком в театр.
«В одном театре билеты продавались не за деньги, - продолжает беседу воспитатель. - Как вы думаете, за что? (Дети высказывают свои предположения.) За вежливые слова. Медвежонок не знал вежливых слов, и ему билет не дали. Заревел медвежонок, побежал к медведице, и та научила его вежливым словам. Он запомнил их, помчался в театр и. …»
Воспитатель читает отрывок из стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово» :
Вот уже второй звонок!
Медвежонок со всех ног
Подбегает к кассе…
— ДО СВИДАНЬЯ! ЗДРАСТЕ!
ДОБРОЙ НОЧИ! И РАССВЕТА!
ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ЗАРИ
И кассир даёт билеты —
Не один, а целых три!
—С НОВЫМ ГОДОМ!
С НОВОСЕЛЬЕМ!
РАЗРЕШИТЕ ВАС ОБНЯТЬ!
И кассир даёт билеты —
Не один, а целых пять.
— ПОЗДРАВЛЯЮ С ДНЁМ РОЖДЕНЬЯ!
ПРИГЛАШАЮ ВАС К СЕБЕ!
И кассир от восхищенья
Постоял на голове!
Дети делятся своими впечатлениями от стихотворения.
Воспитатель: к месту ли сказал торопыга-медвежонок эти замечательные вежливые слова? Что надо было сказать, попросив билет?»
Дети: нет, не к месту, нужно было сказать - здравствуйте, пожалуйста, спасибо, до свиданья.
Воспитатель: Русский язык очень богат. В нём много разных слов об одном и том же. Например: «Медвежонок торопился. Он побежал, помчался, кинулся со всех ног, как вихрь помчался…». Чем больше разных слов вы будете знать, тем интереснее и богаче будет ваша речь.
Воспитатель предлагает разобрать стихотворение по строчкам, пытаясь отыскать рифмы.
Воспитатель: вот уже второй звонок!
Медвежонок со всех ног. Где тут рифма?
Дети: Звонок – со всех ног
Воспитатель: подбегает к кассе…
— ДО СВИДАНЬЯ! ЗДРАСТЕ!
Дети: к кассе – здрасте
Воспитатель: ДОБРОЙ НОЧИ! И РАССВЕТА!
ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ЗАРИ
И кассир даёт билеты —
Не один, а целых три!
Дети: Рассвета – билеты. Зари – три.
Воспитатель: С НОВЫМ ГОДОМ!
С НОВОСЕЛЬЕМ!
РАЗРЕШИТЕ ВАС ОБНЯТЬ!
И кассир даёт билеты —
Не один, а целых пять.
Дети: Обнять – пять.
Воспитатель: ПОЗДРАВЛЯЮ С ДНЁМ РОЖДЕНЬЯ!
ПРИГЛАШАЮ ВАС К СЕБЕ!
И кассир от восхищенья
Постоял на голове!
Дети: к себе – на голове. С днём рожденья – от восхищенья.
Воспитатель: молодцы ребятки, вы отлично справились с заданием.
После разбора стихотворения физкультминутка :
1. А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
Проводится игра «Подбери рифму».
Воспитатель: детишки, у меня в руках зарифмованный мяч. Давайте поиграем в зарифмованные слова. Я задаю слово, кидаю мяч, а кто поймает подбирает рифму.
Воспитатель поочерёдно кидает мяч называя слово, к которому необходимо подобрать, придумать рифму.
Воспитатель (Ребёнок) : Друг (лук, ворона (корона, дело (смело, сарай (каравай, дом (гном, сон (звон, подушка (лягушка, плюшка, ватрушка, игрушка, подружка, дорожка (лукошко, картошка, обложка, окрошка, карандаш (ералаш, шалаш, гуашь, мираж, экипаж) … :
Проводится игра «Найди пару»
Воспитатель: теперь посмотрите внимательно на картинки перед вами и найдите слова, которые рифмуются между собой. Дети смотрят на картинки с изображением разных предметов и животных. И совмещают рифмующиеся в пары.
Лиса – коса, нос – абрикос, осы – косы, скамейка – линейка, сова – трава, стакан – диван, маска – каска, мост – хвост, кость – гвоздь, олень – тюлень, улитка – калитка, слон – балкон, цветок – платок, нож – ёж, мишка – книжка, ракушка – ватрушка, свечка – печка.
Воспитатель: поиграем в ещё одну игру на подбор рифм.
Я начну стихи сейчас
Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно отвечайте.
- Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (лису).
- Не колючий, светло-синий,
По кустам развешен… (иней).
- Где обедал воробей?
- В зоопарке у … (зверей).
- Зимой, на ветках яблоки!
Скорей же собери!
И вдруг – вспорхнуло яблоки.
Ведь это… (снегири).
- А петух с колючим ёжиком
Режут сало острым… (ножиком).
Заключительная часть:
Воспитатель: Давайте обсудим, о чем было наше занятие, что вы запомнили? Какие вежливые слова вы знаете? Что такое рифма? Где используются рифмующиеся слова?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы ребятки, всё запомнили.