Лучший педагог года

Конспект занятия в старшей группе «Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово»

Роксана Орловская
Конспект занятия в старшей группе «Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово»
▼ Скачать + Заказать документы

Орловская Роксана Сахиевна

Конспект по развитию речи старшая группа.

Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы»,

стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово

Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Чтение сказки Б, Шергина „Рифмы“, стихотворения Э, Мошковской „Вежливое слово“» размещена в разделах

Цель: познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами.

Задачи: продолжать знакомить с понятием «рифма», развивать умение подбирать, находить рифму (простейшую, сочинять двустишия, развивать у детей дикцию, учить работать вместе, дружно, сообща. Побудить желание читать стихи и сочинять.

Оборудование: мяч, картинки с рифмующимися словами, портрет Б. Шергина, иллюстрации сказки «Рифмы», игрушка «Медвежонок».

Образовательные области: Ф – физическое развитие, СК – социально-коммуникативное, П – познавательно, Р – речевое, ХЭ – художественно-эстетическое.

Методика проведения.

Вводная часть:

Воспитатель напоминает детям о том, что они уже умеют подбирать рифмующиеся - похоже звучащие слова,

например, лицо - письмецо, пес - произнес, прошу - не выношу, сучок - стручок - паучок - старичок.

Давайте с вами вспомним, что же такое «рифма» (созвучие концов стихотворных строк.)

Где используется рифма стихах, песнях, загадках)

Основная часть:

Воспитатель: сегодня мы с вами почитаем сказку Бориса Викторовича Шергина «Рифмы».

Шиш по своим делам в город пошёл. Дело было летом, жарко.

Впереди едет дядька на лошади. Шиш устал, ему хочется на лошадке подъехать. Он и кричит этому дядьке:

— Здравствуйте, Какой-то Какойтович!

Дядька не расслышал, как его назвали, только понял, что по имени и отчеству. Он и кричит Шишу:

— Здравствуйте, молодой человек!

А Шиш опять:

— Как супруга ваша поживает, как деточки?

Дядька говорит:

— Благодарим вас, хорошо живут. А если вы знакомый, так присаживайтесь на телегу, подвезу вас.

Шишу то и надо, сел рядом с дядькой. А Шиш молча сидеть не может. Он только тогда молчит, когда НЕ спит.

Он говорит:

— Дяденька, давайте играть НЕ в рифмы.

— Это что такое — рифмы?

— А давайте так говорить, чтоб НЕ складно было.

— Давай.

— Вот, дяденька, как твоего папашу звали?

— Моего папашу звали Кузьма.

Шиш говорит:

Я твоего Кузьму

За бороду возьму!

Дядька говорит:

— Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?

Шиш говорит:

— Это, дяденька, для рифмы. Скажи, как твоего дедушку звали.

— Моего дедушку звали Иван.

Шиш говорит:

Твой дедушка Иван

Посадил кошку в карман.

Кошка плачет и рыдает,

Твоего дедушку ругает.

Дядька разгорячился:

— Это зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать? Ты зачем такие пустяки прибираешь?

— Это, дяденька, для рифмы.

— Я вот тебе скажу рифму : тебя как зовут?

- Меня зовут. Федя. Дядька говорит: если ты Федя, то поймай в лесу медведя, на медведе поезжай, а с моей лошади слезай!

- Дяденька, я пошутил. Меня зовут не Федя, а Степан. Дядька говорит: если ты Степан, Садись на аэроплан. На аэроплане и летай, а с моей лошади слезай!

- Дяденька, это я пошутил. Меня зовут не Степан, а. Силантий. Дяденька говорит: если ты Силантий, то с моей лошади слезантий!

- Что ты, дяденька, такого и слова нет - «слезантий».

- Хотя и нет, всё равно слезай! Шишу и пришлось слезать с телеги. Так ему и надо. Если тебя добрый человек везёт на лошадке, ты сиди молча, а не придумывай всяких пустяков.

«Удачно подобранные рифмующиеся слова встречаются в хороших стихах. В плохих стихах они могут быть обидными», - поясняет воспитатель и читает сказку Б. Шергина «Рифмы».

Воспитатель дает детям время осмыслить услышанное и предлагает поделиться впечатлениями. Педагог следит за правильностью речи детей.

Воспитатель: Каким был в сказке дядька? А каким Шиш? Был ли он воспитанным? Что значит воспитанный? Как быть воспитанным? А как ведут себя вежливые люди? Шиш был вежливым? А дядька был вежливым? Как правильно было себя вести на месте Шиша? А дядька хорошо поступил?

Воспитатель: А теперь давайте поиграем, отправимся с медвежонком в театр.

«В одном театре билеты продавались не за деньги, - продолжает беседу воспитатель. - Как вы думаете, за что? (Дети высказывают свои предположения.) За вежливые слова. Медвежонок не знал вежливых слов, и ему билет не дали. Заревел медвежонок, побежал к медведице, и та научила его вежливым словам. Он запомнил их, помчался в театр и. …»

Воспитатель читает отрывок из стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово» :

Вот уже второй звонок!

Медвежонок со всех ног

Подбегает к кассе…

— ДО СВИДАНЬЯ! ЗДРАСТЕ!

ДОБРОЙ НОЧИ! И РАССВЕТА!

ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ЗАРИ

И кассир даёт билеты —

Не один, а целых три!

—С НОВЫМ ГОДОМ!

С НОВОСЕЛЬЕМ!

РАЗРЕШИТЕ ВАС ОБНЯТЬ!

И кассир даёт билеты —

Не один, а целых пять.

— ПОЗДРАВЛЯЮ С ДНЁМ РОЖДЕНЬЯ!

ПРИГЛАШАЮ ВАС К СЕБЕ!

И кассир от восхищенья

Постоял на голове!

Дети делятся своими впечатлениями от стихотворения.

Воспитатель: к месту ли сказал торопыга-медвежонок эти замечательные вежливые слова? Что надо было сказать, попросив билет?»

Дети: нет, не к месту, нужно было сказать - здравствуйте, пожалуйста, спасибо, до свиданья.

Воспитатель: Русский язык очень богат. В нём много разных слов об одном и том же. Например: «Медвежонок торопился. Он побежал, помчался, кинулся со всех ног, как вихрь помчался…». Чем больше разных слов вы будете знать, тем интереснее и богаче будет ваша речь.

Воспитатель предлагает разобрать стихотворение по строчкам, пытаясь отыскать рифмы.

Воспитатель: вот уже второй звонок!

Медвежонок со всех ног. Где тут рифма?

Дети: Звонок – со всех ног

Воспитатель: подбегает к кассе…

— ДО СВИДАНЬЯ! ЗДРАСТЕ!

Дети: к кассе – здрасте

Воспитатель: ДОБРОЙ НОЧИ! И РАССВЕТА!

ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ЗАРИ

И кассир даёт билеты —

Не один, а целых три!

Дети: Рассвета – билеты. Зари – три.

Воспитатель: С НОВЫМ ГОДОМ!

С НОВОСЕЛЬЕМ!

РАЗРЕШИТЕ ВАС ОБНЯТЬ!

И кассир даёт билеты —

Не один, а целых пять.

Дети: Обнять – пять.

Воспитатель: ПОЗДРАВЛЯЮ С ДНЁМ РОЖДЕНЬЯ!

ПРИГЛАШАЮ ВАС К СЕБЕ!

И кассир от восхищенья

Постоял на голове!

Дети: к себе – на голове. С днём рожденья – от восхищенья.

Воспитатель: молодцы ребятки, вы отлично справились с заданием.

После разбора стихотворения физкультминутка :

1. А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

Проводится игра «Подбери рифму».

Воспитатель: детишки, у меня в руках зарифмованный мяч. Давайте поиграем в зарифмованные слова. Я задаю слово, кидаю мяч, а кто поймает подбирает рифму.

Воспитатель поочерёдно кидает мяч называя слово, к которому необходимо подобрать, придумать рифму.

Воспитатель (Ребёнок) : Друг (лук, ворона (корона, дело (смело, сарай (каравай, дом (гном, сон (звон, подушка (лягушка, плюшка, ватрушка, игрушка, подружка, дорожка (лукошко, картошка, обложка, окрошка, карандаш (ералаш, шалаш, гуашь, мираж, экипаж) … :

Проводится игра «Найди пару»

Воспитатель: теперь посмотрите внимательно на картинки перед вами и найдите слова, которые рифмуются между собой. Дети смотрят на картинки с изображением разных предметов и животных. И совмещают рифмующиеся в пары.

Лиса – коса, нос – абрикос, осы – косы, скамейка – линейка, сова – трава, стакан – диван, маска – каска, мост – хвост, кость – гвоздь, олень – тюлень, улитка – калитка, слон – балкон, цветок – платок, нож – ёж, мишка – книжка, ракушка – ватрушка, свечка – печка.

Воспитатель: поиграем в ещё одну игру на подбор рифм.

Я начну стихи сейчас

Я начну, а вы кончайте,

Хором дружно отвечайте.

- Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую… (лису).

- Не колючий, светло-синий,

По кустам развешен… (иней).

- Где обедал воробей?

- В зоопарке у … (зверей).

- Зимой, на ветках яблоки!

Скорей же собери!

И вдруг – вспорхнуло яблоки.

Ведь это… (снегири).

- А петух с колючим ёжиком

Режут сало острым… (ножиком).

Заключительная часть:

Воспитатель: Давайте обсудим, о чем было наше занятие, что вы запомнили? Какие вежливые слова вы знаете? Что такое рифма? Где используются рифмующиеся слова?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы ребятки, всё запомнили.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино». Реализация содержания программы.

Конспект занятия «Чтение и обсуждение сказки «Снегурушка и лиса» в средней группе с ОВЗКонспект занятия «Чтение и обсуждение сказки «Снегурушка и лиса» в средней группе с ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей запоминать стихотворение, читать.

Конспект занятия «Чтение и разучивание наизусть стихотворения Г. Виеру «Мамин день» в средней группеКонспект занятия «Чтение и разучивание наизусть стихотворения Г. Виеру «Мамин день» в средней группе Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей запоминать стихотворение, читать.

Фотоотчет проведения мини-спектакля «Вежливое слово» по произведению Эммы МошковскойФотоотчет проведения мини-спектакля «Вежливое слово» по произведению Эммы Мошковской Фотоотчет проведения мини – спектакля «Вежливое слово» по произведению Эммы Мошковской. Произведения Эммы Мошковской не так исключительно.

Конспект НОД «Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово» в старшей группеКонспект НОД «Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово» в старшей группе Программное содержание. Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать.

Конспект ОД к 150-летию И. А. Бунина в старшей группе «Чтение стихотворения И. А. Бунина «Листопад»Конспект ОД к 150-летию И. А. Бунина в старшей группе «Чтение стихотворения И. А. Бунина «Листопад» Цель: Познакомить детей с стихотворением И. А. Бунина, показать особенности стихотворного текста. Задачи: Помочь детям понять содержание стихотворения,.

Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» Цель: Формирование нравственного воспитания детей в игровой деятельности. Задачи: Образовательные: продолжать учить детей правильно воспринимать.

Занятие по театрализованной деятельности в подготовительной группе. Инсценировка стихотворения Э. Мошковской «Вежливые слова»Занятие по театрализованной деятельности в подготовительной группе. Инсценировка стихотворения Э. Мошковской «Вежливые слова» Цель: развитие актерских способностей детей. Задачи: -побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности.

Проект «Вежливое слово»Проект «Вежливое слово» Проект «Вежливое слово» Актуальность темы: У детей 7-года жизни своевременно надо сформировать навыки общения, чтобы поступление в школу.

Конспект занятия по социальному окружению в старшей группе «Чтение сказки «Сказка о вербном воскресенье» Конспект занятия Беседа о вербном воскресенье. Чтение сказки «Сказка о вербном воскресенье» Подготовила: воспитатель Сидоренко Ирина Евгеньевна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово»
Опубликовано: 16 февраля 2021 в 19:48
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в старшей группе «Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово»» (включая файлы) размещена пользователем Роксана Орловская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД