Юля Сахарова
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения по теме «Многозначные слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений о многозначных словах, с использованием технологии проблемного обучения
Задачи:
- закрепить умение составлять текст повествования, соблюдая структуру и используя разнообразные средства связи.
- составлять предложения по схеме.
- упражнять в подборе синонимов, в подборе родственных слов.
- в образовании сравнительной степени прилагательных.
- познакомить с многозначным словом «ключ», с использованием проблемных ситуаций.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения по теме „Многозначные слова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Многозначные слова, омонимы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
- развивать интонационную выразительность речи.
- умение работать в небольших группах, прислушиваться к мнению других детей, не перебивать друг друга и давать возможность друг другу высказаться.
Словарная работа: ключ-родник, скрипичный, гаечный, разводной ключ, родниковая вода.
Материал: картинки с разными ключами (скрипичный, родник, гаечный, разводной, дверной, запись песни о дружбе, алгоритм решения проблем, схематические картинки для составления рассказов, схемы (для подбора родственных слов и составления предложения, родниковая вода.
Ход занятия
Вводная беседа.
Звучит песня о дружбе.
Воспитатель: Ребята, о чем песня?
Дети: О дружбе.
Воспитатель: Как вы думаете, что значит дружить? (Рассуждения детей).
Воспитатель: Ребята, а с кем можно дружить?
Дети: С другом,
Воспитатель: А кто может быть другом?
Ответы детей: люди, животные, дети, родители.
Воспитатель: Можно сказать «друг». А как можно сказать по-другому?
Ответы детей: товарищ, приятель, дружок, дружище, подруга.
Воспитатель: Хотите я расскажу вам историю о двух друзьях?
1. Постановка проблемы. Прослушивание рассказа.
Однажды встретились два друга.
- Ты знаешь, Саша, сегодня потерял клюя,- сказал Сережа.
- Сережа, как же так? Ты что, в лесу заблудился? А я сегодня из ключа пил. Хорошая там вода: свежая, вкусная.
Мальчики друг на друга удивленно посмотрели, не поняли они друг друга. Пожали плечами и разошлись. Вот такая произошла история.
Эвристическая беседа:
- О ком этот рассказ?
- Что случилось с Сережей?
- А что ответил Саша?
- Почему же друзья разошлись?
- Какая проблема возникла у мальчиков?
- Как вы думаете, почему они друг друга не поняли?
- Сможем ли мы помочь мальчикам?
- Как мы можем помочь мальчикам разобраться?
- Теперь проблема мальчиков - и наша проблема.
- Вы хотите помочь мальчикам разобраться?
2. Актулизация.
Воспитатель: А какие вы знаете ключи?
Ответы детей: скрипичный, гаечный, разводной, дверной.
Воспитатель: Рассмотрите иллюстрации ключей.
3. Выдвижение гипотез.
Воспитатель: Как вы думаете, какой ключ потерял Сережа? Значит, Сережа мог потерять ключ. Вспомните, что сказал о своем ключе Саша.
Ответы детей: Ключ находиться в лесу, вода в нем вкусная и свежая.
Воспитатель: Что это за ключ, из которого можно пить? Возможно, это какое-то место, где всегда есть вкусная и свежая вода?
4. Проверка решения.
Воспитатель: Как можно проверить, правильные ли предположения мы сделали о Сашином и Сережином ключах?
Ответы детей: посмотреть в интернете, в словаре, энциклопедии, спросить у взрослых.
Воспитатель: Из перечисленных вами источников знаний в нашей группе есть словарь. Давайте заглянем в него.
Ключ – бьющий из воды водный источник. Как по-другому называют клюя? (Родник)
Повторное рассматривание иллюстраций разных ключей с добавлением иллюстрации ключ - родника.
Читаю стихотворение.
Много есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ – дверной.
Д. Лукич
Физминутка
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно, ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
На носочки нужно встать.
Воспитатель: Какой ключ искал Буратино?
Ответы детей: золотой, дверной.
Воспитатель: Представьте себе, что вы художники – волшебники, рисуете картины в воздухе.
Проводятся кинезиологические упражнения (рисование в воздухе травы, деревьев, солнышка, кустика, облачка, дождика).
5. Введение в систему знаний.
Рассматривая иллюстрации ключа – родника обращаю внимание детей на то, ключ не просто вытекает из земли, а выбивается небольшим фонтанчиком.
Воспитатель: Ребята, я была у ключа – родника и набрала там воды, хотите попробовать. (дети пробуют.).
Воспитатель: Вода чистая, а в ключе – роднике еще чище, вода в реке быстрая, а в роднике – еще быстрее, вода прозрачная, а в роднике еще прозрачнее, вода в речке холодная, а в роднике еще холоднее, вода прохладная, а роднике еще прохладнее, вода свежая, а в роднике еще свежее, вода вкусная, а в роднике - ключе – вкуснее, вода светлая, а в роднике – еще светлее.
Скажи «родник» - и вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
Мы и родник зовем ключом.
(Ключ от дверей тут ни при чем).
Предлагаю еще раз назвать все ключи, с которыми мы сегодня встретились.
Воспитатель: Все это называется словом «ключ». А внешне они похожи или разные?
Воспитатель: Если слово имеет одно значение, то оно однозначное, а если у слова много значений, то оно - ….
Воспитатель: Сколько значений у слова «ключ»?
Воспитатель: Значит, слово «ключ» - ….
Воспитатель: Ребята, какое мы с вами сделали открытие?
Ответы детей: слово «ключ» имеет несколько значений, оно многозначное.
Воспитатель: Давайте вспомним историю о мальчиках. Как мог сказать Саша, чтобы друг его понял? Какой мы можем сделать вывод?
Ответы детей: нужно говорить так, чтобы тебя поняли. Мы помогли разобраться мальчикам, решили их проблему.
Воспитатель: Придумайте к слову «ключ» родственные слова.
Ответы детей: ключик, ключи, ключник, ключевой, ключевая.
Воспитатель: Составьте предложения со словом «ключ» по схемам. История о мальчиках закончилась. Я вам предлагаю сочинить истории про ключи.
Дети придумывают истории по схемам.
Рефлексия.
Что вам запомнилось на занятии, что понравилось? Что было сложно? Ребята, какое мы с вами сделали открытие? Как мы можем рассказать о нем родителям?