Татьяна Уткина
Конспект занятия по развитию речи «Приключения Чебурашки. Звуки [Л], [Л’] в слогах и словах»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Различение звуков по их качественной характеристике.
Задачи:
1. Упражнять в правильном произнесении звуков [Л]- [Л’] - в слогах и словах.
2. Автоматизация звука. Закрепить умение определять количество слогов в словах. Умение выделять место заданного звука в словах. Закрепить умение различать гласные и согласные звуки в начале слова.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Приключения Чебурашки, Звуки [Л], [Л’] в слогах и словах“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Успенский Э. Чебурашка, крокодил Гена и др.
- Чебурашка
- Темочки
3. Развивать фонематический слух, внимание и память, мелкую моторику.
Материалы и оборудование: карточки красного цвета на каждого ребёнка; перфокарты на каждого ребёнка, перфокарты для работы у доски, плакат с буквой Л, карандаши синего и зелёного цвета на каждого ребёнка, подставки для карандашей; магниты зелёного и синего цвета; карточки с буквами, для выделения буквы Л.
Интеграция областей: речевое развитие, физическое развитие.
Ход ООД:
I. Вводная часть.
Организационный момент.
Воспитатель: Дети, поздоровайтесь с нашими гостями.
Дети здороваются.
1. Игра «Позови ласково».
Дети стоят по кругу. Воспитатель предлагает ребёнку передать мяч ребёнку, стоящему рядом, ласково назвав его по имени. Ребёнок берёт мяч и передаёт его следующему ребёнку с тем же заданием.
II. Основная часть.
Стук в дверь, приходит Чебурашка.
Чебурашка : Здравствуйте ребята!
- Я услышал как вы красиво и ласково друг друга называете!
- Я тоже люблю, когда меня ласково называют!
Воспитатель: Ребята, кто к нам пришёл, вы его узнали?
Дети: Да, это Чебурашка.
Воспитатель: Чебурашка, почему ты такой грустный?
Чебурашка : Потому, что у меня нет друзей, а я слышал, что в детском саду много маленьких детей, с которыми можно подружиться. Вот я и решил, что зайду к вам.
Воспитатель: Ты правильно решил, что зашёл к нам, у нас действительно много детей, которые с огромным удовольствием с тобой подружатся, да ещё и многому научат, потому, что наша группа старшая и дети уже много знают и умеют. Ребята, возьмём Чебурашку к себе в группу?
Дети: Возьмём.
2. Упражнение «Повторить рад слов».
Мел – пел – сел
Белка – мелко – вилка
Гонял – менял – зевал
Гол – пол – вол
Галка – палка – скалка
Волк – долг – полк
Воспитатель:
Во всех произнесённых словах повторяется один и тот же звук. Назовите звук, который чаще всего слышится?
Дети: звук [Л].
Воспитатель: Итак, сегодня мы с вами продолжим знакомство со звуком [Л].
Дайте характеристику звуку [Л]. Расскажите Чебурашке о звуке [Л]. Согласный твёрдый звук.
3. Артикуляция звука [Л] и его характеристика.
Обратить внимание детей на то, что произносить звук [Л] мешает язычок. Затем сообщить «секрет» : «Звуки, которые что-либо (язык, зубы, губы) мешает произносить, называются согласными. Звук [Л] – согласный.
Артикуляционная гимнастика «Качели».
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот. Положить язык за нижние зубы и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Воспитатель: Какие ещё вы знаете звуки, кроме согласных?
Дети: Гласные звуки.
Воспитатель: Назовите гласные звуки.
Дети: А, О, И, Э, Ы, У.
Воспитатель: Как вы определили, что это гласные звуки?
Дети: Их можно петь, они тянутся, когда их произносишь, во рту ничего этому не мешает.
Воспитатель: Я сейчас проверю, а Чебурашка посмотрит, хорошо ли вы можете различать гласные и согласные звуки. Я буду называть слова, а вы должны будете поднимать карточки красного цвета, только тогда, когда первый звук в названном мной слове будет начинаться с гласного звука.
4. Д/игра «Определи звук».
У детей карточки красного цвета.
Воспитатель чётко произносит слова, а дети поднимают вверх карточки только когда определят первый гласный звук. При первом согласном звуке никак не реагируют.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, с этим заданием справились отлично.
Я и Чебурашка убедились, что гласные звуки и согласные вы умеете различать.
Давайте вспомним, о каком звуке мы говорили вначале занятия?
Дети: О согласном звуке [Л].
Воспитатель: Звук [Л] согласный, а что ещё можно о нем сказать?
Дети: Что звук [Л] – твёрдый.
Воспитатель: А ведь звук [Л] ещё бывает и мягким. Давайте определим, я называю слова, а вы мне говорите, мягкий [Л’] или твёрдый звук [Л] слышите.
Белка, мел, соль, слива, лес, лимон, лиса, лось.
Молодцы, правильно определили мягкость и твёрдость звука.
Теперь сядем за столы, перед вами лежат перфокарты, первым заданием в них надо. Определить и обозначить первый согласный звук (по твёрдости и мягкости) звуки [Л] – [Л’].
5. Пальчиковая гимнастика «Мы топали».
Исходное положение. Ударять по очереди каждым пальчиком по столу, как по клавишам, сопровождая движения пальцев ритмичным, послоговым проговариванием скороговорки.
Мы то-па-ли, мы то-па-ли,
До то-по-ля до-то-па-ли,
До то-по-ля до-то-па-ли,
Чуть но-ги не от-то-па-ли!
Определи и обозначь первый согласный звук (по твёрдости и мягкости) звуки (Л) – (Л’)
лампа
лейка
лиса
лук
6. Перфокарты.
«Определи и обозначь первый согласный звук (по твёрдости и мягкости) звуки [Л] – [Л’]».
К доске вызвать одного ребёнка для работы у доски, остальные дети выполняют задание индивидуально в пефокартах. Мягкий звук обозначаем зелёным цветом, а твёрдый – синим.
На второй перфокарте задание: № 1 найти и обозначить в слове место звука [Л] в клеточке начало, середина или конец слова.
Повторить, на примерах как делятся слова на слоги.
№ 2. Сколько слогов в слове? К доске вызывается для работы другой ребёнок. Определить и начертить соответственно один слог – одна чёрточка, два слога – две чёрточки, три слога – три чёрточки. Остальные дети продолжают работать индивидуально.
Найди и обозначь в слове место звука (л)
символом (начало, середина, конец).
Сколько слогов в слове?
(-, (- -, (- - -)
7. Физкультмунутка «Кот-лежебока»
Лежебока рыжий кот,
Отлежал себе живот.
Кушать хочется,
Да лень ворочаться.
Вот и ждет рыжий кот -
Может, миска подползет?
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
8. Продолжить знакомство с буквой «Л».
На доску вывешиваются плакаты с примерами, на что похожа буква Л.
Воспитатель: Мы назвали много слов, в которых встречается звук Л, а сейчас, давайте посмотрим на саму букву, из чего она состоит?
Дети: Из двух палочек, соединённых вверху.
Воспитатель: Пропишем букву в воздухе, кто попробует изобразить эту букву?
Выходят двое детей, становятся в шаге друг от друга, поднимают руки и соединяют вверху.
- На что похожа?
Дети: На палатку, на шалаш, на лестницу, на горку и т. д.
9. Упражнение на закрепление.
Найдите букву Л среди других букв, и зачеркните её.
Выполнение задания.
Э Л Е Л О Щ Л И Л У Ц
Ф М А Ы Н А З П Ф В Ы
Я О В Ц С Л Ч К Д Л М Г
Ю Ж Л Е У В Л З Р П Л А
III. Заключительная часть.
10. Рефлексия.
Воспитатель: Чебурашка, тебе понравилось играть и заниматься с нашими детьми?
Чебурашка : Да, мне очень понравилось, а можно я останусь у вас в группе? Я нашёл здесь много добрых, умных и хороших друзей.
Дети и воспитатель: Конечно, можно с нами остаться, мы тебя многому можем научить и будем с тобой дружить, ты нам тоже очень понравился.
Воспитатель: О каком звуке и букве мы сегодня говорили?
Дети: Мы сегодня говорили и работали со звуком и буквой Л.
Воспитатель: Какой это звук?
Дети: Звук [Л] - [Л’] согласный – твёрдый и мягкий.
Воспитатель: О чём вы расскажите своим родителям о сегодняшнем занятии?