Ольга Кириленко
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «По следам фольклора»
Конспект по развитию речи "По следам фольклора"
Возраст: старшая группа
Основная образовательная область: речевое развитие
Интегрированные образовательные области: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „По следам фольклора“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Форма проведения: совместная деятельность взрослых и детей, самостоятельная деятельность детей
Цель: активизировать речевую деятельность детей, закрепить знания о видах русского народного творчества
Программные задачи
Воспитательные:
-воспитывать у детей стремления к достижению цели;
-развивать интерес к культурным традициям;
Развивающие :
- пополнить словарный запас детей;
- развить у детей познавательную активность.
Образовательные:
-закреплять знания о жанрах и видах русского народного творчества;
-учить передавать аппликативным способом эмоциональное состояние – радость
Предполагаемый результат:
-развитие у воспитанников познавательного интереса к совместной деятельности;
-расширение и активизация словарного запаса;
-умение детей действовать самостоятельно
Словарная работа:
скороговорки, подсказка
Предварительная работа
-чтение и рассказывание сказок «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди»;
-загадывание и отгадывание загадок;
-чтение и заучивание пословиц, считалок;
-чтение скороговорок
Методические приемы
-проблемные и поисковые ситуации
-вопросы
-сюрпризный момент
-беседа
Оборудование и материалы:
видеопроектор, ноутбук
сюжетно-ролевые игрушки (домашние животные, волшебная коробка (для клада)
Процесс работы:
Воспитатель заходит в зал и заводит за собой детей.
Вместе говорят речевку:
Все мы встанем полукругом
Помахаем мы друг другу
Скажем вам - «Привет Друзья»
Рады видеть вас всегда!
Воспитатель:
Чтоб без дела не сидеть
Чтоб от скуки не реветь
Наш народ давно привык
Сам себя и веселить
И для этого он сам шутки-песенка слагал!
(Кто-то стучится в дверь. Принесли письмо)
Воспитатель: Кто же нам его прислал? Что же в нем там написал?
(Один из детей берет конверт и отдает его воспитателю)
Воспитатель: (открывает конверт и читает письмо) «Здравствуйте, дорогие друзья! Я знаю, что все вы любите приключения и я предлагаю вам отправиться на поиски сокровища. Для этого нужно пройти по следам фольклора. Но скажу сразу, клад найти не просто, он спрятан очень хорошо. На пути вас ждет не мало испытаний! Я вам дам карту, которая укажет вам дорогу.
Желаю успехов!
Ваш дедушка Фольклор».
Воспитатель: Какое странное послание. И какое имя у того, кто отправил письмо необычное - Фольклор.
Ребята, вы знаете, что такое «фольклор»?
Дети: называют то, что знают (песни, хороводы, потешки, прибаутки, сказки, загадки).
Воспитатель: А вы знаете кто их сочинил?
Дети: Народ!
Воспитатель: Молодцы ребята, вы значите, что такое фольклор. Теперь мы можем отправиться с вами в путь. Давайте посмотрим на карту! Здесь есть подсказки!
Дети: находят подсказку - сумка.
Воспитатель: Наверное, нам нужно найти сумку. Дети находят сумку и достают из нее задание.
Воспитатель: читает первое задание:
«Дорогие ребята, для того, чтобы найти клад, вам нужно отгадать загадки и найти те предметы, которые кроятся в ответах:
1. Зоркий глаз и острый слух
У него отличный нюх
К своим ласкается
На чужих ругается (Собака)
2. Вся мохнатенькая
Днем спит
А ночью бродит
На охоту выходит. (Кошка)
3. Хвостик крючком,
Нос пятачком,
В пятачке две дырочки,
Пяточком в земле копается
В грязной луже искупается (Свинья)
4. Каждый вечер, так легко,
Она дает нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут ее – … (Корова)
5. Идет, идет, бородой трясет,
Травки просит: «Ме-ме-ме,
Дай-ка травки мне-е-е». (Коза)
Воспитатель: Ребята, вы все загадки отгадали и нашли животных. Как их можно назвать по-другому, одним словом?
Дети: Домашние животные.
Воспитатель: Почему их называют домашними животными?
(Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрим на карту и найдем вторую подсказку.
Дети: Вторая подсказка – корзина.
Воспитатель (читает письмо) : «Продолжаем путь и следующее испытание «Скороговорки». Какие скороговорки вы знаете? Проговорите их».
Ребята, скажите, почему скороговорки назвали скороговорками? (Ответы детей)
Давайте встанем в круг. И проговорим скороговорки.
(Дети проговаривают скороговорки, по желанию с повтором на ускорение)
Мама мыла Милу мылом.
Мила мыла не любила.
Белые бараны били в барабаны.
На дворе трава,
На траве дрова.
У киски в миске сливки скисли.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Воспитатель. Хороши ваши язычки, справились со скороговорками.
Идем дальше, где наша карта Что нас ждет впереди?
Дети: Теремок.
(Дети находят теремок, письмо за теремком)
Воспитатель (читает письмо) : «Ребята, а вы любите русские народные сказки? (ответы детей). А какие сказки вы знаете? (ответы детей). И задание для вас приготовила Бабушка-Загадушка. Никто на свете не знает так много сказок, как она. Каждый день перед сном она рассказывает их своим внукам. Слушайте внимательно сказочные загадки».
1. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети? (Козлята)
2. Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там 3 стула и 3 чашки
3 кровати, 3 подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
3. В какой сказке есть чудесный пень,
где сесть мохнатому не лень?
Только вот одна беда,
Не мог он скушать пирожка. («Машенька и медведь»)
4. Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом. (Колобок)
5. Нашла однажды мышка
Совсем пустой домишко
Стала жить да поживать,
Да жильцов к себе пускать. («Теремок»)
6. У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят.
Далеко они глядят. (Гуси лебеди)
6. Гуси-лебеди летели,
Унести детей хотели.
Что за дерево стояло
И ребят от них скрывало? (Яблоня)
Воспитатель. Ребята, посмотрите почему-то яблоня грустная. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы Яблонька не грустила?
Воспитатель: Можно сделать яблоки своими руками из бумаги и приклеить их на Яблоньку.
Воспитатель: Поднимем настроение Яблоньке?
Дети: Да.
Воспитатель: Какую форму и цвет имеют яблоки?
Дети: Яблоки имеют круглую, овальную форму. Цветом могут быть красными, жёлтыми, розовыми, зелёными.
Воспитатель: Как будет яблоко по татарски?
Дети: Алма.
Воспитатель: Алма нинди?
Дети: Алма кызыл, т г р к, т мле.
Воспитатель: А у нас на столах лежат квадратные и прямоугольные листы бумаги. Давайте из них вырежем яблоки и листочки и приклеим на яблоню. А мы уже знаем, как это делается. Занимайте места за столами и приступайте к работе. (Воспитатель помогает)
У кого готовы яблоки и листочки намазывайте клеем и идемте приклеивать к яблоне.
(Дети отрезают углы у квадратов и приклеивают их на Яблоню.)
Воспитатель: Какие получились яблоки?
Дети: Красивые, ароматные, привлекательные. Очень хочется их съесть.
Воспитатель: Посмотрите, как повеселело наша яблоня. Ребята, вы отлично справились с заданием!
Воспитатель: Продолжаем путь. Что у нас на карте?
Дети: На карте цветы.
(Дети находят на полу цветочки)
Воспитатель (читает письмо). «Дорогие ребята! Пришло время поиграть. Какие народные игры вы знаете?»
Дети: «Ворон», «Прятки», «Салки», «Жмурки», «Горелки», «Красочки», «У медведя во бору», «Кошки мышки».
Воспитатель: В какую игру мы с вами сегодня поиграем?
Дети: «Горелки с платочком»
Воспитатель: Вспоминаем правила игры: все участники игры встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек. Водящего выбираем считалкой.
Дети парами встают друг за другом…
Ход игры
Играющие говорят хором:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят!
После слов «Птички летят!» игроки последней пары бегут вперед, и кто из них первый возьмет платочек, тот встает с водящим в пару впереди колонны, а опоздавший «горит» (водящий).
Воспитатель: Идем дальше. Следующая подсказка – книга.
(читает письмо) Здесь написаны поговорки и пословицы, но не полностью. Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки. Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.
Нет друга-ищи, а нашел-… (береги).
Труд человека кормит, а лень… (портит).
Любовь и труд счастье… (дают).
Без труда не придет на стол… (еда).
Старый друг… (лучше новых двух)
Кончил дело… (гуляй смело).
Воспитатель. Хорошую игру нам предложил дедушка Фольклор. Вы справились заданием. Молодцы!
Продолжаем путь. Что у нас на карте? (Доска)
Воспитатель: (читает письмо). «Мои дорогие друзья! Предлагаю вам вспомнить знакомые потешки».
На доске спрятаны картинки (солнышко, водичка, божья коровка, кот, по очереди открываем и вспоминаем потешки. (Ребенок берет картинку)
Воспитатель: Что вы видите на картинке?
Дети: Солнышко.
Воспитатель: Дедушка Фольклор хочет, чтобы мы рассказали потешку о солнышке. Кто знает потешку о солнышке?
Дети по желанию рассказывают.
Воспитатель: Молодцы! Продолжаем путь. Ребята, посмотрите на карте последняя подсказка. Что это?
Дети: Шкаф.
Воспитатель: Это не простой шкаф. Давайте посмотрим, что за чудеса нас ждут?
Дети открывают шкаф, находят клад-коробку. В коробке письмо от дедушки Фольклора.
Воспитатель: «Дорогие ребята! Вы прошли весь путь по карте, вы много знаете, многое умеете. Все эти знания и есть бесценный клад для вас. Я очень рад и поздравляю вас! А в коробке для вас угощения».
На экране появляются Дедушка Фольклор и Бабушка-Загадушка.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Мы очень рады нашей встрече. Вы отлично справились с нашими заданиями.
Закончились испытания –
Пришло время угощенья!
Не робейте, не стесняйтесь,
Сладостями угощайтесь!
Воспитатель и дети благодарят дедушку Фольклора, бабушку Загадушку.
Воспитатель: Ребята, наше испытание подошло к концу. Вам понравилось наше приключение?
Ребята, о чем вы расскажете своим друзьям, родителям?
Какое доброе дело сделали мы сегодня с вами?