Анна Баранова
Конспект по развитию речи «Пчёлки на разведках» с детьми средней группы
Конспект НОД по развитию речи на тему «Пчёлки на разведках» с детьми средней группы
Задачи:
• вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие;
• побуждать вести ролевой диалог, в речевой игре аргументировать свои высказывания;
Публикация «Конспект по развитию речи „Пчёлки на разведках“ с детьми средней группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
• развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат детей;
• уточнять и закреплять правильное произношение звуков «р», «рь»; формировать у детей навык различать их на слух и при произношении.
Материалы, инструменты, оборудование. Мяч; картинки: самолет, вертолет, ракета, пылесос, пчела, муха, бабочка, ромашка, синица, ворона, воробей, стрекоза.
Ход НОД
В начале занятия педагог предлагает детям поиграть в игру «Летает — не летает». (слайд 3)
Воспитатель: - Я буду бросать мяч и называть слово. Надо перекинуть мяч и сказать, летает этот предмет или нет.
В игре используются слова: жук, оса, кузнечик, самолет, червяк, гусеница, бабочка, божья коровка, стрекоза, шар, воробей, лягушка, синичка, пчела, голубь, муха, мотылек, рыба, вертолет.
Артикуляционная гимнастика (слайд 4)
1. «Лопатка»
Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить широкий язык на нижнюю губу. Затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5-10.
2. «Чистим зубки»
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо – влево. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
Воспитатель: - А сейчас давайте мы все как будто превратимся в вертолеты. Большие вертолеты летят и издают звук «р-р-р», а маленькие вертолетики летят и издают звук «рь-рь-рь».
Сначала «заводят моторы», летят и гудят большие вертолеты, затем маленькие.
Затем организуется игра на внимание.
Воспитатель: - Если услышите слово, в котором есть звук «р» — хлопните в ладоши; если услышите звук «рь» — поднесите палец к губам.
В игре используются слова: рак, шар, фонарь, снегирь, якорь, рот, картошка, перчатки, букварь, царь, зверь, ракушка.
Воспитатель: - А теперь послушайте и отгадайте загадку:
Над цветком летает
И порхает, и порхает. (Бабочка) (слайд 5)
Эту загадку дети разучивают и читают как чистоговорку в умеренном темпе, негромко, повторяют 3—4 раза.
Физкультминутка «Сороконожка»
Шла сороконожка
(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
(дети останавливаются и приседают)
- Ой, промокнут сорок лап!
Насморк мне не нужен
(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи)
Обойду я лужи!
Грязи в дом не принесу
(дети останавливаются, трясут одной ногой)
Каждой лапкой потрясу!
(трясут другой ногой).
И потопаю потом
(дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром!
Далее проводится игра «Четвертый лишний». (слайды 6 – 8)
Правила игры: детям надо назвать лишнюю картинку и объяснить, почему они так думают.
Затем воспитатель предлагает детям послушать сказку К. Д. Ушинского «Пчелки на разведках». (слайды 9 – 12)
Настала весна, солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей прошлогодней травке проглядывали свежие, ярко-зеленые стебельки; почки на деревьях раскрывались и выпускали молоденькие листочки.
Вот проснулась и пчелка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лапками, разбудила подругу, и выглянули они в окошечко — разведать : ушел ли снег, и лед, и холодный северный ветер?
Видят пчелки, что солнышко светит ярко, что везде светло и тепло; выбрались они из улья и полетели к яблоньке.
- Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для бедных пчелок? Мы целую зиму голодали.
- Нет, — говорит им яблонька, — вы прилетели слишком рано, мои цветы еще спрятаны в почках. Попытайтесь узнать у вишни.
Полетели пчелки к вишне:
- Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочка для бедных пчелок?
- Наведайтесь, милочки, завтра, — отвечает им вишня, — сегодня еще нет на мне ни одного открытого цветочка, а когда откроются, я буду рада гостям.
Полетели пчелки к тюльпану: заглянули в его пеструю головку; но не было в ней ни запаху, ни меду. Печальные и голодные пчелки хотели уже домой лететь, как увидели под кустиком скромный, темно-синий цветочек: это была фиалочка. Она открыла пчелкам свою чашечку, полную аромата и сладкого сока. Наелись, напились пчелки и полетели домой — веселенькие.
Затем разыграть ролевой диалог по двум эпизодам сказки: «пчелки» летят и просят вкусного сока у яблони и вишни. Последний эпизод сказки воспитатель проговаривает сама (как «пчёлки» полетели к фиалке).
Рефлексия
- Что мы делали на занятии? В какие игры играли?
- Какую сказку слушали?
- У кого пчёлки просили вкусного сока? Удалось ли им наесться сладкого сока? А кто их накормил?
- Что особенно понравилось на занятии?
- Что узнал нового?