Татьяна Мешкова
Конспект по развитию речи и обучению грамоте детей подготовительной группы «Дикие звери наших лесов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте детей подготовительной группы
Тема: «Дикие звери наших лесов»
Цели:
Автоматизация и дифференциация звуков С-З;
Публикация «Конспект по развитию речи и обучению грамоте детей подготовительной группы „Дикие звери наших лесов“» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Активизировать и обогатить словарный запас по теме «Дикие животные наших лесов»;
Формировать навык составления рассказа с опорой на иллюстративный материал и поставленные вопросы.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье».
Программные задачи :
Развивающие :
• Развивать навык усидчивости, самоконтроля и прилежания;
• Развивать звукопроизношение;
• Развивать диалогическую речь;
• Развивать речевое дыхание;
• Развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
• Развивать память и внимание.
Образовательные:
Уточнять, закреплять, пополнять и систематизировать знания о диких зверях наших лесов;
Развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать и делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать коммуникативную культуру;
Воспитывать познавательный интерес;
Воспитывать бережное отношение к природе, к среде обитания зверей.
Здоровье сберегающие:
• Соблюдать правильную осанку, режим охраны зрения;
• Чередовать статические и динамические задания;
• Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
Оборудование:
Презентация «Дикие животные наших лесов»;
Мяч.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Лесные сказки», В. Бианки «Белки»;
Художественное творчество (рисование, изготовление мини-книжки по мотивам сказки «Колобок»).
Ход НОД:
1. Организационный момент
Воспитатель:
-Собрались все дети в круг,
Я – твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! (Дети здороваются с гостями и садятся на стулья).
В. : -Ребята, скажите какое сейчас время года? (Ответы детей). А перед весной какое время года было (Ответы детей). Мы с вами ни так давно простились с холодной зимой.
Слайд 2 (зимний лес)
В. : - Я приглашаю вас и наших гостей в путешествие в мир животных, в лес. Посмотрите, какой красивый лес! Всё засыпано снегом: земля, деревья и кустарники.
-Подул ветер, завыла вьюга: з – з - з (с усилием звука)
-Шумят ели, сосны: ш-ш-ш
-Стихает вьюга: с-с-с (упражнение на автоматизацию звуков).
-Представьте себе какого диким животным в лесу!
-Сейчас я загадаю вам загадки, а вы будьте внимательными и постарайтесь отгадать их.
Загадки:
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы-
Уши больше головы? (заяц)
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает (медведь)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт (лиса)
Не портной, а всю жизнь
С иголками ходит (ёж)
По веткам прыгает, да не птица,
Рыжая, да не лиса (белка)
Кто осенью холодной
Ходит злой голодный (волк)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко (лось)
2. Основной этап (актуализация знаний)
Упражнение «Назови семью» (активизация словарного запаса)
Слайд 3:
В. : - Заячья семья – зайчиха, заяц, зайчонок (пример);
Слайд 4:
В. : - лисья семья - (ответы детей)
Слайд 5:
В. : - семья ежа - … (ответы детей)
Слайд 6:
В. : - беличья семья - (ответы детей)
Слайд 7:
В. : -волчья семья - (ответы детей)
Слайд 8:
В. : -семья лося -… (ответы детей)
Слайд 9:
В. : -медвежья семья -… (ответы детей)
3. Изучение нового материала
Слайд 10: (общая картинка зверей)
В. : Звери не похожи друг на друга. И не только потому, что одни большие, а другие маленькие. У одних, например, длинные уши, у других короткие, у одних есть рога, а у других нет, у некоторых зверей длинные и пушистые хвосты, а у некоторых хвостики еле-еле видны. Посмотрите на изображение и закончите предложения.
Игра «Скажи наоборот»
-У лисы длинный хвост, а у зайца (короткий)
-у медведя толстые лапы, а у лисы (тонкие)
-у лисы мягкая шерсть, а у кабана щетина (жесткая)
-У волка короткие уши, а у зайца (длинные)
Слайд 11:
Динамическая пауза ( воспитатель предлагает детям поиграть: произносит слова стихотворного текста и показывает движения животных; дети идут по кругу в медленном темпе, медленно показывают движения диких животных)
В. : В лесу так много снега, такие сугробы. Как тяжело животным пробираться по снегу.
-«Как-то зимнею порой звери шли лесной тропой.
За мамой зайчихой прыгал (зайчонок).
За мамой волчихой рыскал (волчонок).
За мамой лисицей крался (лисёнок).
За мамой медведицей…шёл (медвежонок).
Дыхательная гимнастика «Насос». – Накачаем мы воды, чтобы поливать цветы.
Исходное положение – основная стойка. 1- наклон туловища в сторону (вдох); 2 – руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с» (вдох) (10-12 раз).
В. : -Ребята, а давайте с вами обсудим, чем же питаются дикие животные?
Слайд 12: ( травоядные животные: лось, олень, кабан)
В. : Одни животные едят листья и траву. Они так и называются – травоядные. У всех травоядных на ногах копыта.
Слайд 13: ( хищники: рысь, волк, медведь)
В. : А вот рысь и волк – хищники. Они охотятся на других животных, траву они не щиплют. Медведь тоже считается хищником, но он охотится очень редко. Очень любит различные ягоды, мёд диких пчел.
Слайд 14: ( грызуны: зайцы, белки, мыши)
В. : Зайцы очень любят обгрызать кору деревьев и кустарников. Белки и полевые мыши тоже грызут всё, что им по зубам: грибы, шишки, корешки разные. Поэтому все они – и зайцы, и белки, и мыши – называются грызунами.
Слайд 15
-Пока зверята маленькие, мамы кормят их молоком. Вот почему их – и травоядных, и хищников, и грызунов – называют млекопитающими.
Упражнение на определение места звуков С – З в слове (воспитатель называет слова и просит определить место звука С – З в слове: заяц, лиса, лось, рысь, хвост, усы, грызёт, скачет, зима, лес, снег.) (дети поднимают руки).
Дыхательная гимнастика. Упражнение «Часики». – Часики вперёд идут, за собою нас ведут.
Исходное положение: стоя, ноги слегка расставлены. 1 – взмах руками вперёд – «тик» (вдох); 2 – взмах руками назад – «так» (выдох) (10-12 раз).
В. :- Диких животных можно разделить на две группы :
- первая группа – те животные, которые встречаются в лесу зимой;
-вторая группа – те животные, которые зимой спят – уходят в спячку.
Слайд 16: (звери – сони)
В. : - Говорят, что зимой медведь «лапу сосет». Просто в середине зимы кожа на лапах начинает чесаться, зудеть, меняться, вот он во сне и слизывает старую кожу.
Барсук начинает готовиться к зиме осенью. Он много ест, а затем сгребает листья, устраивает себе мягкую постель и ложится на зиму спать.
На зиму ёж сворачивается клубком в логове, утеплённом мхом, листьями и травой, и спит более шести месяцев. Всё это время он не ест и не двигается.
3. Закрепление изученного материала
Слайд 17:
Дидактическая игра: «Будь внимательным». (Воспитатель приглашает детей встать в круг. Показывает им большой «снежок» - мяч, оклеенный белой бумагой.
В. : - Закрепить и узнать ещё больше о жизни диких животных нам поможет волшебный «снежок». Я буду бросать его вам и задавать вопросы, а вы – отвечать, не спеша, хорошо подумав. Возможно наши гости и я узнаем от вас что – то новое!
Проблемные вопросы:
Как называется дом белки? (Дупло.)
Утепляет ли на зиму своё дупло заяц? (Нет, его у него нет.)
Кто из диких животных выше зайца, но ниже медведя? (Волк, лиса, кабан, рысь.)
Как хвост лисе помогает? (Заметает следы при преследовании; в сильный мороз она им укрывает нос и лапы.)
Как помогает хвост белке? (Белка прыгая с дерева на дерево и расправляет свой пушистый хвост, как парашют – он помогает её держать равновесие; укрывает в зимнюю стужу.)
Каких животных можно назвать – звери – сони? (Медведь, ёж, барсук.)
Какие звери не впадают в спячку? (заяц, лиса, волк, лось, кабан)
Каких животных можно назвать – грызунами? (Полевая мышь, заяц, белка.)
Каких животных можно назвать – хищниками? (Волк, рысь, медведь)
Каких животных можно назвать – травоядными? (Лось, олень, кабан – копытные.)
4. Итог НОД.
В. : -Молодцы, ребята! Вы замечательно справились со всеми заданиями. Надеюсь вы много узнали нового о диких животных, о их жизни. Обязательно поделитесь новыми знаниями со своими родителями.
-В заключении мне бы хотелось донести до вас слова известного писателя Михаила Пришвина, который любил природу и много писал о ней, он сказал:
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца
С великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы
Сокровища охранять, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна вода – будем охранять наши водоёмы.
В лесах разные ценные животные – будем охранять наши леса.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы.
А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину!
В. : - В группе вас ждёт графический диктант. А кто у нас получится – сюрприз!