Елена Шестакова
Конспект занятия по развитию познавательных процессов «Геометрические фигуры и цифры»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию познавательных процессов
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (интеллектуальный тренинг).
Задачи:
Обучающие:
1. Закрепить у детей знание геометрических фигур, цифр.
2. Закрепить навыки счета, в том числе движений, слов, пар.
Публикация «Конспект занятия по развитию познавательных процессов „Геометрические фигуры и цифры“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
3. Закрепить у детей умение комментировать свои действия с помощью речи, задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта, высказываться в связи с высказываниями других детей.
4. Закрепить ориентировку на своем теле (правая – левая нога, рука, на листе бумаги.
5. Обучить детей умению работать с интерактивной презентацией игры.
Развивающие:
1. Развивать умение четко называть свое имя, не стесняясь, смотря взрослому в глаза.
2. Развивать у детей логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику.
3. Развивать у детей чувство времени с помощью песочных часов (интервал 5 минут).
4. Развивать умение образовывать пары, работать в парах, согласовывая и корректируя свои действия, договариваться о правилах и контролировать их выполнение.
5. Развивать умение делать выбор (партнера, задания по сложности, решать проблемную ситуацию.
6. Развивать умение рефлексировать свою деятельность.
Воспитательные:
1. Воспитывать в детях умение сопереживать и поддерживать других детей в неудаче, желание помогать другу, сотрудничать (со взрослыми и с детьми) в предложенных формах.
2. Закрепить навык позитивного общения с незнакомым педагогом и детьми, умение уважать мнение другого.
Оборудование: 5 столов, 10 стульев, проектор, ноутбук, экран, колокольчик, задания для детей в конвертах, цветные и простой карандаши, песочные часы на 5 минут, подарки от группы «Колокольчик», мнемотаблица с правилами, игра «Разрезные картинки», подушечки, смайлики.
ХОД СОД:
Процесс вовлечения (мотивационный этап).
Деятельность педагога Деятельность детей
Встреча. (звенит колокольчик)
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Все быстрей ко мне бегите,
Приглашение примите!
Доброе утро, ребята! Меня зовут Елена Анатольевна!
А как вас зовут, сейчас узнаем?
Колокольчик передавай - свое имя называй. Дети подходят к педагогу и
встают в круг.
Дети передают колокольчик и
называют свои имена.
Вовлечение в деятельность.
А вы знаете, что группа, в которой я
работаю воспитателем,
называется «Колокольчик», именно колокольчик нас с вами
сегодня созвал в круг и познакомил.
Мои ребята из группы «Колокольчик» хотят
передать вам привет. Посмотрим вместе? Дети слушают педагога.
Включается онлайн трансляция детей:
Ребенок: Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
-Доброе утро! – хором все дети группы «Колокольчик».
Ребенок: Мы хотим вам предложить поиграть с нами!
Ребенок (ведущий игру говорит и показывает,
дети группы «Колокольчик» и дети другой группы повторяют)
Внимательно слушай и не зевай
Веселую игру со мной начинай!
Пусть постоят на правой ноге все, у кого сегодня хорошее настроение.
Пусть коснутся кончика носа левой рукой все, у кого есть одежда.
Пусть два раза топнут все, у кого есть три глаза.
Пусть погладят по голове себя все, кто любит себя.
Пусть четыре раз прыгнут все, кто умеет помогать детям и взрослым.
Пусть три раза хлопнут в ладоши все, кто не обзывает других.
Пусть крикнут пять раз УРА – те, кто любят выполнять интересные задания.
Ребенок: Здорово, вот мы и узнали, какие Вы!
Что бы кем - то в жизни стать, надо многое узнать!
Посылаем вам задания,
Важного, умственного испытания,
Вы должны дружными быть
И за пять минут их всех решить!
Пока! Удачи!
Дети группы «Колокольчик» прощаются. Дети слушают детей
группы «Колокольчик».
Дети выполняют
действия вместе с
детьми группы
«Колокольчик».
Дети слушают детей
группы «Колокольчик».
Процесс целеполагания (ориентировочный).
Деятельность педагога Деятельность детей
Смотрите, сколько цветных конвертов с секретными заданиями передали вам мои дети, а времени дали мало, хитрецы! Как вы думаете, успеем ли мы за пять минут выполнить все задания? Хотите проверить? Для начала потренируемся!
Чтоб задания быстрее выполнять,
Нам с Волшебным экраном надо поиграть!
На него внимательно смотрите,
Все задания правильно решите! Дети выполняют все вместе
интерактивные задания,
подобранные педагогом и
детьми из группы «Колокольчик».
Процесс планирования (поисково – практический этап).
Деятельность педагога Деятельность детей
Как Вы думаете, теперь Вы готовы выполнить
задания моих детей за пять минут,
вот они нам и часы песочные прислали.
Возьмите у меня по конверту
(раздает конверты любым пяти детям!
Ой, конверты все кончились! Что делать,
ведь выполнять задания должны все? (проблемная ситуация)
Шаг 1.
Вариант 1. Если дети молчат, то педагог оказывает им недирективную помощь.
Ребята, положите конверты обратно на стол, сколько конвертов? (5). А вас? (10). Скольким детям не хватило конвертов? (5) Как нам сделать так, чтобы все поиграли?
(работать в парах) Педагог предлагает детям это проверить, образовав пары. Как же нам быстро поделиться на пары? (дети предлагают свои варианты, в случае затруднения педагог предлагает игру).
Вариант 2. Если дети не молчат и предлагают свои варианты решения проблемной ситуации, то педагог внимательно выслушивает предложения детей.
* Если дети сами догадались, что надо посчитать конверты и детей, а затем образовать пары, то педагог не вмешивается, просто предлагает детям это проверить, образовав пары. Как же нам быстро поделиться на пары? (дети предлагают свои варианты, в случае затруднения педагог предлагает игру).
Шаг 2.
Если у детей не получается образовать пары, то педагог говорит, что можно поделиться с помощью игры, хотите – научу (Игра «Парные картинки»). Дети предлагают свои варианты решения проблемной ситуации, затем решают ее.
Чтобы справиться с заданиями правильно и быстро, нам нужно установить правила.
ПРАВИЛА (мнемотаблица):
1. НЕ болтать! (язык) Обсуждать задание тихо!
(стрелка вниз)
2. Делать все дружно! (рукопожатие)
3. Следить за временем! (часы)
4. Проверять задания друг у друга! (глаза)
5. Есть вопрос ко мне - подними знак!
(знак вопроса)
6. Закончили раньше – помоги друзьям! (улыбка)
Ну что, все запомнили? Повторим! Дети запоминают правила,
затем повторяют хором по мнемотаблице.
Конверты выбирай,
Свое место занимай!
На конверте цифра есть,
Где такая же там и надо сесть!
Конверт №1: «Лабиринты»
(успеть пройти все 5 лабиринтов за пять минут)
Конверт №2: «Что лишнее?»
(пять заданий на карточках за пять минут)
Конверт №3: «Догадалка»
(логические таблицы)
Конверт №4: «Волшебный завиток»
(задания на воображение, дорисуй картинку)
Конверт №5: «Запомни и выложи так же»
(задание на развитие памяти) Дети выбирают конверт с
заданием, ищут свои места по
цифре.
Процесс осуществления деятельности (поисково – практический этап).
Деятельность педагога Деятельность детей
Тогда начинаем! (воспитатель переворачивает песочные часы).
Если дети раньше времени справились с заданием,
то педагог предлагает помочь и выполнить
задания другой команде.
Если дети попросили о помощи,
то старается ее оказать, как можно меньше делая за детей,
заставляя их думать самих. Дети приступают
к выполнению заданий.
В конвертах с заданиями вложены задания,
разные по уровню сложности. Дети выбирают сами,
какое задание сделать первым.
Процесс рефлексии (рефлексивно – оценочны этап).
Деятельность педагога Деятельность детей
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Все быстрей ко мне бегите,
И задания несите! Дети садятся по кругу на
подушечки, задания кладут
перед собой.
Рефлексия нарушения правил № 1 и 2.
Все ли дети выполнили правило 1 и 2. (мнемотаблица) Почему Вы не могли их выполнить?
Рефлексия контроля времени.
Кто из Вас следил за временем?
Кто сколько заданий успел выполнить за пять минут?
Почему Вы не успели?
Рефлексия правильности выполнения.
Проверили ли Вы задания друг у друга?
Давайте проверим все вместе друг друга.
Покажите нам и расскажите, как Вы их выполняли?
Все ли задания сделаны правильно?
Рефлексия обращения за помощью.
Вариант 1. Почему вы не выполнили или не сделали правильно?
Не поняли – подняли ли Вы знак вопроса?
Не успели - попросили ли Вы помощь? Кто Вам помогал?
Рефлексия выбора заданий в парах.
Какое задание показалось очень сложным, а
какое выполнять было легко и интересно?
Кто из Вас выбрал самые сложные задания?
Рефлексия дальнейшего развития.
Чему Вам надо еще научиться, чтобы быть успешными в следующий раз?
Дети проводят вместе с педагогом рефлексию своей деятельности.
Повышение самооценки детей.
Ребята! На самом деле вы большие молодцы!
Вы трудились, думали, помогали друг другу,
а главное, старались соблюдать правила, что очень важно!
А еще Вы смогли честно рассказать о своих ошибках,
умели просить о помощи, хотите многому научиться и
не расстраиваетесь из – за неудач, всему можно научиться – нужно только не лениться!
Рефлексия удовлетворенности.
Если вам понравились наши задания и интересно,
возьмите веселый смайлик, а если не понравились -
возьмите грустный смайлик. Дети выбирают смайлики.
Вас зову прощаться я,
В круг вставайте все, друзья!
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
И, конечно, на прощанье
Подарю Вам пожеланье –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!
А мои дети дарят вам «колокольчики»,
они их сделали сами, помните о них и обо мне!
Дети встают в круг, улыбаются