Татьяна Александровна Ульянова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Деревянное зодчество»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство архитектурными особенностями зодчества на Руси.
Задачи:
Воспитывать интерес к архитектурным особенностям деревянного зодчества на Руси.
Развивать внимание, зрительную память.
Развивать творческие способности детей при рисовании узора на полосках бумаги, как элемента деревянной резьбы.
Обогащение словаря детей: зодчий, плотник, сруб, наличники, ставни, розетка, зубцы резьбы, сени, горница. Активизация словаря: кирпичный, каменный, бетонный, деревянный.
Темочки:
Ход занятия:
Сегодня мы с вами будем говорить о деревянном зодчестве на Руси.
Зодчий – красивое слово, именно так в старину называли на Руси строителей.
Как вы думаете, из каких материалов можно построить дом? (из дерева, кирпича, камня, бетона)
Как будет называться дом, построенный из кирпича (кирпичный, из камня (каменный, из бетона (бетонный, из дерева (деревянный).
Ребята в старину дома строили чаще из дерева, потому что вокруг много лесов, древесины.
Наша Россия издревле славится своими лесами. Дерево у нас самый доступный и самый дешевый строительный материал.
Деревянные дома строят мастера - плотники. Дом, построенный из деревянных бревен, называли "изба".
В народе говорили, что избу не строили, а «рубили», делали «сруб». Потому, что основным инструментом плотника был топор. Топором рубили в лесу деревья, топором же обтесывали с бревен кору. Им же вырубали в бревнах углубления для более плотного их прилегания друг к другу. Из обработанных таким образом бревен складывали стены дома - «сруб». Между бревнами укладывали мох для утепления.
Изба состояла из двух частей: в нижней части – находился подвал, здесь хранили урожай и заготовки на зиму. В верхней части дома – жилое помещение.
Крыши у домов делали двух разных видов: двускатные (похожие на шалаши) и четырехскатные (как пирамиды) - демонстрация образцов. А на крыше избы всегда помещали конек. Вот посмотрите в книге и на избушке.
Конек считался и украшением, и оберегом дома. Часто внук, строя новый дом, брал конька с дома деда на счастье. О коньке говорили:
«Выше всех сидит,
На весь мир глядит,
На красно солнышко,
На ясный месяц».
Окна домов делали небольшого размера, чтобы тепло из дома не уходило.
Крыльцо всегда строили с навесом, чтобы было на нем чисто да сухо в любое время года. А вот навесы по форме могли быть разные: (показ иллюстраций) односкатные – с одним резным столбиком,двускатные или полукруглые с двумя резными столбиками и небольшими перилами.
Зодчие старались украсить свои жилища – избы. Украшали ажурной резьбой. Окна украшали резными наличниками.
Узоры резьбы тоже были разнообразными: зубцы прямоугольные, треугольные, полукруглые с углублениями или отверстиями внутри (демонстрация)
Очень часто к наличникам окон крепили ставни, с их помощью окна закрывали. Ставни летним днем спасали избу от зноя, зимой в ненастную погоду сохраняли тепло в избе. Ограждали хозяев избы от уличного шума и недобрых людей.
Ставни также украшали резными узорами.
Очень часто использовали украшение – «розетку»(демонстрация образцов)
Узоры в резьбе образуются из геометрических фигур: треугольников, квадратов, кругов или из растительных элементов: листьев, веток, цветов, ягод. Эти элементы складываются в орнамент и получаются узоры невиданной красоты.
• Круг – это изображение солнца – было связано с мечтой о добром небесном светиле, от которого зависело благополучие в семье крестьянина. В народе говорят: «Не земля хлеб родит, а солнце».
• Дуга – это изображение радуги – оно означало, что наступило наконец желанное лето. Вырезая дугу, человек призывал к себе в помощники добрые силы природы.
• Прежде, чем делать резьбу, мастер прорисовывает ее на заготовках, как мы видели в книге.
Ребята, а может быть, вы сами хотите побыть мастерами? Давайте мы с вами разделимся на две группы : одна группа попробует прорисовать элементы резьбы на заготовках для дома, а другая группа прорисует элементы резьбы на заготовленных изображениях домиков. Для этого пройдите за столы.
Физкультминутка, пальчиковая гимнастика.
Как в деревне у пруда
Стоит ладная изба.
Окошечки резные,
Ставни расписные,
Живет там добрая семья -
Хозяйка, хозяин и их сыновья.
Их умелые руки не знают скуки,
Засиделись в избушке братцы,
Захотел большой прогуляться,
Да скучно ему гулять одному,
Зовет он братцев всех прогуляться.
Слова сопровождаются движением рук.
Дети прорисовывают на полосках бумаги элементы деревянной резьбы простым карандашом, разукрашивают красками. Воспитатель осуществляет индивидуальную работу.