Бойко Ольга Станиславовна
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему «Русские народные промыслы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательному развитию в средней группе по теме :
«Русские народные промыслы»
Цель: Познакомить детей с историческим наследием и культурой нашего народа, через показ и рассматривание предметов прикладного народного промысла.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему „Русские народные промыслы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Средняя группа
- Темочки
Образовательные:
1. Повышение интереса к истории и культуре народа, к народному прикладному искусству.
2. Способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности при рассматривании предметов.
Развивающие :
2. Развитие познавательной активности дошкольников, интерес к истории своей малой Родины.
3. Обогащение словарного запаса: «лапти», «липа», «плести лапти», «лыко драть», «народные умельцы»
Воспитательные:
4. Воспитание интереса к быту и изделиям народно-прикладного искусства,
уважение к предкам, его обычаям, традициям.
Предварительная работа:
- Рассматривание предметов быта наших предков.
- Чтение народных потешек.
- Знакомство с народными играми, песнями, хороводами, разучивание пальчиковых игр.
Словарная работа: Лапти, липа, плести лапти, лыко драть, народные умельцы.
Оборудование: изба с утварью, матрешка,сундук, лапти, лыко, иллюстрации к сказкам, хохломская роспись.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Ход занятия:
1. Организационный момент. Звучит русская народная музыка
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Поздороваемся с ними, подарим им свои улыбки и хорошее настроение. (дети берутся за руки, улыбаются друг другу).
Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!
Воспитатель: Ребята, сегодня не зря я нарядилась в русский народный костюм,мы сегодня с вами отправляемся в гости к русской матрешке.
Воспитатель:Ну что, готовы в путь дорогу?
Воспитатель:А поедем ты туда на лошадках
(Произведение для прослушивания - «Лошадка» М. Симанского)
Воспитатель: Вот и приехали. Ух ты-ы, красота какая, посмотрите, какой красивый домик стоит.
(Появляется игрушка-матрёшка)
Матрёшка. Здравствуйте, ребята!
Воспитатель. Здравствуй, матрёшка!
Матрёшка. Здравствуйте, ребятишки, девчонки да мальчишки!
давно вас поджидаю, поиграть с вами желаю.
2. Основная часть.
Матрешка: Давным - давно, люди на Руси занимались ремеслами, много трудились.
Воспитатель: Матрешка,мы приехали посмотреть всю народную красоту. Ребята посмотрите, какой красивый сундук, этот сундук сделанный руками мастера. Мастеров называли народными умельцами. Половики ткали (матрешка показывает предметы); вышивали ; игрушки делали из дерева посуду мастерили и вырезали из дерева, чашки и ложки.
Воспитатель: Дети, назовите, из какого материала сделаны ложки?
Воспитатель: Для чего они нам нужны? Ложки одинаковы? Чем отличаются?
Матрешка: Ребята, а посмотрите, какие красивые ложки,кто узнал,что это за роспись?Молодцы!А вы знаете, что ложки сначала были простые, для еды, а затем их стали украшать росписью и стало это искусством. Но в последствии, появились ложкари. А кто же это такие? Это не те, которые их изготовляет, а которые играют на них и с ними танцуют! А ну, ребята, взяли ложки! Давайте попробуем сыграть на них! Постучим ими, послушайте, как ложки красиво звучат!
Игра-хоровод «Ложки», слова и музыка О. Н. Васьковой
Матрешка:Давайте посмотрим,что еще есть в сундучке и рассмотрим. Ого, красота-то какая! (Дети рассматривают лапти, примеряют.
Воспитатель:В старые времена люди ходили в лаптях, потому что другой обуви не было. Лапти очень легкие, ноги в них дышат, потому что через дырочки плетения проходит воздух. Лапти носили и зимой и летом, взрослые и дети. Можно сплести лапти любого размера и носить их с теплыми шерстяными носками. Материал для лаптей был доступен всем. Лапти — это обувь из лыка. Что такое лыко? Лыко — это кора липы (липовая кора). Поэтому драли лыко и плели лапти. А сейчас липку никто не обижает, кору не снимает. И растут липы зеленые и красивые.
(Предлагает рассмотреть и потрогать лыко.)
Воспитатель:Если не поленишься и сходишь в лесок, то будешь в новой обуви щеголять. Пока лапти плетут, песни поют, и танцуют.
А теперь мы поиграем в народную игру.
Игра «Передавай лапоть».
Дети передают лапоть по кругу со словами:
Эх, лапти мои,
Лапти липовые,
Кто в лаптях и без лаптей,
Выходи плясать скорей!
(У кого в руках оказался лапоть выходит, танцует)
Матрешка: Ребята, а где же вы видели лапти? В магазинах же их не продают.
Воспитатель показывает иллюстрации к русским народным сказкам, где именно сказочные герои в лаптях.
Воспитатель: Догадались, из какой сказки герои?
Очень было интересно в гостях, но пора нам возвращаться обратно. Возвращаемся свою группу на лошадках.
3. Рефлекия.
Воспитатель: Сегодня мы с вами побывали в гостях у Матреши - Как называют мастеров, которые все делают своими руками?
- Расскажите, чем занимались народные умельцы на Руси?
- Пока лапти плетут, что делали люди в старину?
- В какую народную игру мы с вами поиграли?
Воспитатель: Ребята, повторим слова, которые для вас были новые. (Лапти, липа, плести лапти, лыко драть, народные умельцы)