Сагалакова Евгения Вячеславовна
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Кто как к зиме приготовился»
▼ Скачать
Познавательно-исследовательская деятельность+безопасность+региональный компонент
Тема: Кто как к зиме приготовился
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательного интереса представлении о том, как животные в лесу готовятся к зиме.
Задачи: создать условия для закрепления обобщающего понятия «дикие животные»;
создать условия для развития умения отгадывать описательные загадки о диких животных;
создать условия для развития логического мышления, воображения, внимания, связной речи;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе „Кто как к зиме приготовился“» размещена в разделах
создать условия для обогащения словарного запаса (дупло, берлога, нора, логово);
создать условия для воспитания любознательности, любви к природе, интерес и бережного отношения к животным.
Оборудование и материалы: картинки с изображением диких животных, их детёнышей, карточки-модели к играм “Кто, где живет? ”, картинки с силуэтами животных, корзинка.
Словарная работа: дупло, берлога, нора, логово
Ход образовательной деятельности
Этап образовательной
деятельности Организация рабочего пространства Деятельность взрослого Деятельность детей Психолого-педагогические условия/задачи
Вводная часть (организационный и мотивационный момент) Утренний сбор Мы – дружные ребята,
Возьмёмся за ладошки,
Подарим мы друг другу
Любви, тепла немножко. Дети выполняют движения
Условия для познавательной мотивации;
Основная часть На доске висит картинка «Зимний лес»
Стих-ие «Дикие животные»
Корзина
(в ней листочки, и грибочки, и шишки, и желуди) и загадки
картинка белочки
картинка медведя
картинка ежа
картинка зайца
Физминутка
«Зайка беленький сидит»
- Ребята, какое время года наступило?
-Правильно, зима.
- Как вы думаете, как в это время года живется животным, которые живут в лесу?
Зима - очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить. У животных леса это самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Но есть животные, которые всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание.
«Дикие животные»
С человеком не живут,
Постоянной помощи
От него не ждут.
А живут они в лесах,
На горах, в лугах, степях.
Сами пищу добывают,
Сами деток охраняют,
Строят прочное жилище,
Место сбора сами ищут.
-Ребята, а давайте сходим в лес. Может быть, встретим какое-нибудь животное.
-Мы в снежинки превратились и тихонько закружились,
Покружились, полетели, на пенёчки тихо сели.
-Вот мы и оказались в лесу (музыкальное сопровождение).
-Давайте вспомним правила поведения в лесу.
А в лесу надо вести себя тихо, не шуметь, а то можно испугать зверей.
- Ой, ребята, посмотрите, что это?
- Интересно, что там внутри? Хотите посмотреть?
- Тогда садитесь на пенечки поудобнее - спинки выпрямили, ножки вместе и я присяду.
В корзинке и листочки, и грибочки, и шишки, и желуди, а на них загадки. Давайте отгадаем.
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу.
Кто это, ребята? Правда, белка. А где живет белка? (Белка живет на дереве, в дупле)
- Чем же занята белка осенью? Как готовится к зиме? (Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи и желуди - зимой все пригодится. А еще белочка на зиму меняет свою рыжую шубку на серую).
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. Кто это?
- Да, действительно медведь. А кто знает, как живет медведь?
(Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит себе уютную берлогу. Надумает медведь спать укладываться, свернется калачиком и уснет до весны).
- А кто из вас знает, кто еще спит зимой?
- А где он прячется?
- Да, ежик готовит себе гнездо под кучей листьев и хвороста. Гнездо старательно выстлано травой и листьями. С наступлением холодов еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.
Но совсем по- другому готовятся к холодам звери, которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов.
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
Кто это?
- А как же он готовится к зиме? (Меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета - она белая).
- А как вы думаете, зачем заяц меняет цвет? (Чтобы в снегу не было видно).
- У зайца много врагов. Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Кормится заяц по ночам - так безопаснее - веточками деревьев, корой с их стеблей.
Физминутка:
Зайка беленький сидит (присели на корточки)
И ушами шевелит (показали руками длинные ушки)
Зайке холодно сидеть, (встают)
Надо лапочки погреть (гладят ручки)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать (прыжки на месте)
Кто-то зайку напугал-
Зайка - прыг - и убежал! (прыгают к воспитателю)
- А кто мне скажет? Какие звери являются врагами зайца. Это хищные звери. Повторите: «хищные звери»
У лисы есть дом - нора, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка - волчье логово.
-А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? (Да, они меняют свои шубки, у них отрастает другой более теплый мех, чтобы зимой не замерзнуть).
-А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем наши глазки и покружимся, как снежинки.
Снежинки, снежинки
В деток превратитесь
В детский сад вернитесь! Дети отвечают
Дети рассуждают
Дети садятся на свои стульчики
Дети рассказывают правила поведения в лесу
Дети отвечают
Дети отгадывают загадку
условия для воспитания любознательности, любви к природе, интерес и бережного отношения к животным.
условия для закрепления обобщающего понятия «дикие животные»;
условия
для закрепления обобщающего понятия «дикие животные»;
условия для развития логического мышления, воображения, внимания, связной речи;
условия для обогащения словарного запаса (дупло, берлога, нора, логово);
Заключительная часть Итог
- Кого мы видели в лесу?
- Кто из животных спит зимой?
- Где спит медведь?
- Какие животные не делают себе запасов на зиму?
- Какие животные являются врагами для зайца?
- Где живет белочка?
- О чем мы говорили на занятии? Что вы узнали нового?
-Сегодня на занятии все старались. Молодцы! Дети отвечают условия для развития связной речи