Елена Вячеславовна
Конспект занятия по познавательному развитию «Кубань — наша малая Родина!»
Конспект по познавательному развитию для старшего возраста
на тему: «Кубань наша малая Родина!»
Задачи:
• Формирование первичных представлений о Кубани, как о малой родине, о культурных ценностях нашего народа.
• Расширение представлений детей об истории возникновения Кубани.
• Совершенствование умения отвечать на вопросы полными предложениями.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Кубань — наша малая Родина!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Упражнение в анализе пословиц и подборе прилагательных.
• Развитие памяти, мышления, речевой активности.
• Воспитание познавательного интереса.
Материал и оборудование:
• Иллюстрации «Кубань – родина моя», «Жизнь и быт казаков», «Народные промыслы и ремесла Кубани».
Предварительная работа:
• Рассматривание иллюстраций, беседа «Мой край», д/и «Добавь слово», д/и «Составь предложение».
Технологии:
• Теория развивающего обучения (самостоятельная мыслительная деятельность) .
• Теория проблемного обучения (создание проблемной ситуации и выхода из нее через самостоятельную деятельность).
• Технология сотрудничества (совместные игры).
• ТРИЗ технология (активизация мыслительной деятельности) .
• Теория развития познавательного интереса (активное использование накопленных знаний) .
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, я хочу поиграть с вами в игру, которая называется «Веселый мячик» :
Ты катись веселый мячик, быстро, быстро по рукам.
У кого остался мячик, тот сейчас расскажет нам
(воспитатель задает вопросы, дети отвечают полными предложениями) .
Вопросы: Как называется страна, в которой мы живем?
Какой город самый главный в нашей стране?
Как называется наш край?
Какой город главный в нашем крае?
Как называется наш город?
А почему он так называется?
Воспитатель: Да ребята, мы с вами живем в Краснодарском крае, он у нас самый теплый, а кто мне скажет, как по-другому называют наш край?
Дети: Кубань.
Воспитатель: Да ребята, Кубань называют жемчужиной России:
Высокие горы, степные просторы,
Лазурного берега грань.
Леса и поляны, сады и лиманы –
Все это вместила Кубань.
Воспитатель: Наш Краснодарский край – один из крупнейших в нашей стране. Южные границы нашего края проходят по Главному Кавказскому хребту, на севере его степные просторы сливаются с донскими степями, на востоке наш край граничит со Ставропольским краем, а с запада Кубанскую землю омывают два моря. А вы знаете, какие моря?
Дети: Черное море и Азовское море.
Воспитатель: Образовался наш край 13 сентября в 1937 году. Большинство современных городов и поселений нашего края были основаны казаками – переселенцами. Одно их первых селений было названо Екатерининским, оно и стало столицей казачьего края, а потом его переименовали в Екатеринодар, а затем в Краснодар. Ребята, а скажите кто такие казаки?
Дети: Казаки – это солдаты, защитники границ.
Воспитатель: Да ребята, в старину казаками называли свободных, вольных людей, которые служили разведчиками и охраняли границы Руси. Казаки – переселенцы строили на Кубани первые станицы по плану, в центре станицы обязательно находилась площадь с церковью, школа и станичное правление. А кто мне скажет, как называли жилище казаков?
Дети: Жилище казаков называли хатой.
Воспитатель: А как вы думаете, из какого материала строили хаты?
Дети: Хаты строили из глины и соломы.
Воспитатель: Правильно, казаки строили хаты из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста и глины. Делался каркас из прутьев, обмазывался с двух сторон глиной, пол тоже был из глины, а крыша из соломы или камыша. Снаружи хату обязательно белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с русской печью в заднем углу и малую хату. Строительство хаты у казаков считалось большим событием в жизни семьи и поэтому в стройке принимали участие жители всей станицы. Во время строительства обязательно проводились обряды: на место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья – чтобы все водилось, в передний угол в стену вмуровывали деревянный крест. Призывая этим Божье благословение обитателей дома.
Воспитатель: Ребята, а какие народные промыслы были и есть у нас на Кубани? (если дети затрудняются можно показать гончарные, деревянные изделия, изделия рук кузнецов).
Дети: На Кубани из глины лепили посуду, вырезали из дерева разные предметы необходимые в быту.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Кубанская земля славилась своими мастерами, из простых материалов – дерева, металла, камня, глины создавались истинные произведения искусства, а каждый шестой казак был профессиональным кузнецом, умение ковать своих коней, оружие, всякую домашнюю утварь считалось таким же естественным, как и возделывать землю. У нас на Кубани земля плодородная, поэтому казаки традиционно возделывали и выращивали на своей земле пшеницу, картофель и т. д. Ребята, а кто такой атаман?
Дети: Атаман – это предводитель казачьего войска.
Воспитатель: Давайте с вами попробуем проанализировать пословицы:
Терпи, казак, - атаманом будешь.
Без коня казак кругом сирота.
Дети: Если будешь терпеть и учиться, то станешь атаманом. Конь для казака, как друг, везде вместе.
Воспитатель: Что можно сказать о казаках, какие они?
Дети: Сильные, смелые, заботливые, бесстрашные, веселые.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в Кубанскую народную игру «Петушок».
Описание игры: Все дети сидят, ведущий считалкой удаляет одного игрока, он становится ко всем спиной, среди оставшихся детей назначается Петушок. Ведущий говорит: «Утром кто бесов гоняет, песни звонкие спивает, спать мешает казаку и кричит: «Ку-ка-ре-ку!» (петушок) выбранный ребенок определяет, кто его позвал.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, что нового мы с вами сегодня узнали?
Дети: Мы узнали, что наш край называется Кубань, узнали, где расположен наш край, что омывают его два моря, что первые жители были казаки – переселенцы, дома у казаков назывались хатами, строили хаты из глины, соломы и камыша, что главный у казаков был атаман.