Шевченко Лариса
Конспект занятия по познавательному развитию «Как помочь бабушке и внуку» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Как помочь бабушке и внуку? (Свойства воды)»
Цель: Создается проблемная ситуация, направленная на поиск детьми материалов, позволяющих удержать воду. Дети решают «исследовательские» задачи, например, помогая мальчику и бабушке спасти от засухи цветок.
Задачи. Закрепить знания детей о свойствах воды (есть материалы, пропускающие воду, есть материалы, не пропускающие воду). Поощрять выдвижение детьми гипотез (предположений). Показать детям возможности использования человеком знаний о свойствах воды в реальной жизни. Формировать у детей потребность решать задачу опытным путем: опираясь на свойства воды, помочь мальчику и бабушке найти емкость, в которой можно ее переносить.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Как помочь бабушке и внуку“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
Предварительная работа. Для проведения дидактической игры заготовить карточки с изображением ручейка (или любого другого природного водоема, стакана с молоком, айсберга (или льдины, кипящего чайника, аквариума с рыбками, водопроводного крана, фонтана, тучи с каплями дождя, колодца, кувшина, ребенка, пьющего из чашки, лунной (или солнечной) дорожки, лейки.
Материалы, инструменты, оборудование. Два таза; тряпочка для промокания воды; небольшое лукошко; косынка и кусочки ткани на каждого ребенка; небольшие пилотки из газеты для каждого ребенка. В экологической комнате подбирается деревянный природный материал с небольшим углублением, пригодный для переноса воды; кусочки глины на каждого ребенка (в количестве, необходимом для лепки небольшого стаканчика); карточки для дидактической игры.
Содержание
Однажды летним утром бабушка с внуком собрались за ягодами в соседний лес, где протекает наш веселый ручеек. Взяли они лукошки, надели головные уборы от солнца (бабушка – косынку, а внук – самодельную пилотку из газеты) и отправились в путь. Пока не наступил полдень, собирать ягоды было одно удовольствие. Но к обеду стало так жарко, что от солнца уже не спасала даже тень от деревьев. Решили бабушка с внуком возвратиться домой, как вдруг услышали тоненький слабый голосок: «Помогите, помогите!». Внимательно присмотревшись, бабушка и мальчик увидели маленький нежный цветочек, который просил их о помощи : «Напоите меня, пожалуйста, водичкой, а иначе я погибну от засухи». «Помнишь, недалеко от этого места протекал ручеек с чистой, прохладной водой? Добеги до него, пожалуйста, зачерпни немного водички, и мы спасем цветок», – обратилась бабушка к внуку.
Мальчик схватил лукошко и побежал к ручью. Но добежав до ручья, он понял, что кроме лукошка для ягод, у него с собой ничего нет. «В чем же принести воду?» – задумался мальчик.
– Поможем мальчику? (Ответы детей.) – Как вы думаете, в чем он сможет принести воду? (Предположения детей. По возможности, все они проверяются опытным путем.) – Сможет мальчик принести воду в лукошке? (Дети делают предположения.) – Давайте попробуем. (Перед детьми на стол ставят два тазика, в один из которых налита вода, другой – пустой. Дети по очереди зачерпывают воду лукошком и пытаются донести ее до пустого тазика.) – Можно носить воду в лукошке? (Ответы детей.) – Почему? (Ответы детей.)
– Может быть, пригодится пилотка, которая была у мальчика на голове? (Ответы детей. Для проверки предположений опытным путем детям раздают пилотки, сделанные из газеты, и предлагают попробовать зачерпнуть воду с их помощью.) – Можно носить воду в пилотке? (Ответы детей.) – Почему? (Ответы детей.)
– Что еще может использовать мальчик для того, чтобы принести воду и полить цветочек? (Варианты детей.) – У бабушки на голове есть косынка. Как вы думаете, можно ли использовать ее? (Сначала педагог внимательно слушает ответы детей. Затем раздает дошкольникам по кусочку ткани, которыми они по очереди пробуют зачерпнуть воду и донести ее до пустого тазика.) – Можно носить воду в косынке? (Ответы детей.) – Почему? (Ответы детей.)
– Бабушка с внуком находятся в лесу. Как вы думаете, могут ли они использовать природный материал? (Дети высказывают предположения. Возможно, кто-то из них назовет в качестве варианта дерево.) Древесина подойдет для сохранения воды? (Педагог выслушивает предположения детей, затем предлагает им заранее заготовленные деревянные брусочки с небольшими углублениями и дает возможность каждому ребенку зачерпнуть воду.) – Можно носить воду в деревянной емкости? (Ответы детей.) – Почему? (Ответы детей.)
– А еще в лесу может быть глинистая почва. Может ли это как-то помочь бабушке и внуку? (Предположения детей. Затем детям предлагается сделать из глины стаканчик и попробовать зачерпнуть им воду.) – Можно ли носить воду в глиняном стаканчике? (Ответы детей.)
– Почему? (Ответы детей.)
– Итак, что мы можем посоветовать мальчику?
Ответы детей:
• использовать деревянный природный материал с углублением;
• использовать глину, из которой можно сделать стаканчик.
Если кто-то из детей предложит другие варианты, следует также проверить опытным путем (если это возможно).
В конце занятия проводится дидактическая игра на обобщение знаний о свойствах воды. Для этого на столе раскладывают карточки изображением вниз. Каждый ребенок должен подойти к столу, выбрать любую из них, не показывая остальным детям, и определить, есть ли на ней изображение воды. Дети, у которых оказались карточки с изображением воды, должны встать справа от воспитателя, остальные – слева от него. После того, как последний ребенок возьмет карточку и займет свое место, можно предложить детям показать выбранные ими карточки. В случае ошибочного выполнения задания и сложных вариантов ребенок должен объяснить, почему он принял то или иное решение.