Бирева
Конспект занятия по познавательному развитию «Чудо на подоконнике»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 13 г. Лысково
Конспект по познавательному развитию
«Чудо на подоконнике»
г. Лысково
Тема: «Чудо на подоконнике» (выращивание растений)
Цель: познакомить детей с законами природы на примере прорастания растения из семени и правилами самостоятельного выращивания растений.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Чудо на подоконнике“» размещена в разделах
Задачи: познакомить с технологией выращивания растений из семян в комнатных условиях, расширять представление о растениях, которые можно вырастить на подоконнике, закрепить навыки ухода за растениями, формировать познавательный интерес к изучению окружающего мира, развивать память, умение анализировать, делать умозаключение, воспитывать любовь к растениям, бережливость, организованность
Оборудование: интерактивная доска, презентация, горшочки, совочки, леечки, почва, дренаж, набор семян
Ход ОД
-Ребята, отгадайте загадку
«Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут»
-Что это? (комнатные растения)
- Да, действительно, это комнатные растения, для которых неважно: зима или лето за окном, которые всегда растут на подоконнике и радуют нас своими зелёными листочкам.
- А кто знает, для чего люди сажают растения дома? (они очищают воздух, дают кислород, они красивые, у них необычные листочки и т. д)
-А на подоконниках могут расти и съедобные растения! Кроме того, декоративные и душистые растения положительно влияют на настроение человека. Поэтому к числу растений-целителей можно смело отнести любое растение, которое способно доставить радость своим хозяевам.
-Растут ли у вас дома на подоконниках цветы? (да)
-Какие? (дети называют)
- Кто посадил те цветы, которые растут у вас дома? (ответы детей)
- Наверное, у вас дома все цветы сажают мама и бабушка. Но вы уже достаточно взрослые, чтобы самим посадить и вырастить своё собственное растение – только нужно знать, как это правильно сделать. И сегодня мы с вами узнаем, что нужно, чтобы вырастить дома самое настоящее растение: как его выбрать, как посадить, как за ним ухаживать.
- Сегодня мы с вами будем садоводами - исследователями, отправляющимися на поиски открытий в удивительном мире растений.
- Для начала давайте посмотрим, как хорошо вы знакомы с комнатными растениями. Посмотрите на экран, вы видите фотографии комнатных растений, знаете ли вы, что это за растения, как они называются?
Игра «Найди растение»
(на картинках изображены кактус, герань, фиалка, плющ, фикус, орхидея)
- Молодцы, ребята, вы хорошо знаете комнатные растения.
- А как вы думаете, домашние цветы - это живая или неживая природа? (ответы детей)
- Цветок тоже живой, и для того, чтобы жить, он тоже растет, дышит, питается. Поэтому для того, чтобы вырастить дома растение, нам нужно о нем заботиться, как о любом живом существе. Но для начала нужно растение посадить.
- Кто из вас знает, что нужно, чтобы посадить растение? (ответы детей)
- Во-первых, растению нужно выбрать место - например, подоконник. Сначала нужно выбрать для этого окно. Северная сторона дает слишком мало света, и нам понадобится дополнительная лампа для освещения. Южное окошко дает много солнца и света, но в жаркий полдень нужно будет прятать растения от палящих лучей. Лучше всего растения себя чувствуют на подоконниках с юго-восточной и юго-западной стороны. Это примерно то окошко, где можно видеть, как утром встает или вечером садится солнце.
- Давайте посмотрим на окошки нашей группы и подумаем, какое окно будет самым лучшим для выращивания наших растений? (взрослый с детьми выбирают нужный подоконник с оптимальными условиями для растений)
- Во-вторых, нам понадобятся инструменты. Наш крохотный сад, конечно, не потребует многочисленного инвентаря. Но в любом случае, нужно будет насыпать землю из пакетов в горшочки, делать ямки для семян, закапывать, рыхлить. Для этих целей подойдет набор для песочницы : совочек, грабельки, лейка, все - как у настоящего садовника!
Давайте проверим, знаете ли вы, для чего можно использовать эти садовые инструменты.
Игра «Что нужно, чтобы посадить растение?»
Если нам нужно пересыпать землю в горшочек, что мы возьмем? (совочек)
Если нужно полить растение, что мы возьмем? (лейку или ведерко)
Если нужно сделать в земле ямку, что мы возьмем? (совочек)
Если нам нужно прорыхлить землю в горшочке, что мы возьмем? (грабельки)
- Ну вот мы с вами уже почти садоводы – исследователи
- Куда мы будем сажать наше растение? В землю!
- Где нам взять землю, чтобы посадить растение? (ответы детей)
Землю для посадки можно накопать возле дома или в саду неподалеку, но там могут обитать черви, другие насекомые, там могут быть семена сорных растений, осколки битого стекла. Поэтому для садовых работ лучше купить в магазине большой пакет с уже просеянной и обогащенной удобрениями почвой. А еще нам понадобится керамзит - камушки, которые нужно сыпать на дно каждого горшка для того, чтобы там не застаивалась вода. Без керамзита земля может закиснуть и растение заболеет.
- А куда мы будем сажать растение? (ответы детей)
- Конечно же, нам понадобятся горшочки, в которые мы будем сажать растение! Это могут быть практичные и яркие пластиковые горшочки, продолговатые контейнеры или классические керамические горшочки. Итак, у нас есть все, чтобы вырастить свой маленький сад! Или еще не все?
- Что еще нам необходимо?
- Конечно же, семена.
- А вы знаете, что семена - это настоящее чудо природы? Какие тайны хранит семечко? И в чем его волшебная сила? Как из маленького семечка вырастает растение?
Просмотр видеоролика " Чудесное превращение: от семечка до плода"
- Что помогло семени проснуться?
- Что произошло с семечком дальше?
- Почему корни всех растений растут вниз, а проростки тянутся вверх?
- Какое чудесное превращение произошло с семечком?
Физкультминутка «Комнатные растения»
-Вот теперь мы готовы к наполнению жильцами нашего миниогорода.
- Какие же растения мы можем там посадить? Может, вкусные и полезные? Ведь будет так здорово принести на кухню то, что мы вырастили сами.
- Очень интересно наблюдать за тем, как растет горох или фасоль. Это бобовые растения.
Игра «Разложи семена в нужные стаканчики»
- Обратите внимание, как отличаются друг от друга семена гороха и фасоли, какая у них форма, какой цвет, какие они на ощупь.
- А теперь давайте посмотрим на уже пророщенное семечко фасоли (или гороха).
- Куда растет корень?
- Куда растет стебель?
- Теперь вы знаете, как выглядит корешок и стебелёк у молодого проростка, давайте поможем ему быстрее расти.
Речевая минутка
- Повторяйте за мной громко и чё тко скороговорку:
«Проросли ростки, повыросли, ростом ростки порасхвастались».
- Вы уже знаете, какие тайны скрывает маленькое семечко, мы с вами посмотрели, как из него появляются корень и росточек. Нам осталось только посадить свое семечко и подождать, пока оно прорастет.
Посадка семян детьми «Юные садоводы»
- Но надо помнить– посадить растение мало, за ним нужно ухаживать, ведь оно такое же живое существо, как и мы с вами.
- Как нужно ухаживать за растениями? (ответы детей)
- Следить, чтобы земля не высыхала - поливать растение или опрыскивать из пульверизатора. После полива аккуратно рыхлить землю, чтобы не образовалась корка, мешающая корням дышать. Обеспечивать им достаточное количество света.
И тогда ваше растение будет хорошо расти и порадует вас своими зелеными листьями, а может даже цветами и плодами.
- Вот мы и стали настоящими волшебниками! И впереди нас ждут удивительные открытия. Вы только представьте: закапываешь в землю крошечные семечки и клубни, а из них вырастает самая настоящая еда! Магия и волшебство. И нужно для этого всего лишь немного знаний, немного труда и много терпения.
Конспект ОД разработан на основе материалов всероссийского урока
«Эколята- молодые защитники природы»