Ольга Фёдорова
Конспект по познавательно-речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Игры и головоломки».
Приоритетное направление развития : Познавательное – речевое
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое».
Задачи:
1. Продолжать учить детей разгадывать простые ребусы, расширять кругозор детей «Познавательное развитие».
2. Знакомить с окружающим миром, явлениями природы «Познавательное развитие».
Публикация «Конспект по познавательно-речевому развитию» размещена в разделах
3. Развивать логическое мышление, любознательность, пытливость, тренировать внимание и память «Познавательное развитие».
4. Обогащать словарный запас детей с помощью разгадывания ребусов «Речевое развитие».
5. Совершенствовать двигательные навыки «Физическое развитие».
6. Развивать диалогическую речь, умение рассуждать; Совершенствовать навык употребления предлогов «от», «на» с существительными (при чтении рассказа – ребуса); Закреплять умение в употреблении существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами («ишк», «ышк», «ик», «ичк»); Развивать умение осуществлять самоконтроль за правильным произношением звуков: «ж» - «з», «ш» - «с» в словах «Речевое развитие».
7. Воспитывать дружеские отношения между детьми «Социально-коммуникативное».
8. Совершенствовать умение детей эмоционально воспринимать рассказ в картинках и понимать его содержание «Художественно – эстетическое».
Методы и приё мы:
Словесные: объяснение, напоминание, уточнение, оценка деятельности детей, указание, беседа, художественное слово, вопросы.
Наглядные: показ картинок с разными ребусами.
Игровые: создание игровой ситуации.
Материалы и оборудование: кроссворд по загадкам «Загадочный». Карточки на каждого ребёнка. Разные виды ребусов.
Детская деятельность Формы организации детской
Двигательная Физ. минутка
Игровая Разгадывание кроссворда «Загадочный».
Коммуникативная Чтение рассказа с картинками.
Познавательная Разгадывание ребусов.
Логика образовательной деятельности
Деятельность воспитателя Деятельность детей Ожидаемые
результаты
Каждый из вас, ребята не раз слышал слово «кроссворд», и мы с вами учились его разгадывать. Давайте сегодня разгадаем вот этот кроссворд и узнаем тему нашего занятия.
• Кроссворд «Загадочный»
1. Кланяется, кланяется, домой придёт – растянется.
(Топор)
2. Что же это за девица, не швея не мастерица, ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год.
(Ель)
3. Красные двери в пещере моей, белые звери сидят у дверей, и мясо, и хлеб – всю добычу мою, я с радостью этим зверям отдаю.
(Зубы)
4. То назад, то вперёд ходит-бродит пароход. Остановишь – горе, продырявил море.
(Утюг)
5. Между двух светил сижу я один.
(Нос)
Предлагаю прочитать слово, которое получилось по горизонтали. Читают получившееся слово ребус.
Что означает слово «ребус»?
Дети, отгадывают кроссворд слова -отгадки вписывают в клеточки.
Формируется положительная установка к деятельности.
Что означает слово «ребус»?
Да, это загадка, но загадка не совсем обычная. Все слова в ребусах изображены при помощи рисунков и знаков. Для того чтобы прочесть, что зашифровано в ребусе, надо правильно назвать все предметы, изображенные на картинке, и понять, какой знак что означает. Вот, например, такой рассказ. В нём не все, а только некоторые слова заменены рисунками, но он уже напоминает ребус.
Предлагаю на мольберте прочитать рассказ с картинками.
Картинки называть уменьшительно – ласкательными словами.
Предлагаю головоломку.
А в этой головоломке нужно сложить первые буквы нарисованных предметов и прочитать, что получилось.
Предлагаю размяться, отдохнуть.
Физ. минутка.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь решать начнем.
Дети высказывают свои предположения.
Дети читают рассказ.
«Жил – был … (картинка зайчишка).
У него был разноцветный … (картинка зонтик).
Он спасал его от … (картинка дождичка) и закрывал от … (картинка солнышка). (Картинка зайчишка)
плавал на (картинка зонтике, как на … (картинка кораблике).
Летал он на … (картинка зонтике) как на … (картинка воздушном шарике).
Дети вписывают в клеточки первую букву изображённых предметов, полученное слово читают.
Выполняют движения по ходу текста.
Формируется мыслительная деятельность.
Совершенствуется двигательная активность.
Если бы все ребусы были такими простыми, отгадывать бы их мог легко каждый, но на самом деле они сложнее. Сейчас мы с вами разгадаем самые простые ребусы.
Правила разгадывания ребусов
На столе разложены разные ребусы.
А сейчас предлагаю вам отгадать несколько ребусов.
Вы сегодня хорошо занимались, и я хочу похвалить каждого.
Это слово я зашифровала, вы должны его сами отгадать.
Раздаю карточки на каждого ребёнка разные.
Дети берут любой и самостоятельно объясняют правило разгадывания.
• Если предмет на рисунке перевёрнут, его название читают справа налево (наоборот).
• Если впереди рисунка стоит запятая (одна или несколько, то не читается первая буква слова, если запятая стоит после рисунка, не читается последняя буква слова.
• Если одна буква изображена в другой, то читается так…
• Если стоит цифра и буква, то читаются и цифры и буквы.
• Если рядом с зачёркнутой буквой стоит другая буква, её надо читать вместо зачёркнутой.
• Если над рисунком изображена зачёркнутая буква, её не надо читать.
• Если рядом с буквами изображают рисунок, то читается всё вместе.
Дети отгадывают смешанные ребусы вместе.
Дети вписывают буквы и читают слово «молодец».
Совершенствуется логическое мышление.