Ирина Киржаева
Конспект по познавательно-речевому развитию в средней группе «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с внешним видом и отличительными признаками перелетных птиц. Объяснить, почему они называются перелетными. Рассказать, где живут и чем питаются перелетные птицы; познакомить с обобщающим понятием перелетные птицы.
Задачи:
1. Расширение и активизация словаря детей, закрепление в речи названий перелетных птиц.
Публикация «Конспект по познавательно-речевому развитию в средней группе „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
2. Развитие внимания, быстроты реакции детей.
3. Развитие слухового внимания, логического мышления, памяти детей.
4. Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук.
Оборудование и материалы: картинки с изображением перелетных птиц, запись голосов птиц, рисунок с изображением деревьев, фигурки птиц вырезанные, цветная бумага, звуки природы Моцарт (запись).
Ход:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
- Дети, вы знаете, что за чудеса происходят весной, когда пригревает солнышко? (Тает снег, бегут ручьи, сосульки капают и тд.) Весной все оживает, просыпается. Но самое главное чудо, которое происходит в природе – это то, что весной к нам из теплых стран возвращаются пернатые друзья.
- Кто же это, пернатые друзья? (Птицы.)
-А почему их называют пернатыми? (У птиц тело покрыто перьями.) Почему их называют друзьями?
(Птицы поедают вредных насекомых, они поют песни и радуют глаз.) -А кто весну на крыльях приносит (Птицы.) --Как называются эти птицы? (Перелетные).
-Почему их называют перелетными?
(Потому что они улетают на зиму в теплые края.)
Воспитатель:
- Ребята, скажите, пожалуйста, так почему же перелетные птицы улетают зимовать в теплые края? (Потому что в наших краях становится холодно, и насекомые пропадают. Птицам нечего есть.)
Знакомство детей с перелетными птицами (лебедь, утка, скворец, грач, ласточка). Рассматривание иллюстраций с изображением перелетных птиц.
Подробное описание птиц :
Грач – перелетная птица. Перья у грачей черные, с фиолетовым отливом. Грачи питаются червяками и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Скворец – красивая птица с блестящим черным оперением. У него прямой длинный клюв, черный у самочки и ярко-желтый у самца. Клюв помогает скворцу добывать из земли червяков. Воспитатель:
-Ребята давайте немного отдохнем и поиграем.
Физкультминутка:
Ой, летели птички, птички-невелички.
(Махи руками).
Все летали, все летали, крыльями махали.
На дорожку сели, зернышки поели.
Клю, клю, клюю, как я зернышки люблю.
(Присесть на корточки, постучать пальцем)
Перышки почистим, чтобы были чище.
Вот так, вот так, чтобы были чище.
(Руками «почистить» себя)
Прыгаем по веткам, чтоб сильней стать деткам.
(Прыжки на месте)
Сели посидели, опять полетели.
Полетели, полетели и на стульчик сели.
Продолжение беседы.
У ласточки удлиненное туловище, длинные узкие крылья, хвост с вырезом, слегка приплюснутая голова и короткий клюв. Размером она немного меньше воробья. Верх синевато-черный с синим отливом, брюхо, испод крыла и надхвостье чисто-белые.
Питаются они летающими насекомыми, за которыми охотятся только в воздухе.
Лебедь – прекрасная, гордая птица. Шея длинная красивая. Оперение ослепительно-белое, клюв красный, на лапках перепонки, чтобы легче было плавать. Лебеди кормятся зеленой травой, листьями и стеблями растений. Утка, по сравнению с лебедем – маленькая птица. Оперение – серо-коричневое, клюв широкий, оранжевого цвета, лапки красные, имеют перепонки, чтобы легче было плавать. Смело плавает и ныряет, она ныряет для того, чтобы достать со дна реки корм. Питается травой и стеблями растений.
Кукушка – перелетная птица. Питаются кукушки различными насекомыми, которых поедают почти весь день в больших количествах. Самцы – серого цвета, спинка и крылья более темного тона, ноги оранжевые. На груди и животе продольные чередующиеся черные и белые полосы. Самки – больше коричнево-рыжего цвета, полосы почти по всему телу, кукушка кажется рябенькой. Хвост имеет закругленную форму, довольно длинный. Глаза большие, клюв чуть загнутый и довольно крепкий. Пальцы у кукушки цепкие, два обращены вперед, а два назад. Кукушка гнезд не строит, яиц не насиживает. Самки подкладывают свои яйца в гнезда птиц других видов.
Воспитатель:
-Сейчас мы с вами превратимся в скворцов.
3. Физкультминутка «Скворцы».
Воспитатель проговаривает вместе с детьми стихотворение, одновременно выполняя движения: Вот на ветках – посмотри – (По 4 хлопка руками по бокам) В черных маечках скворцы. (4 наклона головой) Распушили перышки, (потряхивание руками) Греются на солнышке. Головой вертят, (По 2 поворота головой вправо, влево) Улететь хотят. – Кыш! Кыш! Улетели! (Дети разбегаются в разные стороны, взмахивая руками как крыльями).
4. Упражнение на развитие слухового внимания «Кто, как кричит?»
Воспитатель:
-Ребята давайте с вами послушаем голоса птиц и узнаем, какой птичке принадлежит тот или иной голос.
5. Творческая часть.
Воспитатель:
-Молодцы. Ребята, я хочу показать вам весеннюю картину которая называется «Скворцы прилетели» (вынести заранее приготовленную картину, но вам не кажется, что на ней кого-то не хватает? Как вы думаете кем можно дополнить картину?
(птицами).
Воспитатель: Правильно, птицами. Присаживайтесь за столы.
Воспитатель: Ребята, а чем покрыто тело птиц? (перьями) А у наших птиц нет перьев поэтому я вам предлагаю украсить их перышками. Скворцам какого цвета будете приклеивать перья? (черного).
А делать мы это с вами будем уже известным нам способом обрывания, напомню, что вам необходимо рвать цветную бумагу на мелкие кусочки и приклеивать. Следите, чтобы ваши работы были аккуратными и тогда наши птички получатся красивым.
(звучит негромкая музыка во время работы)
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая картина у нас получилась, теперь она по-настоящему весенняя. Скажите, а как нужно относиться к птицам?
(птиц не надо ловить, разорять гнезда, зимой надо им помогать)
6. Итог.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня молодцы, хорошо поработали, а что вам понравилось больше всего?
(ответы детей)
Воспитатель: А закончить я наше занятие хотела бы вот таким замечательным стихотворением Виктора Корболеева.
Я начал птичку рисовать
С душой, ни как попало
Ведь птичек нужно охранять,
Их так на свете мало
Внизу хочу я написать:
По птицам не стреляйте
Не надо птичек убивать
И гнёзд не разоряйте!
Они не только ведь поют
И просто так летают,
Они ведь гусениц клюют
И мух уничтожают
Они для нас поют весной
Поможем им, ребятки
Чтоб сад сиял наш чистотой
И зеленели грядки!