ЕЛЕНА Балакина
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Поможем Капитошке!» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- систематизировать представления детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов; о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны и так далее) ("Познание") ;
- познакомить с круговоротом воды в природе ("Познание") ;
- закрепить представления об основных источниках загрязнения водоёмов, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды (Здоровье") ;
Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию „Поможем Капитошке!“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
- закрепить умение правильно строить предложения, развёрнуто и точно отвечать на поставленные вопросы (Коммуникация") ;
- закрепить умение договариваться друг с другом, действовать в команде ("Социализация") ;
- способствовать умению управлять своим поведением, соблюдать элементарные правила поведения ("Социализация") ;
- развивать любознательность, речь, мышление ("Познание") ;
- воспитывать бережное отношение к воде, экологическую культуру.
Оборудование:
глобус, проектор, экран, мультфильм "Круговорот", слайды "Вода в природе"; аудиозапись "Вода в природе"
Предварительная работа:
Чтение стихов о воде и её состояниях: "Град" Е. Серова, "Мороз" Н. Некрасова, "Лёд" Г. Ладонщикова, "Облака" Я. Акима, энциклопедия "Чудо повсюду"; отгадывание загадок; игры "Ручеёк", "Солнце и дождик"; дидактическая игра "Хорошо-плохо"; опыты "Свойства воды"; пение песен о воде, дожде; рассматривание иллюстраций воды в природе и её состояниях; изготовление плаката-схемы "Где и кому нужна вода".
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Введение в тему: ПИСЬМО ОТ КАПИТОШКИ
Ребята, вы помните, мы с вами смотрели мультфильм про Капитошку? Сегодня к нам пришло от него звуковое письмо - послушаем? (включаю аудиозапись)
Кажется, капельки очень грустят,
Словно сказать нам о чём-то хотят!
Скажу вам по секрету, что немного понимаю язык Капитошки, и переведу его письмо.
Текст письма:
«Привет, Ксюша, Ваня, Вика и другие друзья-крошки,
А меня звать Капитошка.
Я пришёл издалека,
В моё м озере беда:
В чистой тёпленькой воде лилии цвели везде
Всюду птицы щебетали,
Рыбки в озере играли.
Но человек сюда пришёл и костры везде развёл.
Пакеты, банки разбросал, мусор в воду накидал,
Загрязнил он водоём, завяли лилии в нём…
Помогите мне, друзья!
Нужна мне чистая вода!»
2. Сообщается тема НОД.
Где и кому нужна вода?
-В каких трёх состояниях встречается вода в природе? (ответы детей) .(проверяем по пректору)
Игра "загадки и отгадки".
(дождь, снежинка, снеговик, Лёд, туча)
Ребята, а что общего в этих загадках (они о воде в различных состояниях)
Дети отгадывают загадки (проверка по проектору)
- Что вы знаете о свойствах воды? (ответы детей)
3 Капитошка отправил нам глобус. Беседа "Путешествие по глобусу".
- Что такое глобус? - (ответы детей)
- Что изображено на глобусе зелёным цветом? - (ответы детей)
- Что обозначается коричневым цветом? - (ответы детей)
- Что обозначено жёлтым цветом? - (ответы детей)
- Что изображено голубым цветом? - (ответы детей)
- Что обозначено белым цветом? - (ответы детей)
- Какого цвета на глобусе больше? - (ответы детей)
- Нашу планету называют Голубой планетой, потому что больше половины её поверхности покрыто водой. Где же живёт вода в природе? - (ответы детей)
4 "Круговорот воды в природе"(работа с плакатом)
- Почему же в реках и озёрах вода не кончается? Откуда она берётся? Давайте посмотрим на плакат.
-Вот так по кругу путешествует наша капелька Капитошка. Вы запомнили, как называется это явление? - (ответы детей)
- Вот так путешествует наша капелька Капитошка в природе. А из моря и океана воду можно пить? - (ответы детей)
- Какую воду можно пить? - (ответы детей)
- Откуда же берётся пресная вода? - (ответы детей)
- Посмотрите на глобус: где воды больше: в океанах и морях или в реках и озёрах? - (ответы детей)
(Подвести детей к выводу, что воду нужно беречь, так как пресной воды на Земле мало)
-Как воду нужно беречь? - (ответы детей)
Физминутка «ДОЖДИК»
Капля раз,
(Прыжок на носочках, руки на поясе.)
Капля два. (Прыжок.)
Очень медленно сперва.
(4 прыжка.)
А потом, потом, потом
(8 прыжков.)
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли,
(Руки развести в стороны.)
От дождя себя укрыли.
(Руки полукругом над головой.)
5 ЭКСПЕРИМЕНТ
- Корабли, которые бороздят океаны, моря, реки тоже загрязняют воду. когда вы вырастите, вы придумаете новые типы топлива, которые не будут загрязнять водоёмы.
Смотрите, это море,
А это пароход
Он занят важным делом,
Он в трюмах нефть везёт.
Но вот беда случилась,
Авария стряслась,
По голубому морю
Нефть быстро разлилась.
И стало море грязным,
А чёрное пятно
Всё больше, больше, больше!
Как выросло оно!
А это будут птицы – Ведь это их перо.
Подкинем! Смотрим!
Плавно опустится оно.
Решили эти птицы над морем полетать.
Нырнуть хотят под воду
И рыбу там поймать.
Нырнули, искупались,
И пёрышки свои
В ужасной, чёрной нефти
Испачкали они.
Но ведь лететь-то надо,
Но что это смотри,
Теперь подкинем перья.
Вдруг падают они!
Вот так и птицы наши
Запачкали перо.
Теперь лететь не могут –
Тяжёлое оно.
Что доказал наш эксперимент?
6лаборатория
Ребята, к нам в детский сад поступили образцы с водой из загрязнённого озера. Я прошу вас пройти в нашу лабораторию. Мы будем лаборантами. Будем очищать воду. На каждом столе вы видите колбы с водой. Какая вода в колбах (мутная, грязная) Сейчас я познакомлю вас с несколькими способами очистки воды.
Посмотрите, на столах, помимо колб с мутной водой, находятся ещё какие-то предметы. Скажите, что это (марля, ватные диски, пустые колбы, уголь)
Как вы думаете, пригодятся ли нам эти предметы для работы?
Можно очищать воду через разные предметы-ФИЛЬТРЫ. И сейчас мы с вами научимся очищать воду. Будем очищать воду с помощью…
Возьмите марлю, сложите её вдвое, положите в воронку, вставьте воронку в пустую колбу и насыпьте в неё свой материал для очистки воды. Вот так мы с вами сделали фильтры.
Теперь аккуратно берём колбы с грязной водой и потихоньку, тоненькой струйкой, переливаем через наши фильтры мутную воду в пустые колбы. Не торопитесь, нам очень важно получить хороший результат.
Поставьте колбы с водой и посмотрите, какая вода стала после нашей очистки (светлая, чистая, прозрачная)
А теперь посмотрите на фильтры- что на них осталось? Какие они (грязные)
Вся грязь осталась на фильтрах, и благодаря этому вода стала чище. Как вы думаете, справились мы с Капитошкиной задачей? Молодцы, мы с вами научились очищать воду.
Теперь возьмите увядающие лилии и колбы с очищенной водой. Перелейте воду в наше озеро. Положим в воду свои цветы.
7Итог занятия.
Силу лилиям вы дали,
Над водой поколдовали
И теперь на водоёме будет так красиво!
Много капелек прозрачных скажут вам –СПАСИБО!
Ребята, как вы будете себя вести, когда приедете отдыхать на речку или озеро (ответы детей)
Вывод: правильно, будете беречь и охранять природу. Если в реках,озёрах будет грязная вода, то живые организмы жить в такой воде не смогут.
Капитошка прислал вам капельки, чтобы вы их оставили в том месте группы, где нам нужна вода.
Капитошка благодарит за увлекательное путешествие, просит не забывать о пользе воды и бережном к ней отношении, называет детей друзьями природы и прощается с ребятами.