Любовь Федоровна Клейзубова
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Благодатная земля нашей Родины, которая так щедра на таланты».
Цель: Обобщить представление детей о малой Родине, о творчестве донских писателей, композиторов и художников.
Здачи: Воспитывать у детей любовь к родному краю, развивать у детей ценностно – смысловое отношение к донской культуре (живопись донских художников, творчество донских писателей и композиторов, проникнуться симпатией к творцам истории родного края, развивать речь, мышление, интерес, учить отвечать на заданные вопросы читать стихи с выражением, создать радостное настроение и условия для самовыражения личности.
Публикация «Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию» размещена в разделах
Материалы к занятию: карта России, портреты Чехова А. П, портрет М. А. Шолохова, картины донских художников – Спорыхина Б. Г. Чорской И. А., местного художника Косоногова Б. Г, альбомные листы, акварельные краски, казачьи костюмы для детей.
Подготовка к занятию: разучивание песен, стихов, хороводов, пословиц и поговорок, знакомство с произведением Шолохова «Каштанка», «Нахаленок».
Ход занятия.
Воспитатель: «Ребята я рада вас видеть бодрыми и веселыми на занятии. А занятие у нас необычное. Мы познакомимся с вами с интересными людьми с талантами нашего Донского края».
(звучит фонограмма)
Воспитатель:
«Россия, как из песни слово,
Березок, юная листва
Кругом листва, поля и реки
Раздолье – русская душа
Люблю тебя, моя Россия!
За нежный свет твоих очей!
За ум, за подвиги святые
За голос звонкий, как ручей».
- О чем говорится в этом стихотворении? (дети – о России)
- Сейчас мы с вами ребята отправимся в путешествие по России.
- Давайте посмотрим на карту. Вот она какая Россия (показываю)
- Какая Россия по величине? (большая, огромная)
- А в какой области России мы с вами живем? (в Ростовской области – смотрим на карту)
- А какой главный город Ростовской области (Ростов).
- А вы знаете, что раньше Ростовская область называлась Диким полем – Донским краем.
- Край Донской – это малая Родина. Если ты родился и вырос в придонском крае, отсюда вступил в большую жизнь, ты никогда не перестанешь любить его и гордиться им.
- Ребята, кто из вас прочитает стихи о донском крае. (дети читают стихи поэтов Донского края: П. Атаманцева, Н. И. Воробьева).
1- й ребенок:
О чем ты бредишь по ночам
Страданий не тая,
Она начало всех начал
Земля твоя, земля моя!
Она была тебе дана
На век, на тыщи лет
Такая, как она одна
Другой, похожей нет!
2 – й ребенок:
Поля мои,
Сады мои зеленые,
Мой Тихий Дон
Озера, как моря
Моя Донщина солнцем опаленная,
Ты в сердце до кровиночки моя!.
- Ребята, а где мы с вами живем? В каком поселке? (в х. Лихом)
- Каждый, кто живет в этом славном крае, должен знать его историю, гордиться ею. Мы потомки славного и свободного племени – казачества.
(Стук в дверь. Слова за кадром).
- Ой, (что же) шо же это – ой – ей! (заходит с часами Козьма Крючков)
- Куда я попал?
Воспитатель: - Здравствуй Казачок! Ты чей же будешь?
Казачок: - Я герой войны Козьма Крючков!
- Вот часики свои ремонтировал, а стрелки, как закрутились, в голове моей, завертелось усе, сам не помню, как здеся очутился.
- А где это я?
Воспитатель: - А мы про тебя знаем! Читали о твоих подвигах!
- А попал ты в детский сад «Светлячок». Давай с нами путешествовать по Донской земле весело будет и интересно!
Казачок: - Да я чево, я согласный.
Воспитатель: - Проходи Козьма Фирсович.
Казачок: - Ребята вы любите путешествовать? (да)
- Тогда в путь!.
Физкультминутка:
Путешествовать мы будем
На конях скакать мы любим
Чтобы было веселей
Мы поскачем все дружней.
Воспитатель: - Ребята посмотрите, кто из вас прочитает и скажет, куда же мы с вами прискакали. (кто умеет читать, читает) «Станица поэтов и писателей».
- Это такая станица, что и столица ею гордится.
- Ребята, чей портрет вы видите! (показываю указкой)
(ответы детей, читающие дети читают Чехов Антон Павлович.)
Казачок: - За Чехова я слыхал, даже читал его рассказы.
Воспитатель: - А с какими произведениями мы с вами недавно познакомились. (Каштанка).
- О ком это произведение? (о собаке, которая потерялась и попала в цирк и с ней там случились разные приключения).
- А это чей портрет? (Шолохова Михаила Александровича).
- А с какими рассказами М. А. Шолохова вы знакомы (Нахаленок).
(инсценировка из отрывка рассказа Нахаленок).
- Ребята к нам попали сами герои рассказа. Кто же это? (Минька, дедушка и мама).
- Ой да это Катя, Максим и Саша ну настоящие артисты! Спасибо вам за спектакль.
- Обратите внимание, дети мы находимся с вами в станице писателей и поэтов. (Дети читают стихи).
На тихом Дону величавом
Есть много станиц, хуторов
Живут там хорошие люди-
Потомки казаков – донцов
Как кулик он хвалит болото,
В котором с семьею живет.
Там все на Дону славят место
Где их продолжается род.
А мест этих много красивых
Возьми даже хутор Лихой.
Воспитатель: - Много поэтов писало о Донском крае.
- А в нашем хуторе Лихом тоже есть свой поэт Голубиев Николай Анатольевич, который пишет о людях, которые живут здесь, о природе.
- Мы сегодня пригласили на наше занятие Голубиева Николая Анатольевича. (выступление поэта 3-5 мин.)
- Ну что же отправимся дальше в путь.
Физкультминутка.
Как у нашего соседа
Весела была беседа
Гуси в гусли
Утки в дудки
Овцы в донцы
Тараканы в барабаны.
(звучит фонограмма казачьей песни).
Воспитатель: Казак в пути не скучает. Он песни играет. Интересно, а куда же мы на этот раз попали!
Казачка: - Здравствуйте ребята!
- А попали вы в музыкальный хуторок.
Славится гостеприимством сторона донская.
Песней, играми, весельем
Мы гостей встречаем.
- Здесь живут все, кто любит петь, играть и танцевать. (беседа казачки с детьми).
Казачок: -
Эх, родная степь
Про тебя не петь
Коли песня сама так и льется.
- А я вона какую знаю (запевает «Пчелочка»).
Казачка: - Так и мы такую можем (дети поют «Эх донские казаки», беседа о казачьих ансамблях).
Казачок: - Чевой-то я про таких не слыхивал. А знаю я одну певунью с х. Лихого Тургомилову Марфу, пела так аж душа трепетала.
Казачка: - А у нас сегодня в гостях Ироида Трофимовна Подлегаева – внучка той самой Марфы. (баба Ира исполняет казачью песню).
Воспитатель: - Весело, интересно в музыкальном хуторке, но пора двигаться дальше (казачка прощается с детьми)
Физкультминутка.
- Мы с тобой казаки
Дети русского поля
Наша Родина здесь
Да у Дона реки
Наш устав высоко,
Честь, свобода и воля
Мы с тобой казаки. (2раза).
- Ребята мы с вами попали в красивое место. Чудесное место. Здесь и картины и рисунки. Что же это за место?.
Художник: Здравствуйте ребята!А попали вы в городок художников. Я очень люблю рисовать, а вы?
- Наша донская земля настолько красива и прекрасна, воспевали ее красоту и в стихах и в песнях и рисовали картины. (называет несколько фамилий донских художников: Спорыхин Б. Т, Чорская И. А.)
- Обратите внимание ребята на эту картину, а написал ее нам местный художник Косоногов Борис Георгиевич. Он очень много слышал о вас и решил подарить свою картину детскому саду. (беседа о картине).
Воспитатель:- А теперь давайте представим себя настоящими художниками и нарисуем свои картины Донской природы (дети рисуют под фонограмму)
Козьма: (Рассматривает рисунки, помогает, восхищается, хвалит).Показ рисунков, анализ рисунков.
Казачок: - Здорово было с вами. Я столько интересного узнал, ой что это? Часы то мои заработали, стрелочки забегали.
Воспитатель: - Вот ребята как складно все получилось. Козьма Крючков попал в свое время, а мы вернулись в свой детский сад.
- Вам понравилось наше путешествие.
(подведение этогов).
- Все вы были молодцы, активные, бодрые, смышленые.
На этом наше занятие окончено, а рисунки можно забрать домой на память.