Фидания Султанова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Волшебная бумага»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Волшебная бумага»
Цель: Формировать представление детей о бумаге, разных ее видах.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с историей возникновения бумаги; расширить представление детей о свойствах бумаги; способствовать развитию познавательного интереса в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с бумагой.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе „Волшебная бумага“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
Развивающие: Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой.
Воспитательные: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, бережливость.
Материалы и оборудование: игрушка кукла, платья для куклы вырезанные из альбомных листов, картона, ткани, бумажных салфеток, ножницы, ванночки с водой.
Пояснительная записка: Дети по своей натуре - исследователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние детей, они настроены на познание окружающего мира. Ребенок хочет знать, что получится при выполнении различных действий с предметами, проводит опыты. Сегодня объектом нашего исследования стала бумага. Бумага - один из интереснейших материалов для детского исследования.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Лена.
Кукла: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, кукла Лена живет в Бумажной стране. Она очень много знает о бумаге и хочет поделиться с нами своими знаниями.
Основная часть.
Кукла: Ребята, ведь бумага не всегда была такой, как мы ее знаем. Давным-давно люди жили в пещерах, кроме камней в их жилищах нечего не было. Им как-то надо было общаться, и они вместо бумаги использовали камень - высекали на нем рисунки, знаки. Но камень - неудобный материал для письма, так как он твердый, жесткий и тяжелый. Тогда люди стали искать более удобный материал для письма.
Наши предки, которые жили в Древней Руси, писали на бересте. Береста - это березовая кора. Писать на бересте было удобно, но для книг она не годилась. Береста была хрупкая и ломалась. Затем появился новый материал. На нем очень было просто писать. Это – бумага. Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковиной восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо.
А вы знаете, из чего делается бумага?
На бумажную фабрику привозят бревна. На фабрике с них сдирают кору, измельчают на щепки, которые отправляют на варку. Потом древесину помещают в специальную машину, у которой много валиков. Одни валики отжимают, другие высушивают, третьи полируют. Так переходя с валика на валик, древесина превращается в белую бумагу.
Процесс изготовления бумаги очень сложный, поэтому нужно бумагу беречь и экономно ее расходовать.
Физкультминутка «Мы рисуем!»
На бумаге белой-белой
Мы рисуем смело-смело – «рисуют» пальчиком в воздухе,
И деревья – руки вверху, делают наклоны влево-вправо,
И дома – поднимают руки над головой, «крыша»,
Поле – разводят руками от груди в стороны,
Дождик – стучат пальчиками по ладошке,
Мотылька – бегут на носочках, делая взмахи руками.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое красивое платье надела кукла Лена. Как вы думаете, из какого материала ее платье?
Дети: Из ткани.
Воспитатель: Ребята, кукла Лена любит все бумажное, почему же она и платье себе не сшила из бумаги?
Дети: Бумага рвется!
Воспитатель: А вот, чтобы это проверить, я вас приглашаю в исследовательскую лабораторию.
Опыты с бумагой.
1. «Разрывание бумаги»
Предлагаем детям два вида материала: бумагу и ткань. Нужно разорвать бумагу. Бумага легко рвется. Предлагаем порвать ткань. Ткань не рвется. Вывод: Ткань прочнее бумаги.
2. «Сравнение бумаги»
Предлагаем детям два вида бумаги : картон и альбомный лист. Нужно разрезать альбомный лист и картон. Бумага режется легко, картон тяжело. Вывод: Картон прочнее бумаги.
3. «Вода и бумага»
Для этого опыта берем альбомный лист и бумажные салфетки. Положили их в ванночки с водой. Салфетки и бумага тут же размокли. Вывод: Бумага боится воды, все бумажные предметы портятся в воде.
4. «Мятая бумага»
Предлагаем детям помять альбомный лист и картон. Вывод: бумага мнется, но более плотную бумагу тяжело смять.
Воспитатель: Ребята, назовите, какие свойства бумаги мы сегодня узнали?
Дети: Бумага рвется, мнется, намокает.
Воспитатель: Можно из бумаги сшить платье?
Дети: Нет.
Воспитатель: Значит бумага материал непрочный, сшить и носить платье из бумаги не получится. Поэтому одежду шьют из ткани.
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Бумажное и не бумажное». Когда я буду называть предметы, сделанные из бумаги, вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете ножками. Будьте внимательны! Слова (тетрадь, стол, альбом, стул, книга, машина, паровоз).
Воспитатель: Ребята, вы сегодня узнали о многих свойствах бумаги. Какое свойство бумаги вам понравилось больше всего? Какой эксперимент с бумагой вам понравился больше всего? Почему? Какое свойство бумаги мы используем больше всего?
Молодцы! Ребята пришло время попрощаться с нашей гостьей.
Кукла: Молодцы, ребята! Вы активно и с интересом проводили эксперименты с бумагой, правильно отвечали на вопросы. Эти знания умело применяйте в жизни. До свидания!