Надежда Василькова
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Вода и её свойства»
Цель: Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования.
Образовательная задача:
- Закрепить и уточнить представления детей о свойствах воды.
- Расширить представления детей о значимости воды в жизни человека.
- Формировать исследовательские умения детей во время опытов.
Развивающая задача:
Публикация «Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе „Вода и её свойства“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
- Развивать познавательный интерес с помощью разнообразных игровых заданий - Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром. - Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.
Воспитательная задача:
-Воспитывать интерес и самостоятельность к проведению опыта о воде. - Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.
Материал: стаканчики одноразовые, вода из- под крана, прозрачные сосуды разной формы, ложечки, ватные диски. Вещества: сахар, масло, мука, лёд. Эмблемы для команд.
Предварительная работа:
1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.
2. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
3. Чтение художественной литературы.
4. Наблюдение за водой во время прогулок.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня в нашу группу пришли гости, давайте поздороваемся.
- Сегодня нас ждёт много интересного. Я предлагаю вам вместе настроиться на работу.
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик чётко говорить.
Ручки будут трогать,
Глазки наблюдать.
Спинки выпрямляются,
Мы друг другу улыбаемся.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу (Вода)
Догадались, о чём пойдёт у нас сегодня разговор? (ответы детей)
- Правильно, это вода. Для чего нужна вода человеку? (чтобы пить, умываться, готовить пищу и т. д)
- А кому еще нужна вода? (птицам, зверям, растениям).
- Что было бы, если на земле исчезла вода? (она превратилась бы в мертвую пустыню и все живое исчезнет)
-Скажите, пожалуйста, ребята, а где мы можем встретить воду на земле? (ответы детей) Правильно, это реки, озёра, моря, океаны.
- Всё правильно. А теперь присаживайтесь на стульчики. Давайте посмотрим на экран.
(слайды МОРЕ, РУЧЕЙ, ОЗЕРО)
1 слайд :Звучит музыка «Шум моря».
- Вода бывает в морях. Вод в море называется как? (Морская. Она солёная и пить её нельзя)
- Ещё вода бывает в океанах, её можно назвать по- другому. (Океаническая). Она тоже солёная и пить её нельзя. Но и в солёной морской воде тоже существует жизнь. Посмотрите на слайды, где показано, какие морские животные и рыбы живут в морях и океанах.
2 слайд: Звучит музыка «Звук ручья»
3 слйд: Река
- Вода бывает в реках, родниках, болотах, озерах. Как можно по-другому сказать (Речная, родниковая, болотная, озерная)
- Какая это вода? (пресная)
- А для человека, какая вода необходима? (питьевая)
- Вода для питья, должна быть какой? (чистой, прозрачной)
- Ребята, как вы думаете, кому нужна вода? (ответы детей). Нужна всем: и растениям, и животным, и птицам, и человеку и т. д.
- Вода в жизни человека и всего живого на Земле играет очень важную роль. Вода – это сама жизнь! Всё живое на Земле без воды погибнет.
4-5 слайды: Вода нужна всему живому на планете.
- Откуда берётся вода в кране?
6 слайд: «Алгоритм поступления воды в дома»
- Посмотрите, какой путь проходит вода к нам в дома.
Мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт, не кончается (из реки). Она прошла большой путь, прежде чем оказалась в кране - по трубам, затем через фильтр, чтобы стать чистой. К воде нужно относиться бережно, не оставлять открытыми краны. Вода - это жизнь и воду надо беречь.
2 часть занятия: практическая
Чтобы направить силу воды на пользу человеку, в лабораториях работает много учёных.
-А вы хотите побывать в такой лаборатории и провести свои опыты с водой? Отправляемся в лабораторию «Волшебница вода». Но сначала давайте немного разомнёмся.
Физ. минутка.
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тихой речке. (плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания – руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем.
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок.
- А сейчас разделимся на команды.
- Ребята. На команды разделись. Команда «Капельки», похлопали руками. Присаживайтесь на стульчики.
Команда «Льдинки», потопали ногами. Занимайте свои места.
«Фигурки», потянулись. Занимайте свои места.
«Краски», друг другу улыбнулись. Занимайте свои места.
7 слайд: Алгоритм поведения в лаборатории.
- Ребята, в лаборатории нужно соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно. Приступать к выполнению опыта только после показа взрослого.
1. Перед опытами нужно надеть фартуки, шапочки.
2. Приступай к опыту только после его объяснения и разрешения воспитателя.
3. Не брызгайся водой.
4. Ничего не бери в рот.
5. Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не рассыпать, не пролить.
6. Внимательно слушать старшего лаборанта.
7. В конце опытов делать выводы
8. Содержать свое рабочее место в чистоте.
Самое удивительное вещество на земле – вода. Вы с водой хорошо знакомы: не раз шлёпали под дождём, разбрызгивая лужи, плескались в речке. Но давайте приглядимся к ней по лучше – познакомимся со свойствами этого необыкновенного вещества.
- Для проведения первого опыта приглашаю к столу команду «Краски»
Опыт 1. «Прозрачность воды»
Воспитатель: предлагаю, вам налить обычную питьевую воду в прозрачные стаканчики. Для того чтобы установить некоторые свойства воды. Теперь посмотрите, сквозь воду в стаканчике на игрушки и на ваши лица. Хорошо ли видны предметы, на которые вы смотрите?
Дети: (высказываются) Видно хорошо, но немного искажает предметы.
Вывод: значит первое свойство воды : Чистая вода – прозрачна.
Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».
- Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).
Опыт 2. «Форма воды»
- Для проведения второго опыта приглашаю команду «Фигурки»
Воспитатель: Теперь воду, давайте перельём в любые прозрачные сосуды разной формы. Посмотрите вода у нас та же самая, а вот форма стала другой.
Вывод: Вода не имеет собственной формы, но она принимает форму того сосуда, в который она налита.
Опыт 3. «Вода - растворитель»
- Приглашаю команду «Капельки»
Всем известно вода является хорошим растворителем, но не все вещества растворяются в воде. Давайте проверим это.
- На столе у вас лежит: мука, масло и сахар. Попробуем растворить эти вещества и посмотрим, что получится?
Вывод: Сахар - быстро растворяется, и вода при этом остается прозрачной.
Мука – тоже растворяется, но вода становится мутной.
Масло – не растворяется в воде, а растекается по поверхности воды пленкой в виде желтых капелек.
-А, теперь ребята, давайте попробуем воду очистить. Для этого сделаем фильтр из ватных дисков вложенной в воронку. И посмотрим что, произойдет?
Вывод: Масло отфильтровалось хорошо, на ватном диске видны хорошо следы масла.
Мука - вода с мукой после фильтрования стала более прозрачной. Большая часть муки осела на фильтре, только совсем маленькие частицы проскользнули сквозь фильтр и оказались в стакане, поэтому вода не совсем прозрачная.
Сахар - вода осталась прозрачной и бесцветной, а на вкус сладкой.
Вывод: Вода – это растворитель! Но не все вещества растворяются в ней.
- Ребята с фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры тоже фильтрованная. Ее берут, из какой ни будь реки или подземного водохранилища, потом очищают на специальных водоочистительных станциях с помощью фильтров и только потом она попадает в водопровод. Но в ней могут остаются микробы, поэтому для питья её необходимо прокипятить и после этого можно пить.
4 опыт «Замёрзшая вода».
- Приглашаю команду «Льдинки»
Перед детьми — миска с водой.
- Может ли вода быть твёрдой? Что произойдет с водой, если её сильно охладить? (Вода превратится в лёд.)
Рассматривают кусочки льда. Чем лёд отличается от воды? Можно ли лёд лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лёд? Лёд сохраняет форму.
Вывод: Вода при замерзании становится твёрдой. Всё, что сохраняет свою форму, как лёд, называется твердым веществом.
• Плавает ли лёд? Воспитатель кладёт кусок льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя.) В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки).
Воспитатель обращает внимание детей на лёд, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лёд растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лёд? Из чего состоит лёд?
Показ слайда: айсберг.
А скажите мне, пожалуйста, как нужно обращаться с водой, чтобы она не исчезла, а всегда была с нами? (Ответы детей) .
Закрывайте крепче кран,
Чтоб не вытек океан.
Бережливым будь с водой
Хорошенько кран закрой!
Подведение итогов.
Проделав ряд опытов, мы с вами узнали много интересного о воде. Какая бывает вода? (Ответы детей.) Правильно вода прозрачная, приобретает форму того сосуда в который ее наливают, может растворять различные вещества, ее можно фильтровать от разных веществ.
- Мы с вами плодотворно потрудились, спасибо за работу.