Гоарик Есаян
Конспект занятия по патриотическому воспитанию для детей старшей группы «Народов много — дружба одна»
Программное содержание: развитие у детей старшего возраста уважительного отношения к людям разных национальностей, проживающих на территории России.
Образовательные задачи:
• Познакомить детей с различными национальностями детей-сверстников, посещающих группу : армянин, азербайджанец, нымыланы, русский.
• Учить различать индивидуальные особенности детей в группе.
• Расширять представления детей о людях разных национальностей, проживающих в России;
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект занятия по патриотическому воспитанию для детей старшей группы „Народов много — дружба одна“» размещена в разделах
- День народного единства, 4 ноября
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Один, много, ни одного. Занятия по ФЭМП
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
• Развивать познавательный интерес, стимулировать желание узнавать о жизни народов России;
• Расширять активный словарь детей, фантазию, воображение.
Воспитательные задачи :
• Продолжать знакомить детей с этикой межнационального общения;
• Воспитывать любовь к своей Родине и желание больше узнать о ней.
Предварительная работа: беседа с детьми о Родине, о малой Родине, о дружбе, разучивание стихотворений о толерантности; разучивание народных песен, танцев, игр; рассматривание карты мира и России, знакомство с национальными костюмами разных народов, рисование «Панно дружбы».
Материалы и оборудование: костюмы народов России, панно «Россия», коллаж «Мы разные», куклы, кубики, демонстрационный материал «Народы России и ближнего зарубежья».
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, чтение художественной литературы, двигательная, игровая, музыкально-художественная.
Расширять и активизировать словарный запас: Родина, камчадалы, армянин, азербайджанец, национальные традиции, костюм, любовь, дружба, уважение, милосердие, верность, взаимопомощь, Вавилонская башня, Бог.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Ребята, давайте сначала водим хоровод дружбы. Сегодня водящим будет Лиля.
Ребенок ритмично читает стихотворение, а дети водят хоровод:
На огромной на планете
Очень разные есть дети:
Тихие и шумные
Глупые и умные,
Есть худые, есть толстушки,
Молчуны и хохотушки.
У одних - большие ушки,
У других - кругом веснушки.
Кто- то рыж, а кто-то бел,
Кто-то в играх неумел.
Ни над кем нельзя смеяться,
Никого нельзя дразнить.
Нужно очень постараться,
Словно братьев всех любить.
И тогда на белом свете
Так чудесно будет жить!
Воспитатель : Сидите на стульях. Ребята, мы с вами живем на большой планете. Как она называется? Кто скажет?
Ответы детей.
Воспитатель : Правильно, наша планета называется – Земля. На нашей планете много разных стран, где живут люди с разным цветом кожи, они говорят на разных языках, у каждого народа своя культура – песни, сказки, одежда, привычки, игры, даже дома у разных народов разные. Посмотрите на картинки, как много народов в мире, какие они красивые, какие у всех красивые костюмы.
Сейчас я вам расскажу одну историю о том, как появились на свет разные народы и разные языки.
2. Воспитатель : рассказывает притчу Вавилонская башня
Давным-давно люди на Земле говорили на одном языке. Земля у них была необыкновенно плодородная, так что им жилось все лучше и лучше. Возгордились от этого люди и решили оставить о себе память на все времена. Решили построить башню до самого неба. Выбрали высокую гору, и закипела работа. Башня строилась много лет. Вокруг горы, где строилась башня, вырос целый город — Вавилон. И вот башня почти готова. Но вдруг среди людей появился сам Бог. Не понравилось ему желание людей добраться до неба. Гнев вызвала у него человеческая гордыня. Не понравилось ему желание людей добраться до самого неба. И наслал он на землю великую бурю. Ветер унес все слова, которые люди привыкли друг другу говорить. И во всем Вавилоне люди перестали друг друга понимать. Никак не могли люди договориться между собой. Строительство башни прекратилось, и она постепенно разрушилась. Все побросали работу, ходят и ищут: кто бы их смог понять? И стали люди собираться группами : кто с кем говорит одинаково, тот с тем и старается держаться. И вместо одного народа получилось множество разных народов. И разошлись люди в разные концы земли, каждый народ в свою сторону — строить свои города. С тех пор люди на Земле говорят на разных языках. Каждый на своем родном языке, и у каждого народа свои обычаи и традиции. Вот такая легенда.
Теперь мы знаем, почему люди в разных странах говорят на разных языках и как появились разные народы.
Вопросы на понимание текста:
- Что решили построить люди?
Дети: Построить башню высотою до небес;
- Почему они не смогли построить башню?
Дети: Строить башню стало невозможно, потому что они не понимали друг друга.
Воспитатель : Молодцы, ребята, давайте отдохнем, немного подвигаемся.
Физкультминутка (2раза)
Я иду и ты идешь - раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь - раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем - раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем - раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Воспитатель : Мы уже знаем, что в каждой стране живут люди разных национальностей и разговаривают на разных языках. Давайте, поиграем с вами в игру: «Кто в какой стране живет?».
• Кто живет в России? – Россияне
• Кто живет в Армении? - Армяне
• Кто живет в Грузии? – Грузины.
• Кто живет в Америке? – Американцы.
• Кто живет в Испании? – Испанцы.
• Кто живет в Китае? – Китайцы.
• Кто живет во Франции? – Французи
• Кто живет в Англии? – Англичане.
• Кто живет в Германии? – Немцы.
• Кто живёт в Узбекистане?- Узбеки
Воспитатель : Молодцы, ребята, как много вы знаете стран и народов!
Воспитатель : Ребята, в нашу группу тоже ходят девочки и мальчики, и даже взрослые разных национальностей?. (Ответ детей).
1. Вот я армянка, прилетела к вам из солнечней Армении и буду поздороваться с вами на армянском языке –бари луйс. Главный город Армении Ереван. Армянский народ очень добрый, трудолюбивый, талантливый, страна очень красивая. Здесь высокие горы, одна из них самая известная гора Арарат. В Армении есть высокогорное озеро Севан.
«Я люблю тебя, моя Армения
Ты обетованная Земля
Ты мечта, ты свет и Откровение!
Родина цветущая моя…»
2. Али Лейла азербайджанцы, сейчас и они расскажут о себе.
Али и Лейла: Салам –алейкум, наша родина Азарбайджан, наш главный город- красавица Баку.
«Азербайджан страна огней
Страна игидов и друзей
Страна распахнутых дверей.
Воспитатель : У нас большинство детей русские, они тоже расскажут о себе.
Ребенок: Моя родина Россия, главный город Москва, язык-русский.
«Как велика моя Россия
Как широки просторы!
Озера, реки и поля
Леса и степи горы.
Раскинулось моя Россия
От севера до юга.
Когда в одном краю весна
В другом снега и вьюга.
Лиля: Я нимыланка, они коренные жители Камчатки.
Россия — это страна друзей!
Как повезло тебе и мне:
Мы родились в такой стране,
Где люди - все одна семья,
Куда ни глянь — везде друзья!
Арина: Мы тоже коренные жители Камчатки, я камчадалка.
Дети России дружны с детских лет,
В этом, пожалуй, наш главный секрет.
Общие игры у нас и забавы,
Общее солнце, земля, где живем,
Дружим мы со всеми и вместе растем!
Воспитатель : Сегодня вы узнали, что у нас в группе тоже есть представители разных народов, но мы все живем с вами дружно. Ребята, подойдите ко мне. У нас в группе везде раскиданные кубы, давайте вместе построим нашу башню дружбы и покажем, что хоть и мы все разные, но очень хорошо можем между собой договоривать. Строим до сих пор, пока играет музыка.
Воспитатель : Молодцы, настоящие строители. Дети дружите все вместе, не ссорьтесь, выбирайте друзей надежных, верных. Ведь когда народы дружат, на земле никогда не будет войны!
Релаксия
-Ребята, наше с вами занятия подходит к концу, что для вас сегодня было самым интересным? О чем новом вы узнали?
-Что запомнилось? (Дети отвечают, высказывают свое мнение, что запомнили)
- Ребята, я хочу, чтобы вы не забывали о том, что в России народов много, а дружба одна. Мы все молодцы!