Тоцкая Софья
Конспект занятия по ознакомлению с социальным окружением для подготовительной группы «Земля — наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Земля - наш общий дом»
Цель: расширение представлений детей о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представления детей о планете Земля;
- Обобщить представления детей об элементарных предметных понятиях: «природа», «живое», «неживое»;
Развивающие:
- Развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с социальным окружением для подготовительной группы „Земля — наш общий дом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
- Активизировать словарь детей словами: глобус, планета Земля;
- Развивать познавательный интерес к миру природы.
Воспитательные:
- Воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающему миру, родной природе;
- Воспитывать у детей чувство гордости за свою планету, уважение к природе и ее богатствам;
- Вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.
Методы и приемы:
Словесные: мотивация, беседа, вопросы, объяснения, загадывание загадок, поощрение, чтение стихотворения.
Наглядные: показ глобуса, ; картинки, иллюстрации живой и неживой природы; иллюстрации красной книги, планеты Земля; карточки «Правила поведения во время отдыха в лесу, на речке»
Практические: физминутка «Ракета», игры: «Наши соседи на планете», «Живая и неживая природа», дидактическая игра «Если я приду в лесок»; рисование планеты Земля.
Оборудование: глобус, карта мира, карточки с изображением животных, растений, насекомых, деревьев, мяч.
Предварительная работа: Рассматривание глобуса, карты мира; беседы на темы: «Охрана природы»; «Правила поведения в природе», «Что такое Земля»; рассказ воспитателя: «Значение воздуха для природы и человека»; разучивание загадок о Земле, лесе, море, глобусе; разучивание пословиц и поговорок про Землю.
Ход ОД:
Мотивация:
«Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте мои друзья,
Очень рад вас видеть я!»
Воспитатель: Ребята, почувствуйте тепло рук соседа. Улыбнитесь друг другу и скажите: «Ребята, давайте жить дружно».
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (Ответы)
Планирование деятельности:
Воспитатель: Сейчас я хочу пригласить Вас в интересное путешествие. Но куда мы отправимся вы узнаете если отгадаете загадку.
Эта планета – любимый наш дом.
На ней мы с рожденья все вместе живем
Планета прекрасна: моря, океаны
Цветы и деревья и разные страны.
И солнце сияет с зари до заката,
Что за планета, скажите, ребята?
Дети: Это Земля.
Воспитатель: Да, я предлагаю отправиться в путешествие вокруг земли в научную экспедицию в роли младших научных работников.
А на каком транспортом средстве можно отправиться в наше путешествие?
Дети: на ракете, реактивном самолете.
Воспитатель: Если мы летим на ракете, что мы надеваем? (скафандр и спец. одежду.) Все готовы?
Реализация деятельности:
Физкультминутка «Ракета»
Дети в кругу выполняют движения по содержанию текста.
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два (стойка на носках, руки вверх, ладоши образуют «купол ракеты»)
Три, четыре – (основная стойка)
Вот летит ракета ввысь. (вниз)
Воспитатель: Вот мы и в космосе. Ребята, кажется, мы оказались в невесомости. Как вы думаете, почему нет невесомости на Земле?
Дети: На Земле существует земное притяжение.
Воспитатель: Да, потому что Земля притягивает как магнит, не зря говорят: «Земное притяжение». Я предлагаю вам сесть в кресла, пристегнуть ремни и посмотреть в иллюминатор.
(демонстрация иллюстрациий планета Земля, вид из космоса).
Воспитатель: Посмотрите - это наша планета. Ребята, на что похожа наша планета? А как называется макет, который изображает нашу Землю, вы узнаете, если отгадаете загадку:
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Дети: Глобус.
Воспитатель: Глобус - это макет нашей планеты Земля. Наша планета – это огромный шар. Он вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца – самой близкой к нам звезды. Земля – спутник Солнца. Она намного меньше Солнца. Вместе с нашей планетой вокруг Солнца кружатся еще восемь планет. Но только на нашей Земле есть жизнь.
Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем многое узнать о нашей планете: например, какой формы Земля?
Дети: Она круглая, похожа на шар.
Воспитатель: Давайте рассмотрим глобус и вспомним, что обозначает синий цвет на глобусе? (Реки, моря, океаны.)
Воспитатель: Желтым цветом? (Горы, пустыни.)
Воспитатель: Зеленым? (Леса, луга.)
Воспитатель: Сколько материков на нашей планете? (6 материков.) И живем мы с вами на материке Евразия.
Воспитатель: Давайте найдем нашу страну на глобусе?
Дети показывают на глобусе.
Воспитатель: А что люди используют на практике вместо глобуса? (Карты)
Воспитатель: Как вы думаете, кому нужна карта?
Дети: Карта нужна морякам, военным, путешественникам, ученым и д. т.
Воспитатель: Совершенно верно.
Воспитатель: А теперь мы по играем в игру «Наши соседи на планете»
Я буду загадывать загадки, а вы долны отгадать кто же наши соседи.
На полянке у дорожки
Красные горошки,
Кто мимо ни пройдёт –
В рот себе кладёт.
(земляника)
Под сосною у дорожки
Я стою среди травы.
Ножка есть, но нет сапожек.
Шляпка есть, нет головы.
(гриб)
Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе под елкой.
Хоть открыты настежь двери.
Но ко мне не ходят звери.
(еж)
На луговой клеверок
Опустился вертолет.
Золотистые глаза.
Отгадайте, кто я?
(стрекоза)
Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок –
И остался стебелек.
(одуванчик)
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Есть рот - не говорю.
(рыба)
Я — пятнистая букашка.
Если в руки попаду,
Притворюсь больною тяжко,
В обморок я упаду.
(божья коровка)
У меня четыре лапки,
Лапки цап-царапки,
Пара чутких ушей,
Я — гроза для мышей.
(кошка)
Днем спит, ночью летает
И прохожих пугает.
(летучая мышь)
Что же это за девица.
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(ель)
Воспитатель: Вот сколько замечательных соседей живут с нами на Земле! А сейчас мы с вами поиграем в игру "Живая и неживая природа".
Игра «Живая и неживая природа»
(Дети встают в круг и по очереди передают мяч друг другу, называя при этом предметы живой (птицы, растения, рыбы и т. д.) и неживой (небо, земля, камни и т. д.) природы).
Воспитатель: Земля – наш общий дом для всех, кто на ней живет. Она всем нужна, и все, кто на ней живет, тоже нужны Земле. У нас над головой общая крыша – голубое небо. Под ногами общий пол – земная поверхность. У нас есть Солнце, которое нас освещает и согревает.
Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Более 100 видов разных зверей и птиц уничтожили люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили даже клочка земли (леса или степи, где они могли бы жить. Немало исчезло и растений.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
В конце концов, люди поняли: если не помочь природе, растения и животные будут гибнуть всё больше и больше. Чтобы этого не случилось, учёные составили Международную Красную книгу. Она очень большая, потому что в ней записаны исчезающие растения и животные всей планеты Земля.
(Показ картинки красной книги)
Физкультминутка.
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Воспитатель: Как вы думаете, сможет ли человек жить один на Земле, без животных, птиц, насекомых, растений, деревьев? Конечно, нет. Человек живет в природе, от природы зависит его жизнь. А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (Ответы детей)
Воспитатель: А всегда ли человек помогает природе? Может ли он губить природу? Как?
Воспитатель: Верно, Молодцы! Это случилось потому, что люди построили много заводов. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняют дым, который выходит в небо от труб, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки, моря. От этого гибнет много растений, животных, болеют люди. Гибнет природа.
Воспитатель: Что может сделать человек, чтобы сохранить богатства Земли? (Чтобы помочь ей, нужно научиться любить природу, любить ее с детства). Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым. А сейчас я вам раздам карточки, на которых изображены места отдыха на природе, и мы вспомним правила поведения там.
(Дети выходят с карточками и рассказывают по ним правила поведения во время отдыха на речке, в лесу, на лугу).
Воспитатель: Человек на Земле - самое умное и сильное существо и все свои знания и умения должен направить на охрану и защиту природы на нашей планете.
Дидактическая игра «Если я приду в лесок»
Воспитатель называет действия, если они правильные, то дети отвечают «Да», а если неправильные - «Нет»
Если я приду в лесок, и сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу колышек поставлю? (да)
Если разведу костер и тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
Люблю свою природу, я ей помогаю (да)
Рефлексия:
Воспитатель: Что вам, ребята, понравилось сегодня? Вы поняли почему надо бережно относится к природе? (Ответы детей) Что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей). Как вы поступите, если увидите, что ваши друзья или соседи рвут цветы на клумбе, бросают мусор, ломают ветки? (Ответы детей).
Стихотворение:
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты.
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
Воспитатель: Дети, наше путешествие вокруг земли закончилось, мы снова превращаемся в ребятишек. А сейчас мы возьмем карандаши и нарисуем нашу планету Земля.