Светлана Козлова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Волшебная соль» в группе общеразвивающей направленности детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по окружающему миру
в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет «Солнышко»
Дата:
Подготовила воспитатель: С. А. Козлова
Организационная информация
1. Доминирующая образовательная область Познавательное развитие
2. Вид деятельности детей Познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.
Методическая информация
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
1. Тема образовательной деятельности Волшебная соль
2. Методы и приемы реализации содержания образовательной деятельности Наглядные: картинки, видеозапись с фиксиками,карта-схема.
Словесные: вопросы, рассказ педагога, положительная мотивация, художественное слово;
Практические действия: проведение опытов.
3. Интеграция образовательных областей Физическое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное.
4. Возрастная группа : 4-5года
5. Цель: Формирование представлений детей о соли и ее свойствах через исследовательскую деятельность.
6. Задачи:
6. 1 Образовательные: Расширить и углубить представления детей о соли (запах, вкус, цвет, форма кристаллов).
6. 2 Развивающие: Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
6. 3 Воспитательные: Воспитывать усидчивость, бережное отношение к своему здоровью, интерес и способность работать в группах, коллективе.
7. Планируемые результаты: Дать детям знания и представление о свойствах соли (запах, вкус, цвет, форма кристаллов). Учить быть наблюдательными, уметь обобщать, анализировать, сравнивать и делать выводы. Учить быть внимательными к своему здоровью.
7.1
8. Организация среды для проведения образовательной деятельности Халаты (на каждого ребенка, мешочки с солью, тарелочки, увеличительные стекла (на каждого ребёнка, ложечки, одноразовые стаканчики.
9. Подготовка к образовательной деятельности в режимные моменты 1. Рассматривание картинок и презентаций.
2. Беседа о добыче соли, чтение художественной литературы о соли.
3. Загадывание загадок.
4. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.
5. Дидактическая игра «Свойства предметов»
6. Беседы по технике безопасности.
7. Проведение исследований, опытов.
8. Наблюдение «Как мама использует соль?».
Конспект образовательной деятельности
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему (создание проблемной ситуации) Воспитатель - Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
- Ребята, какой сегодня чудесный день. У меня прекрасное настроение. Хотелось бы узнать, с каким настроением вы зашли в группу :
- Кто пришел с хорошим настроением – улыбнитесь!
- Кому нравится общаться с ребятами – поднимите руки!
- Кто не любит ссориться - хлопните в ладоши!
- Кто уважительно относиться к товарищам, умеете выслушивать ответы – пожмите друг другу руки.
Я вижу, что у вас тоже хорошее настроение.
Воспитатель. - Ребята, посмотрите, в нашу группу прислали посылку. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там, находится вещество без запаха, мелкое на ощупь - что же это может быть?
1.2 Мотивация деятельности детей
На экране появляются Фиксики
- Здравствуйте, ребята, вы получили посылочку, в которой лежали мешочки с необычным веществом?
Дети: - Да!
Фиксики: - Тогда откройте мешочки, и посмотри что внутри! (Дети открывают мешочки, в них находится соль).
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Фиксики:- Сегодня у Дим Димоча на кухне, мы нашли это загадочное вещество. А что это за вещество мы не можем разобраться. Поэтому решили послать вам, потому что нам сказали, что вы самые умные ребята. А поможет вам в этом наш помощник Светлана Александровна. Вы поможете нам разобраться?
Дети: - Да!
Фиксики: - А пока вы будете разбираться, мы проверим, все ли электроприборы у вас в детском саду исправны. До скорых встреч!
II. Основная часть
2. 1 Актуализация ранее приобретенных знаний Воспитатель: - Я вам предлагаю стать маленькими учеными. Давайте оденем халаты и пройдем в научную лабораторию. А кто знает, что такое лаборатория? Как правильно надо себя вести в лаборатории?
Дети, высказывают свои предположения (в лаборатории, учёные проводят свои опыты, высказывают свои предположения. В лаборатории нельзя шуметь, толкаться, и громко не разговаривать).
Воспитатель: Правильно, в лаборатории ученые высказывают свои предположения и проводят опыты. Мы сегодня будем тоже проводить опыты. Будем исследовать соль. Но прежде, чем начать исследование, нужно повторить технику безопасности работы с солью. Нельзя трогать глаза руками при работе с солью, если есть на коже какие-то ранки, стараться, чтобы соль не попала на ранку.
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания
Опыт №1. «Запах соли»
Воспитатель: Давайте определим, есть ли у соли запах.
Дети, имеют ли соль запах? Попробуйте осторожно её понюхать.
Дети: нет.
Воспитатель: - Да, соль не имеет запаха.
Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.
Опыт№ 2. «Соль сыпучая»
Воспитатель: У вас на столах стаканчики с солью, возьмем ложку соли и насыпим на тарелку. Что вы сделали, насыпали или налили?
Дети: - Насыпали.
Воспитатель: - Значит соль какая?
Дети: - Сыпучая, рассыпчатая.
Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску
Опыт № 3: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: - Положите ложки, возьмите лупу. Давайте рассмотрим соль, на что похожа соль? Что вы можете сказать о внешнем виде соли? (соль похожа на порошок)
Воспитатель: Действительно, соль похожа на порошок.
- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
Верно, соль состоит из кристаллов.
Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.
Опыт№ 4. «Вкус соли. Растворяется в воде»
Воспитатель: Давайте мы с вами возьмем ложку, наберём в нее капельки воды, и капнем в стакан с солью. Что мы наблюдаем? Куда делась водичка?
Дети: Соль впитала воду.
Воспитатель: Потому что, соли больше, а воды меньше.
Воспитатель: А теперь возьмите ложку соли, добавьте в стакан с водой, размешайте хорошо.
Что произошло с солью?
Дети: Соль растворилась.
Воспитатель: - А цвет воды изменился?
Дети: - Нет
Предлагаю вам попробовать воду и определить ее на вкус. Что мы можем сказать о вкусе?
Дети: - Соленная
Воспитатель: Давайте проверим, макните ложку в воду, попробуйте. Она соленая.
Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.
Воспитатель: Давайте с вами повторим. Что мы узнали о соли?
Дети: - У соли нет запаха, она сыпучая, соль впитывает небольшое количество воды, растворяется в воде, имеет солёный вкус.
Воспитатель: Я хочу у вас спросить. Людям нужна соль? Для чего её можно использовать?
Дети: Используют в пище, в лечении горла, носа.
Воспитатель: А еще соль, незаменимый помощник зимой. Сейчас я вам расскажу.
Опыт №5. «Соль и лёд»
Воспитатель: Смотрите, у вас на столе пустые тарелочки. Я вам сейчас положу по кусочку льда в тарелочки. Возьми те ложки, наберите соль. И насыпьте соль на кусочек льда. Что мы слышим? Что происходит?
Дети: Соль трескается, а лёд тает.
Воспитатель: Зимой соль посыпают на лед, чтобы не было скользко. Соль ускоряет таяние льда.
Ребята, нам пора сделать перерыв.
Физкультминутка
Я прошу всех в круг встать, и команды выполнять.
Все дышите. (через нос) Не дышите. Все в порядке?
Отдохните. Вместе руки поднимите. Опустите. Наклонитесь.
Разогнитесь. На носочки поднимитесь. Приседайте, выпрямляйтесь.
Я весел, и здоров. И к заданию готов. (наклоны головы)
Опыт №6. «Плавающее яйцо»
Воспитатель: Подходим к столу. У нас на столе 2 большие емкости с водой, и 2 сырых яйца.
Опустим яйцо в воду. Что случилось?
Дети: Яйцо утонуло.
Воспитатель: Это у нас вода какая?
Чистая, не соленая.
Воспитатель: Еще говорят пресная.
А теперь, во 2-ю ёмкость мы добавим соль. Каждый по 2 ложки. Размешаем. Опускаем сырое яйцо. И яйцо не тонет. Потому что вода солёная. Соль повышает плотность воды. Поэтому многие предметы всплывают на поверхности воды.
Опыт №7. «Волшебная соль»
Воспитатель: А сейчас будет ещё интереснее. У нас на столе стоит пустая ёмкость. И две ёмкости с жидкостями. Это вода, и растительное масло. В пустую, ёмкость мы выливаем сначала воду, а потом масло. Посмотрите, что происходит?
Дети: Масло наверху. Масло плавает на поверхности воды.
Воспитатель: Да, это потому, что масло легче, чем вода. А сейчас я добавлю пищевой краситель, чтобы опыт был красивее, и зрелищным. А ваша задача насыпать соль в эту ёмкость. Давайте по очереди.
Дети насыпают соль.
Воспитатель: Вы видите ребята, соль опускается на дно, потому что соль, тяжелее, чем масло. Когда высыпите соль, масло вместе с солью опускается на дно. А когда соль распадается, частички масла снова поднимается на поверхность воды.
Дети поочередно насыпают соль.
III Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Воспитатель : Ребята, вам понравилось экспериментировать?
Воспитатель: Ребята вы теперь знаете, что за вещество хранилось на кухни у Дим Димыча?. Какие вы молодцы! Расскажите мне, пожалуйста, а где вы уже встречали соль?
Дети: ответы детей.
На экране появляются Фиксики:
- Ребята, как у вас дела? Вам удалось выяснить, что это за вещество хранится на кухни у Дим Димыча?
Воспитатель: - Ребята, а давайте расскажем Фиксикам, что интересного мы с вами сегодня узнали.
Воспитатель: Расскажите, пожалуйста, какое вещество храниться у Дим Димыча?
Дети: - Соль
Воспитатель: - А что такое соль? Какая соль? Давайте вспомним и скажем. Отвечать будем, пользуясь картой-схемой.
Дети: - Соль пищевой продукт, состоит из кристаллов, белого цвета, без запаха, растворяется в воде, соленая на вкус, сыпучая.
Воспитатель: - Как вы думаете ребята, соль полезна или вредна?
Дети: - Соль полезна.
Воспитатель: - Конечно, полезна, так как соль содержит минеральное вещество.
Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?
Дети: - Да
Воспитатель: - Чем мы занимались?
-Что было вам трудно?
-А что было легко?
-Вам понравилось вам быть маленькими учеными?
Воспитатель: - Фиксики, ребята помогли вам разгадать тайну вашего необычного вещества?
Фиксики – Конечно да. Теперь мы знаем, что на кухне у Дим Димыча есть соль. Вы просто молодцы. Мы хотим вам подарить вам значок «Юный исследователь.»
Дети: - Спасибо большое.
Фиксики- А нам ребята пора возвращаться домой,побежали Симка.
Воспитатель: - Ребята, мне тоже с вами было очень интересно. Вы такие умники. В следующий раз будем исследовать пищевой продукт, сахар.