Екатерина Толмачева
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.
Задачи:
1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
2. Воспитывать экологическую культуру;
3. Развивать мышление, кругозор, речь, любознательность;
4. Развивать умение делать выводы, умозаключения;
5. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Реализация образовательных областей:
- познание;
- труд;
- коммуникация;
- социализация.
Материалы:
Публикация «Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, соль, сахар, молоко, картинка, краски, кисточки, вата, носовой платок, воронка, растительное масло, пипетка, масло мяты, салфетки, магнитофонная запись «Вода», коктейльные трубочки, кувшин с водой.
Методы:
1. Организационный момент;
2. Художественное слово;
3. Уточнения, опросы.
Приемы:
1. Игровые;
2. Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.
Дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.
Ход образовательной деятельности:
Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворения :
Гонит капля дождевая
Ручеек за ручейком,
Те бегут не унывая
В реки быстрые. Потом…
А потом и синь морская!
А за нею океан!
Воду зря не выпуская,
Закрывай покрепче кран!
Г. Сомова
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Н. Рыжова
В: Ребята, для чего нужна вода и кому?
Д: Вода нужна всем людям, зверям и растениям.
В: А вы хотите узнать больше о воде?
Д: Хотим.
В: Тогда проходите вот к этому столу, где вас ждут различные интересные предметы для исследования воды.
Педагог переходит к экспериментальной части.
1. Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик.
В: Какой формы эти предметы?
Д: Круглой и квадратной.
В: А имеет ли форму вода?
Д: Нет, да.
В: Давайте не будем гадать, а приступим к нашему исследованию.
Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – это жидкость. Вспомните, ребята, лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля становится какая?
Д: Мокрая, влажная.
В: Правильно, влажная, сырая.
2. Какого цвета вода?
Воспитатель берет два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой.
В:Нам видно картинку?
Д: Да.
В: А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили, ребята?
Д: Ничего не видно.
В: Правильно, через воду
рисунок виден, а через молоко – нет. Значит вода – прозрачная жидкость.
3. Вода – растворитель.
А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем воспитатель предлагает желающим детям размешать в воде сахар, соль; после растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? Конечно, ребята, правильно, у воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая. Отсюда можно сделать вывод, что вкуса у воды нет. А теперь, давайте насыпем в воду муку и нальем масло. Двое детей выполняют это задание. Что же мы видим?
В: Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется и масло, оно плавает на поверхности. Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.
Далее воспитатель проводит физкультурную разминку.
Физкультминутка:
«К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились, (шаги на месте)
Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились. (встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед)
Одной – другой – это кроль. (круги руками вперед
поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой.
Далее воспитатель предлагает детям определить, есть ли у воды запах. Для этого предлагается размешать в воде мятные капли и снова предложить понюхать воду. У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества меняют у воды вкус, запах, цвет.
Воспитатель предлагает детям речевую игру
«Вода – это…»
Задача: развивать мышление детей, активизировать их знания, опыт.
Ход игры: Ведущий предлагает детям определить, какую роль играет вода в жизни животных и растений, людей. Например, «Для растений вода – это…», «Для людей вода – это…» варианты ответов.
В завершении этой деятельности воспитатель проводит фокусы с водой: в стакан с водой опускаем металлическую пуговку. Как ее достать, не замочив руки? (при помощи магнита); в стакане с водой плавает небольшой предмет. Как его достать, не замочив при этом руки?
Просто нужно опускать в стакан с водой мелкие камешки до тех пор, пока вода не польется через край, и предмет сам не упадет на стол, тогда его просто можно взять со стола.
Воспитатель благодарит детей.
Литература:
1. Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду. И. : Учитель, 2001.
2. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. М. : Просвещение, 2009
3. Мартынова А. Н. Потешки, считалки, небылицы / А. Н. Мартынова. – М. : Современник, 2010.
4. Фролова Е. Н. Чистый источник / Е. Н. Фролова. – М. : Молодая Гвардия, 2005
Цель: совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.
Задачи:
1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
2. Воспитывать экологическую культуру;
3. Развивать мышление, кругозор, речь, любознательность;
4. Развивать умение делать выводы, умозаключения;
5. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Реализация образовательных областей:
- познание;
- труд;
- коммуникация;
- социализация.
Материалы:
Прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, соль, сахар, молоко, картинка, краски, кисточки, вата, носовой платок, воронка, растительное масло, пипетка, масло мяты, салфетки, магнитофонная запись «Вода», коктейльные трубочки, кувшин с водой.
Методы:
1. Организационный момент;
2. Художественное слово;
3. Уточнения, опросы.
Приемы:
1. Игровые;
2. Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.
Дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.
Ход образовательной деятельности:
Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворения :
Гонит капля дождевая
Ручеек за ручейком,
Те бегут не унывая
В реки быстрые. Потом…
А потом и синь морская!
А за нею океан!
Воду зря не выпуская,
Закрывай покрепче кран!
Г. Сомова
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Н. Рыжова
В: Ребята, для чего нужна вода и кому?
Д: Вода нужна всем людям, зверям и растениям.
В: А вы хотите узнать больше о воде?
Д: Хотим.
В: Тогда проходите вот к этому столу, где вас ждут различные интересные предметы для исследования воды.
Педагог переходит к экспериментальной части.
1. Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик.
В: Какой формы эти предметы?
Д: Круглой и квадратной.
В: А имеет ли форму вода?
Д: Нет, да.
В: Давайте не будем гадать, а приступим к нашему исследованию.
Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – это жидкость. Вспомните, ребята, лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля становится какая?
Д: Мокрая, влажная.
В: Правильно, влажная, сырая.
2. Какого цвета вода?
Воспитатель берет два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой.
В:Нам видно картинку?
Д: Да.
В: А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили, ребята?
Д: Ничего не видно.
В: Правильно, через воду
рисунок виден, а через молоко – нет. Значит вода – прозрачная жидкость.
3. Вода – растворитель.
А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем воспитатель предлагает желающим детям размешать в воде сахар, соль; после растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? Конечно, ребята, правильно, у воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая. Отсюда можно сделать вывод, что вкуса у воды нет. А теперь, давайте насыпем в воду муку и нальем масло. Двое детей выполняют это задание. Что же мы видим?
В: Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется и масло, оно плавает на поверхности. Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.
Далее воспитатель проводит физкультурную разминку.
Физкультминутка:
«К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились, (шаги на месте)
Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились. (встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед)
Одной – другой – это кроль. (круги руками вперед
поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой.
Далее воспитатель предлагает детям определить, есть ли у воды запах. Для этого предлагается размешать в воде мятные капли и снова предложить понюхать воду. У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества меняют у воды вкус, запах, цвет.
Воспитатель предлагает детям речевую игру
«Вода – это…»
Задача: развивать мышление детей, активизировать их знания, опыт.
Ход игры: Ведущий предлагает детям определить, какую роль играет вода в жизни животных и растений, людей. Например, «Для растений вода – это…», «Для людей вода – это…» варианты ответов.
В завершении этой деятельности воспитатель проводит фокусы с водой: в стакан с водой опускаем металлическую пуговку. Как ее достать, не замочив руки? (при помощи магнита); в стакане с водой плавает небольшой предмет. Как его достать, не замочив при этом руки?
Просто нужно опускать в стакан с водой мелкие камешки до тех пор, пока вода не польется через край, и предмет сам не упадет на стол, тогда его просто можно взять со стола.
Воспитатель благодарит детей.
Литература:
1. Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду. И. : Учитель, 2001.
2. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. М. : Просвещение, 2009
3. Мартынова А. Н. Потешки, считалки, небылицы / А. Н. Мартынова. – М. : Современник, 2010.
4. Фролова Е. Н. Чистый источник / Е. Н. Фролова. – М. : Молодая Гвардия, 2005