Елена Чужайкина
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Активизация познавательно – речевого развития детей путём уточнения и расширения знаний и представлений об окружающем мире, развитие интереса к исследовательской деятельности.
Образовательные задачи:
Учить наблюдать за окружающей средой.
Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
Развивающие задачи:
Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Воспитывать интерес к экспериментированию.
Предварительная работа: Беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.
Материал: Воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, 2 баночки с плотными крышками, краски, бумага, резиновая игрушка, 2 пустые бутылки, крышки, веера из бумаги, мольберт для картинок, волшебный сундучок.
Словарная работа: лаборатория, газ, кляксография.
Ход занятия:
Организационный момент (собираемся в кружок)
Воспитатель: Вы проснулись?
Дети: Мы проснулись.
Воспитатель: Улыбнулись?
Дети: Улыбнулись.
Воспитатель: Вы оделись?
Дети: Мы оделись.
Воспитатель: В сад примчались?
Дети: В сад примчались.
Воспитатель: Подружились?
Дети: Подружились!
Вместе: Вот теперь мы дружные, в пути руг другу нужные.
Воспитатель: Давайте улыбнёмся друг другу, ведь улыбка - это символ добра, нам хорошо всем вместе!
Дети: да!
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория».
Воспитатель: Что такое лаборатория?
Дети: Это помещение, где проводят разные опыты и исследования.
Воспитатель: Правильно. В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.
Воспитатель: Что мы сегодня будем исследовать, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
Невидимка он, и всё же
Без него мы жить не можем.
Дети: Воздух.
Воспитатель: Вы хотите узнать про воздух много-много интересного? Тогда мы отправляемся в лабораторию проводить опыты.
(Дети, шагают по кругу, затем проходят за свои рабочие места).
Воспитатель: И так, мои маленькие учёные – исследователи, нас ждут новые интересные открытия. Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный. Ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький.
Дети: Он сдулся.
Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Дети: Надо его посильнее надуть.
Воспитатель: Правда? Сейчас я его надую.
(Воспитатель, надувает шарик).
Воспитатель: Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами продолжим изучать свойства воздуха. Итак, начнем наши опыты :
Опыт № 1 «Как поймать воздух?».
Воспитатель: Дети, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть, какой он. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом?
Дети: Он изменил форму.
Воспитатель: Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха.
Дети, как вы думаете, можно почувствовать воздух?
Ответы детей.
Опыт№2 «Как почувствовать воздух?».
Воспитатель: Возьмите палочку и проколите пакет, поднесите пакет к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете?
Дети: Ветерок.
Воспитатель: Воздух выходит из пакета, он движется, а движение воздуха – это ветер. Какой бывает ветер?
Дети: Холодный, теплый, сильный, легкий, штормовой.
Воспитатель: Как можно создать движение воздуха?
Дети: Помахать веером, подуть на ладошку.
Вывод: Воздух можно почувствовать.
Физкультурная минутка: «Непоседа ветер».
Непоседа – ветер (взмахи руками над головой)
Знает все на свете.
Знает, как поет лягушка (приседаем и прыгаем) Ква – ква – ква
Знает, как шумит ракушка (сложить ладошки лодочкой и поднести к правому, а затем к левому уху) Шу – шу – шу
Знает, как кричит ворона (машем руками, как крыльями) Кар – кар – кар
Знает, как мычит корова (хлопаем в ладоши) Му – му – му.
Опыт № 3 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
Воспитатель: Да, дети, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: А давайте проверим! Мы с вами возьмем и подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо и посмотрим, что произойдёт. Ой, дети, что это происходит с водой?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была. Значит пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Вывод: Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
Воспитатель: А почему пузырьки поднимаются на поверхность?
Ответы детей: Потому что воздух легче воды.
Опыт№ 4 «Имеет ли воздух вес?».
Воспитатель: Это мы сейчас проверим.
Воспитатель: На столе разложены предметы: резиновый мяч, кусок резины
Воспитатель: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновый мяч. Он не тонет.
Почему? Ведь мяч тяжелее кусочка резины? Что внутри мяча?
Дети: Воздух.
Вывод: Правильно. Потому что воздух легче воды.
Воспитатель: А как вы думаете, можно ли услышать воздух? Как его можно услышать?
Ответы детей.
Опыт № 5 «Слышим воздух».
Воспитатель: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, или сдуть шарик. Мы можем услышать шум воздуха.
Воспитатель: Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите?
Дети: Звук воздуха.
Воспитатель: А ещё у нас на столе лежит шарик. Давайте надуем его. Как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим?
Дети: Писк воздуха.
Воспитатель: С помощью чего мы услышали воздух?
Дети: С помощью крышечки и шарика.
Вывод: Воздух можно услышать разными способами.
Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха?
Ответы детей.
Опыт№ 6 «Узнай по запаху».
Воспитатель: Имеет ли воздух запах?
Дети: Нет.
Воспитатель: Собственного запаха у воздуха нет. Воздух переносит запахи. У меня две баночки, в них что-то лежит. Закройте глаза.
(Дети закрывают глаза, воспитатель открывает баночки).
Воспитатель: Что вы чувствуете, чем пахнет?
Дети: Апельсином, чесноком, луком.
Воспитатель: Чем пахнет воздух возле клумбы?
Дети: Цветами.
Воспитатель: Возле костра?
Дети: Дымом.
Воспитатель: После дождя?
Дети: Свежестью.
Воспитатель: А чем пахнет на кухне в детском саду?
Дети: Едой.
Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить.
Вывод: Воздух не имеет запаха.
Опыт № 7 «Имеет ли воздух форму?»
Воспитатель: Что у меня в руках?
Дети: Воздушные шары, один круглый, другой в форме сардельки, надутая резиновая перчатка.
Воспитатель: Что находится внутри этих предметов?
Дети: Воздух
Воспитатель: Одинаковой ли формы эти предметы?
Дети: Нет.
Вывод: Воздух формы не имеет. Он принимает форму того предмета, куда его поместили.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что воздухом можно рисовать?
Ответы детей
Воспитатель: Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?
Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать.
( Воспитатель показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны). Дети пробуют рисовать.
Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте вспомним, что мы сегодня узнали про воздух? А для этого я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.
1) воздух – невидимка;
2) воздух не имеет формы;
3) воздух не имеет запаха;
4) воздух не имеет вкуса;
5) воздух не имеет цвета;
6) воздух можно услышать;
7) ветер – движение воздуха.
Воспитатель: Итак, воздух нам нужен, чтоб дышать. Без воздуха жить нельзя. И очень важно для нас, чтобы мы дышали чистым воздухом.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы очистить воздух в помещении?
Дети: протирать пыль, мыть полы, проветривать, посадить цветы.
Воспитатель: А на улице?
Дети: Поливать дороги, сажать деревья, цветы, очищать дым от заводов специальными фильтрами, строить очистительные сооружения.
Воспитатель: Вам понравилось работать в лаборатории?
Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными и активными. Спасибо!