Татьяна Потекаева
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Экологическая тропа весной»
Цель: Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
Материалы: презентация «Путешествие по экологической тропе весной».
Словарная работа: «чечевички», «туески», «кора-береста».
Структура образовательной деятельности:
Этапы
Содержание ООД
Вводная часть
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру в средней группе „Экологическая тропа весной“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Рассказать, что сегодня вы совершите путешествие по экологической тропе. Прочтите отрывок стихотворения о весне Е. Баратынского «Весна, Весна!»)
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
О каком времени года говорится в стихотворении? (ответ).
Предложить назвать признаки весны (ответы).
Обобщить ответы: весной с каждым днём становится теплее, ярко светит солнце, весело щебечут птицы, на деревьях набухли почки, из которых вот-вот распустятся листочки, появляется зеленая травка, дни стали длиннее, птицы прилетели с теплых краев.
Основная часть
( Просмотр презентации: Слайд 1, кликнуть на картинку «береза»)
Показать картинку березы и спросить, что это за дерево? (Слайд 2)
Как догадался, что это береза? (Ответ).
Раскрыть ему один секрет – через черточки берёза дышит, а называются они – «чечевички»!
Для запоминания повторить слово «чечевички» 2 раза.
Предложить рассмотреть и сказать, а внизу, около земли, ствол берёзы какой?
Что есть на веточках? ( ответ: маленькие клейкие зелененькие листочки и длинные серёжки) (щелкнуть мышью на березу)
Рассказать, что девушки носят серёжки, и у берёзки тоже есть длинные красивые серёжки. Осенью эти серёжки рассыпаются на маленькие семена.
Предложить представить, что вы маленькие семена березы и немного поиграть.
Дует ветер, семена летают в воздухе (кружиться).
Ветер стих, семена тихо падают на землю (присесть).
Рассказать, что берёза приносит много пользы человеку, животным и другим растениям.
Спросить, как люди могут использовать берёзу? (ответ)
Обобщить ответы: Люди заготавливают берёзовые дрова, чтобы топить печи; делают из коры – бересты – красивые изделия, туески, хлебницы, шкатулки, из древесины делают мебель и посуду.
Поинтересоваться, пробовали ли березовый сок? (щелкнуть мышью на березу)
Этот сок очень вкусный и полезный. Движение сока у березки начинается еще до появления почек. Только в лесу можно набирать березовый сок, и делать это нужно умело, не нанося вреда дереву. Даже птицы и животные любят березовый сок.
Птицы устраивают гнезда на березах (щелкнуть мышью на березу)
Много пользы приносит нам береза. В детском саду деревья украшают участки. Деревьев в саду немного, поэтому их нужно беречь. Что значит беречь деревья? (ответы)
Переход на слайд 1: нажимаем кнопку
Экологическая тропинка ведет дальше, к кормушке (Нажать на картинку «кормушка», Слайд 3).
Вот висит кормушка для птиц, но где же птицы? Почему сегодня мы не видим здесь птиц? (Ответы)
Пояснить: стало тепло, и птицы теперь сами могут найти себе пищу в лесу, на земле, в траве. Чем сейчас питаются птицы? (насекомые, трава, червячки и т. д.)
Рассмотреть, что за домик на дереве? Правильно, это скворечник. А кто живет в этом домике? (Скворцы)
Почему скворечник располагают так высоко на дереве? ( Ответы: чтобы никто не смог напугать птиц, ни кошка, ни собака).
Пояснить, что скворечники и гнезда птиц нужно особенно оберегать, т. к. там выводятся из яиц маленькие птенчики.
Предложите сделать упражнения, чтобы глаза не устали.
Упражнение «Далеко-близко».
Вытянуть правую руку вперед и смотреть 5 сек. на большой палец руки, затем переводим взгляд вдаль и смотрим 5 сек. на любой предмет (повторить 3 раза).
Идем дальше (нажать кнопку, Слайд 1).
Следующая остановка у клумбы (нажать на картинку «клумба», Слайд 4).
Рассказать, что весной еще не все растения высажены на клумбу, потому что ночью бывает холодно. На клумбе только вскопали землю для посадки цветов. А для чего вскапывают землю на клумбе? (Чтобы земля была мягкая, тогда растению легче будет расти, чтобы к корням поступал воздух и вода).
Сейчас земля прогревается солнцем, а потом сюда высадят растения.
Спросить, какие цветы первыми появляются весной? (ответы)
Предложить посадить на клумбу весенние первоцветы (нажимать мышкой на цветы).
(нажать кнопку, слайд 1, нажать на картинку «пень», Слайд 5).
Следующая остановка у пня. Здесь могут жить разные насекомые — муравьи, личинки бабочек, жуки и др.
Рассмотреть пень и назвать насекомых.
Нажать кнопку. Слайд 1)
Заключительная
часть
Подвести итог: Вот какое увлекательное путешествие мы сегодня совершили по экологической тропе. Понравилось?
Чем сегодня занимались на занятии? (Рассматривали березу, ее сережки, изделия из коры-бересты; рассматривали кормушку, скворечник, пень с насекомыми).
Как называются черные полоски на березе? (Чечевички).
Летом снова погуляем здесь и посмотрим, какие изменения произойдут в природе.