Ирина Щеглова
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Природные явления зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Расширение знаний детей о природных явлениях зимы.
ЗАДАЧИ:
Образовательные задачи:
-закрепить с детьми явления природы зимой, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом;
-закреплять знания о зимних месяцах;
-продолжить знакомство со свойствами снега и его строением.
Развивающие задачи:
-развивать умение детей давать развёрнутые ответы, развивать воображение детей.
-продолжить формировать элементарные навыки экспериментирования.
Воспитательные задачи:
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе „Природные явления зимой“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Погода и природные явления
- Подготовительная группа
- Темочки
-воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбук, баночки 2 шт., воронка, фильтровальная бумага, стакан, лупы.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку и отгадайте, о чем идет речь.
Дел у меня немало — я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня … (зима).
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно! Сегодня мы поговорим о зиме и ее явлениях. Давайте с вами вспомним названия зимних месяцев.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Декабрь самый старый, самый последний и старший из месяцев в году. Январь он самый первый, самый младший месяц нового года Февраль последний зимний месяц. Он второй по счету месяц в году.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку. На ней изображена зима. А скажите, какое время года бывает перед зимой?
Ответы детей.
Воспитатель: А какое время года наступит после зимы?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Как вы думаете, какой первый признак зимы?
Ответы детей.
Воспитатель: Одним из главных признаков зимы является снег. Если мы посмотрим на снег под микроскопом, то увидим, что снег состоит из маленьких кристалликов – снежинок. Нет ни одной одинаковой снежинки. Каждая снежинка уникальна. Скажите, а что такое снег?
Ответы детей.
Воспитатель: Снег - это замерзшая вода. И сейчас с вами мы проведем опыты со снегом. Посмотрите, в баночках находится снег. Что произойдет со снегом, если мы его оставим в комнате?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно он растает. Ребята, подскажите, а можно есть снег?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы все верно говорите, снег есть нельзя, он грязный. И сейчас мы с вами в этом убедимся. Для этого нам с вами понадобится талая вода, которая образовалась от растаявшего снега, воронка, фильтровальная бумага и прозрачный стакан. В воронку мы положим фильтровальную бумагу. И нальём воды. Смотрите, что происходит?
Ответы детей.
Воспитатель: Вода стекает вниз в стакан, а всё, что было в воде остаётся на бумаге. Давайте, посмотрим, что осталось на бумаге через лупу.
Дети рассматривают бумагу через лупу и комментируют свои наблюдения.
Воспитатель: Если мы с вами посмотрим на капельку воды под микроскопом, то увидим, как много в ней находится различных микроорганизмов.
Воспитатель: Скажите, а что произойдет с водой, если ее снова вынести на улицу.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно она замёрзнет и превратиться в лед.
А теперь, вспомните какие зимние явления в природе, мы можем наблюдать?
Ответы детей.
Воспитатель: Я вам помогу. Ответы на мои загадки будут как раз-таки явлениями в природе зимой.
Кто зимой метет и злится,
Дует, воет и кружится?
Стелет белую постель,
Это снежная … (метель)
Воспитатель: Метель это перенос снега над землей посредством мощного и порывистого ветра. В этом случае снег обычно движется в одном направлении. Для человека метель доставляет ряд неудобств: она затрудняет дыхание, передвижение и заметно ухудшает видимость.
Под ногами все куда-то
Ускользает и плывет.
И смешно, и страшновато:
На дороге (гололед)
Воспитатель: Гололед –это слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах (деревьях, проводах и т. д.) при намерзании дождя и мороси (тумана). Обычно гололед наблюдается при температуре воздуха от 0°С до минус 3°С. Корка намерзшего льда может достигать нескольких сантиметров. При гололёде передвигайтесь осторожно, не торопясь, наступая на всю подошву. При этом ноги должны быть слегка расслаблены, руки свободны. Пожилым людям рекомендуется использовать трость с резиновым наконечником или специальную палку с заостренными шипами.
Дунул ветер, и мороз
Снег нам с севера принёс.
Только вот с тех самых пор
На стекле моём. (узоры)
Воспитатель: Как же появляются узоры на стекле? Мороз охлаждает стекло, изнутри вьются водяные пары, оседают тонкой плёнкой (стекло выглядит запотевшим, вода постепенно превращается в кристаллы. Рост морозных узоров направляет сама поверхность стекла. На ней всегда есть микроцарапины, бугорки, пыль, и они становятся центрами, с которых начинается рост кристаллов вдоль стекла. На узоры влияет и его толщина, разница температур, движение тёплого воздуха, примеси в плёнке воды. Рисовать на окне мороз начинает снизу, где влаги больше и воздух холодней. Поэтому тут веточки узоров бывают толще. Когда влаги мало, на стекле остаются свободные от узоров пятна-островки.
Не колючий, светло-синий
По кустам развешан (иней)
Воспитатель: Иней это тонкий слой кристаллов льда. Откуда они берутся? Из воздуха. В нём всегда есть пары воды. Чем он холоднее, тем меньше влаги может в себе удержать. Когда холодает, «лишняя» влага из воздуха уходит и оседает кристалликами на различных предметах: машинах, заборах, веточках деревьев и кустов. Иней чаще рождается по ночам, когда холодает. Этому помогает слабый ветер – он студит, ускоряет отдачу тепла. Форма кристаллов зависит от температуры. Когда она падает ниже –15°С, они похожи на короткие иголки, если потеплеет – иней становится пластинчатым.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами вспомнили, какие природные явления бывают зимой. А теперь расскажите, какое из явлений природы вам понравилось больше и почему?
Ответы детей.