Светлана Алексеева
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [М] и [М’]»
Тема: Звуки М и Мь
Цель: Познакомить детей с буквенным обозначением звука М, закрепить правильное произношение и различение звуков [М] – [М’].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-учить детей характеризовать звуки М и МЬ с опорой на различные виды контроля
- дать понятие о согласном и звонком звуке;
- учить звуковому анализу слов;
- учить дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;
- учить детей выделять звук из состава слова;
- познакомить детей с графическим образом буквы М;
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звуки [М] и [М’]“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
- развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, графические навыки;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- расширять и уточнять словарь.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей самоконтроля за речью;
- воспитывать у детей наблюдательность и доброжелательность.
Предварительная работа: Артикуляционная гимнастика, просмотр и беседа о мультфильме «Маша и медведь», игра «4 лишний», разучивание физкультминутки, составление характеристик звуков по мнемосхеме.
Оборудование:
- герои мультсериала Маша и Медведь;
- 2 конверта с разрезными картинками;
- две ромашки с серединками зеленого и синего цветов, лепестки с предметными картинками в названии которых есть звуки [М], [М’];
- разноцветные листочки для рефлексии;
- дидактическая игра «4 лишний»
- мнемосхема для характеристики звука;
- бархатная бумага с шерстяной ниткой на каждого ребенка;
- счетные палочки
- мяч.
Ход занятия:
1. Орг. момент
У избы помоет крышу
Отведет в берлогу Мишу
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит.
Мы ее тихонько спросим:
«Кто ты?» - и услышим … (Осень)
Воспитатель: Молодцы! За правильный ответ, я хочу вам дать секретные конверты.
2. Введение в тему занятия
Воспитатель: В конвертиках лежат части картинки, если вы их соберете, то узнаете, кто сегодня пришел к нам на занятие. Сколько у меня конвертов? (Два). Чтобы собрать картинки вам нужно поделиться на 2 команды. (Дети объединяются в микрогруппы, подходят к столам и собирают из 5 частей цельную картинку Маши и Медведя)
В: А кто мне скажет, какой первый звук в слове Маша?
Д: (Звук М)
В: А в слове Миша?
Д: (Звук Мь)
Дети садятся на стульчики.
3. Сообщение темы
В: Маша каждый день придумывает разные игры, вот и сегодня она хочет поиграть с вами. А вы догадались, с какими звуками сегодня предлагает поиграть Маша и Миша?
4. Характеристика звуков
В: Давайте расскажем Маше и Мише, про их любимые звуки. А помогать нам в этом будет наша подсказка схема. (Дети обращают внимание на мнемосхему для характеристики звука)
В: Какой первый звук в имени Маша?
Д: (Звук М)
В: Звук М – гласный или согласный? Почему? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий? (Дети дают характеристику звука, опираясь на вопросы воспитателя и мнемосхему)
В: Какой первый звук в имени Миша?
Д: (Звук Мь)
В: Звук Мь – гласный или согласный? Почему? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий? (Дети дают характеристику звука, опираясь на вопросы воспитателя и мнемосхему)
5. Интерактивная игра «Найди лишний предмет»
В: Маша придумала игру, давайте посмотрим на экран. Игра называется 4 лишний, тут нарисованы 4 предмета, и один з них лишний, вы должны догадаться и объяснить почему? (Дети смотрят на экран и выбирают лишний предмет, по признаку обобщения).
В: Давайте назовем вместе, что нарисовано? (Дети хором называют изображенные предметы)
В: Огурец, перец, малина, помидор, что лишнее?
Д: (Малина, потому что это ягода, а все остальное овощи)
Вишня, мандарин, слива, малина (мандарин, Морковь, яблоко, груша, банан (морковь, кукла, мухомор, кубики, пирамидка (мухомор).
6. Развитие фонематического слуха: Игра «Ромашки для Маши и Миши»
В: Ребята, Маша и Миша любят цветы, давайте мы соберем для них ромашки, но вот только у ромашек разлетелись лепестки, и остались только серединки. Маше мы подарим ромашку с синей серединкой, а Мише с зеленой серединкой, как вы думаете почему?
Д: (потому что у Маши первый звук в имени М – твердый, а у Миши - мягкий).
В: Чтобы собрать ромашки, нужно разделиться на две команды.
Внимательно посмотрите на свой предмет, определите, какой звук слышится в слове, М или Мь и положите лепесток к нужной ромашке.
В: Молодцы! Маша и Миша очень довольны!
7. Физминутка с Машей (Видео-зарядка)
8. Дидактическая игра с мячом «Игра наоборот»
Маша и медведь очень дружные, но иногда они спорят друг с другом и говорят все наоборот. Давайте мы с вами тоже поиграем в игру «наоборот». ссориться – (мириться, война – (мир, быстро – (медленно, твердый – (мягкий, большой – (маленький, много – (мало, больше- (меньше, плюс – (минус, нельзя – (можно, старый – (молодой, твердо – (мягко). (Дети ловят мяч и называют антоним, предложенного воспитателем, слова).
9. Знакомство с буквой
Воспитатель: А теперь посмотрите, ребята, когда держишься в паре, на какую букву похожа пара?
В: Ребята, давайте посмотрим, из скольких частей она состоит?
Давайте попробуем написать букву М в воздухе. А теперь сделаем букву М на пальцах.
В: У вас на столах волшебная бархатная бумага и ниточка, как вы думаете, что мы будем делать с ними?
Д: (Выкладывать букву М).
Дети выкладывают букву М, при помощи шерстяной нитки на бархатной бумаге.
В: Кто справился, можно собрать букву М из счетных палочек.
Дети выкладывают букву М из счетных палочек.
10. Рефлексия
В: Молодцы ребята, со всеми играми мы справились.
В: Я предлагаю вам украсить осеннее дерево.
11. Итог занятия
В: С какими звуками, мы сегодня знакомились
Что вам понравилось? Что показалось сложным?