Аноним
Конспект по обучению грамоте детей 5–6 лет «Знакомство со звуками [П] и [П’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по обучению грамоте детей 5 – 6 лет «Знакомство со звуками [п] и [п’]».
Цель: познакомить детей со звуками [п] и [п’] и их графическим обозначением - буквой П.
Задачи:
Образовательные: развитие фонетического слуха, закрепить умение давать полную характеристику звуков (согласный, звонкий, мягкий / твердый, парный, дифференцировать звуки [п] и [п’], определять позицию звука в слове (начало, середина, конец, количество слогов в слове и ударение, закрепить знание гласных звуков и букв, учить составлять прямые и обратные слоги с новым звуком, упражнять в составлении предложений по графической схеме. (- = -) Дифференциация на слух: М – М’ - Н – Н’ - Л –Л’, в произношении [н] - [н’] - [п] - [п’] - [м] - [м’], анализ слога типа ГС.
Публикация «Конспект по обучению грамоте детей 5–6 лет „Знакомство со звуками [П] и [П’]“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно - развивающие: развитие образного мышления, мелкой моторики, внимания.
Воспитательные: совершенствование навыка само – и взаимоконтроля, умения работать в подгруппе, развитие чувства сопереживания и взаимопомощи.
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, сумка почтальона, билеты (карточки со звуками [м] - [м’] - [н] - [н’] - [л] - [л’], открытки, бланки телеграмм, фломастеры или карандаши, пуговицы и пряжа, клей, коробка с индивидуальными зеркалами по количеству детей, белые листы (1/2 ватмана, листы с воротами.
1. Организационный момент.
Заходит логопед с огромной сумкой с журналами и интересуется, кому она может принадлежать.
Вместе с детьми делают вывод, что эта сумка Почтальона Печкина и ее нужно вернуть.
Л: А где мы его найдем – то?
Д: В Простоквашино!
Л: Простоквашино – сказочная деревня, чтобы в ней оказаться, нужно
разобрать волшебные билеты (карточки со звуками [м] - [м’] - [н] - [н’] - [л] - [л’]).
Остановка на маршруте,
Входят и выходят люди.
Чтобы ехать, нужен пропуск –
Где билет ваш на… АВТОБУС?
Л: В волшебную деревню возит и волшебный автобус: внимательно посмотрите на свои билеты, определите, с какого звука начинается название предмета. Тут есть список посадки в автобус, я буду его зачитывать, как вы услышите «свой» звук, проходите в автобус.
Все рассаживаются по местам.
Л: Закрываем глаза и отправляемся в путь. Закрываем глаза и попробуем узнать, что за звуки и шумы встретятся нам по пути (дует ветер, капает дождь, поют птички, жужжит пчела, лает собака).
2. Основная часть:
Вот мы и оказались в Простоквашино и прямо у дома почтальона.
А вот и записка «На очте не работаю, отому что я все отерял… Ушел а оле. очтальон ечкин».
Что же он потерял?
Д: Буквы П!
Л: Почтальон Печкин. Какие звуки?
Д: [п] и [п’].
Л: Видимо нам придется найти их и вернуть Печкину. Как же Простоквашино без почтальона?
Л: А вот, кажется, и сам Печкин идет.
Л и Д: Здравствуйте, Почтальон Печкин.
Л: Ой, он говорит ривет всем! Уважаемый почтальон, мы нашли вашу сумку и узнали о вашей беде. С радостью готовы вам помочь! Не верит!
2.1. Знакомство с артикуляцией звуков, характеристика по артикуляционным и акустическим признакам, обозначение символами.
Л: Представим, что рот – это дом. Губы – это ворота, а зубы – забор – это все преграда для воздуха и языка. Посмотрите в зеркала и произнесите звуки [п] и [п’], мешает заборчик выйти из дома? Мешают ворота? Что мы можем сказать об этих звуках.
Д: Да, воздуху мешают губы. Эти звуки согласные.
Л: А есть ли на воротах звоночек, чтобы попасть в дом? Как это можно проверить? Какие это звуки?
Д: Да, если приложить ладонь к горлу, оно не звенит. Это глухие звуки. На воротах нет звоночка.
Л: Это совсем одинаковые звуки, произнесите [п-п-п] и [п’- п’- п’] и мы их будем обозначать одинаковыми символами?
Д: Нет, звук [п] - твердый, его обозначаем синим цветом, а [п’] – мягкий, его обозначать зеленым цветом.
Л: Ну, вот видите, уважаемый Печкин, все у вас получилось!
2.2. Дифференциация в произношении звуков [н] и [н’], [м] и [м’], [п] и [п’].
Л: А чтобы вы не путали звуки [п] и [п’] с другими звукми, предлагаю сыграть в игру «Волшебные цепочки слогов» : ма-мя, ня-на, па-пя, мя-ня, на-ма, па-ня и т. д. Какие внимательные ушки и послушные язычки, отлично справились!
2.3. Д. И «Есть и звук?» (отбор картинок).
Л: Дети, Печкин задал нам вот какую задачу, с которой он сам не смог справиться: нужно отобрать лишние открытки (игра «4 лишний» : убираются открытки, в названии которых есть звуки [п] и [п’]). Попробуем?
2.3. Позиционный анализ.
Л: Печкин говорит, что вы очень сообразительные! Из-за потерянного звука все перемешалось в его доме. Он приглашает нас пройти и расставить все вещи по местам – в зависимости от позиции звука в слове, обозначить маркером нужного цвета – в зависимости от твердости или мягкости (печка, полка, клоп, спички, пальма, капуста, пирог, топор, копилка, половик). Проводится деление слова на слоги, определение ударного слога.
2.4. Знакомство с буквой. Индивидуальная работа по анализу слога типа ГС, взаимопроверка.
Л: Печкину понравилось, как вы справились с заданием. Только он снова загрустил, потому что потерял веселые телеграммы. Сможем ему помочь?
Д: Сможем!
Л: Почтальон Печкин, а вот наши дети знают, что телеграммы пишут с помощью…. звуки на письме обозначаются…
Д: Буквой!
Л: Верно! Вот так выглядит буква П. На что она похожа?
Дети фантазируют.
Л: Посмотрите, вот еще на какие предметы похожа эта буква.
Л: Почтальон даже дал нам специальные бланки и разноцветные фломастеры. Присаживайтесь и будьте внимательны! Записываете слоги и обозначаете звуки нужным цветом. (Слоги ап, ун, ым, оп, ин, ум, эп). А теперь передайте свою работу соседу справа и сравните с тем, что вышло у Печкина. После анализа ребенок собирает телеграммы и «отдает» Печкину.
2.7. Упражнения на снятие зрительного напряжения.
Л: Кто – то крадется, мне кажется, что это галчонок Хватайка. Смотрите во все глаза!
Хватайка хватает телеграммы у Печкина, пролетев по комнате, исчезает.
2.8. Изготовление буквы.
Л: Эти телеграммы он уж доставит точно. Ну, а чтобы Печкин не забывал никогда эту букву, сделаем - ка ему ее на память вот из этой пряжи и пуговиц. Работа в подгруппах – изготовление буквы.
Л: П напоминает что – то…
Да, открытые ворота!
2.7. Развитие мелкой пальчиковой моторики и внимания.
Буква П письмо писала
И по почте отправляла:
Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали. —
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди да подтянись.
Вот какие замечательные буквы у вас получились!
2.8. Л: Посмотрите, что нашел Печкин еще в своей сумке. Ворота, да непростые…секрет на обратной стороне, как вы думаете, что с ними нужно сделать?
Д: Заштриховатьь все буквы П!
После выполнения проводится самопроверка.
! С лицевой стороны раскраска (может быть использовано для детей с высоким темпом деятельности).
Л: Молодцы! У вас все здорово получилось!
2.9. Физкультурная минутка.
Л: Не пора ли нам выйти во двор и подышать свежим воздухом? (
Мы сегодня почтальоны. Раз, два, три! (Маршируют, высоко поднимая колени). Почту мы с утра разносим. В ящик посмотри. (Повороты вправо, лево) В дождь и снег, и ветер. Три, четыре, пять. (Приседания). С сумкою тяжелой, мы в пути опять! (Прыжки с разведением рук в стороны)
2.9. Составь предложение по схеме.
Л: Дети, посмотрите, как интересно выстроились облачка на небе. На что это похоже?
Д: На схему предложения.
Л: А Печкин, я уверена, не знает, что это за схема, расскажем?
Д: Первое слово в предложении обозначается двумя чертами сверху вниз и слева на права. Слово – предмет – одной чертой, слово – действие – двумя, а следующее - одной чертой – снова предмет.
Л: Попробуем составить предложения про жителей Простоквашино?
3. Итог занятия. Возвращение в группу.
Л: Печкин очень счастлив, что мы помогли ему найти пропавшие звук и букву. Он решил вернуться на работу – на почту. До свидания, дети – прощаются они с нами!
Д: До свидания, Печкин!
Л: Как вы думаете, научился у вас чему – либо Печкин? А что у вас вызвало затруднение, а что понравилось, что было легко?
Ответы детей.
Л: Нам тоже пришла пора возвращаться в детский сад из деревни Простоквашино. Подарки почтальона – ворота с буквами П мы заберем с собой на память. Размещайтесь поудобнее на своих местах в автобусе. Зажмурим глазки, послушаем приятную музыку и отдохнем.