НАТАЛИЯ ПАВЛОВСКАЯ
Конспект занятия по обучению грамоте «В гостях у Королевы Знаний» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
«В гостях у Королевы Знаний»
Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; поддерживать интерес к обучению в школе, желание учиться.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „В гостях у Королевы Знаний“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Образовательные:
1. Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.
2. Закрепить графический образ букв.
3. Развивать умение соотносить слово с заданной моделью;
4. Обучать чтению слогов, составлению слов из предложенных слогов.
5. Продолжать учить детей разгадывать ребусы, совершенствовать умение читать зашифрованные слова по первым звукам картинок
6. Упражнять в умении проводить звуковой и звукобуквенный анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие).
7. Развивать у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей составлять и рассказывать рассказ о школе.
Развивающие:
1. Развивать фонематическое восприятие.
2. Развивать память и внимание.
3. Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
4. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
5. Развивать и укреплять мелкие мышцы рук.
6. Развивать самостоятельность, инициативу
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества, аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
2. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения, проявлять настойчивость при выполнении заданий.
3. Воспитывать любовь к родному языку.
Материалы: письмо от королевы Знаний; лепестки ромашки со словами, начинающимися на гласный, твёрдый и мягкий согласные звуки; рабочая тетрадь «Я начинаю читать», «Веселая грамматика для детей 5-7 лет»; предметные картинки; цифры 1,2,3 на каждого; игра «Собери слово из слогов»; фищки для звукового анализа слов; карандаши цветные на каждого; волшебная музыка.
Ход занятия:
Эмоциональный настрой:
- Ребята, сегодня к нам пришли гости – воспитатели и педагоги нашего детского сада, а гостям мы всегда рады. Они пришли посмотреть, как мы с вами занимаемся. Давайте поприветствуем их. (Доброе утро)
--Ребята, скажите мне какое у вас сегодня настроение? (Хорошее, радостное, веселое)-Замечательно! Давайте это настроение сохраним на протяжении всего занятия.
Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришла посылка и необычное письмо – звуковое. Давайте послушаем его (звучит запись «письма» от Королевы Знаний)
Почтальон приносит посылку и письмо.
Сообщение темы занятия.
«Мои дорогие юные друзья! Скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе. Я желаю вам удачи! В добрый час!
Королева Знаний
Воспитатель: Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да). А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились.
А прежде, чем отправиться в это путешествие, давайте вспомним правила речи. Оно перенесет нас в страну Знаний.
Все вместе:
1. Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
– Для того, чтобы получить первое задание, нужно ответить на вопросы.
– Готовы? (Да)
Вопросы:
НВ: Ребята, скажите, пожалуйста из чего состоит наша речь?
Дети: Из предложений
НВ: А предложение
Дети: Из слов
НВ: А слова
Дети: Из слогов
НВ: А слоги
Дети: Из букв
НВ: А чем отличаются буквы от звуков
Дети: Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим.
НВ: А какие бывают звуки
Дети: Согласные и гласные
НВ: А чем гласные звуки отличаются от согласных звуков
АНЯ: Звуки которые тянутся, поются, воздух при их произношении проходит свободно, называются гласными
Гласные тянутся в песенке плавной
Могут заплакать и закричать,
Но не желают свистеть и рычать.
Даня: А те звуки, при произношении которых нам мешают губы, зубы, язык, называются согласными.
А согласные – согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть, но не могут они петь.
НВ: А еще чем отличается согласный звук от гласного звука
Дети: Согласные бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и не парные
Ребята, начинаем первое задание.
1. Задание «Лишняя буква».
НВ: Дети, перед вами лежат две карточки с буквами. Найдите и зачеркните в каждой карточке лишнюю букву и объясните, почему вы зачеркнули именно эту букву. Например, (Я зачеркнул букву К, потому что она согласная, а все остальные – гласные буквы).
К У А О И Л А В Т С
– Ребята, а согласные звуки какие бывают? (Твердые и мягкие).
– Какие же гласные звуки указывают на твердость согласного? («а», «о», «у», «ы», «э»).
– Какие же гласные звуки указывают на мягкость согласного? («я», «ё», «ю», «и», «е»).
Назовите слова с твердыми звуками (апельсин, утка, эскимо, облако)
Назовите слова с мягкими звуками (якорь, юла, ёлка, игрушка, енот)
2. Задание «Парные и непарные»
Давайте назовем еще раз какие бывают согласные звуки… например парные, а почему их называют парные?
Дети: Потому что они похожи по звучанию. Задание выполняется на мольберте – домики в два окошка заполняются парными согласными из букв на мольберте.
3. Задание «Звукобуквенный анализ»
– Картинка с весной (какое время года изображено, как вы догадались, что это весна. Составим описание (проталины, подснежники, птицы прилетели,, придумать название к рассказу (ВЕСНА) и каждый самостоятельно составляет за столом звукобуквенный анализ. Далее, проверяем на мольберте правильность: (первый звук в слове весна какой? Второй звук какой и так далее….) разбор слова, далее на мольберте проверяем.
Гимнастика для глаз
Закрываем мы глаза
Вот такие чудеса
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют
(закрывают глаза, стоят с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
Нарисуем букву «О»
Получается легко
(открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Вверх поднимем,
Глянем вниз,
Вправо- влево повернем,
(глаза поднимаем вверх, вниз, вправо, влево.
Заниматься вновь начнем.
(Моргают глазами)
Ребята, на что делятся слова? (слова делятся на слоги). Как определить сколько в слове слогов? Хлопками или существует правило: «Сколько в слове гласных столько и слогов». А теперь следующее задание.
4. «Подели слова на слоги и определи их количество».
НВ: У вас на столах таблички с цифрами 1,2,3,4. Сейчас я буду показывать картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3, 4 слога – с цифрой 4.
Задание понятно?
Начали.
Воспитатель показывает картинки …. и дети определяют количество слогов и поднимают таблички.
НВ: Молодцы. Всё верно. А сейчас давайте немного отдохнём.
5. Задание «Составь предложение» (Работа в паре)
- У детей на столе вырезанные буквы из белой бумаги, надо составить слово из них и раскрасить буквы согласные и гласные соответствующим цветом (например, Р О З А, К О С А, В А З А и т. д.) и далее задание: устно составить предложение к схеме на доске (Схему составляет НВ.). Вспомнить что такое «.», «!», «?». С любым предложение составить предложение с «!» знаком и «?» знаком.
Физкультминутка
В старом дереве дупло
Это домик буквы «О»
(круговые движения руками)
Рядом с нею на суку
Примостилась буква «У»
(присесть на корточки)
В гости к нам издалека
Прибежала буква «А»
(бег на месте)
Прилетела буква «Я»
На спине у воробья.
(махи руками, как крыльями)
Буквы стали веселиться,
И смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко,
То похлопают в ладошки,
То присядут, отдохнут,
То опять плясать начнут.
– Подтянули плечи, спинки. А сейчас конец разминке.
6. Задание «Какое слово спряталось в слове»
Вам необходимо отгадать какое слово спряталось в слове.
-Какое животное спряталось в слове РАКЕТА? (РАК)
-Какой настенный светильник носит в себе слово КОБРА? (БРА)
-Какая часть лица человека спряталась в слове КОЛОБОК? (ЛОБ)
-Какое артиллерийское орудие спрятано в слове ОПУШКА? (ПУШКА)
-Какая домашняя птица спряталась в слове ШУТКА? (УТКА)
– И вот мы выполнили последнее задание. А в конце нас ждет письмо от Королевы Знаний.
«Молодцы ребята! Вы отлично со всем справились и я приготовила для вас сюрприз.
- Это приглашение!
- А чтобы узнать, куда вас приглашает Королева Знаний, мы должны отгадать загадки.
- А слово зашифровано в первых звуках отгадок.
ЗАГАДКИ
С той и с этой стороны
В клетках кони и слоны
В клетках справа
В клетках слева
Короли и королевы
Но не могут удержаться
Чтоб друг с другом не сражаться (ШАХМАТЫ)
- Какой первый звук в слове ШАХМАТЫ?
На мольберте в разброс выложены буквы
- Даня, найди букву, которая обозначает этот звук.
Я все знаю, всех учу
А сама всегда молчу
Чтоб со мною подружиться
Нужно чтению учиться (КНИГА)
- Какой первый звук в слове КНИГА?
- Коля, найди букву, которая обозначает этот звук.
Листья с веток облетают
Птицы к югу улетают,
«Что за время года? – спросим
Нам ответят «Это (ОСЕНЬ)
- Какой первый звук в слове ОСЕНЬ?
- Гриша, найди букву, которая обозначает этот звук
Кто следит за чистотой
Лист бумаги очищая,
Кто, так жертвуя собой,
Что боками оттирает,
Все не нужные штрихи
Ради этой чистоты,
Чтоб красивым был рисунок,
И ошибки не видны? (ЛАСТИК)
- Какой первый звук в слове ЛАСТИК?
- Маша, найди букву, которая обозначает этот звук.
Эта книга не простая
По ней буквы изучают (АЗБУКА)
- Какой первый звук в слове АЗБУКА?
- Маша, найди букву, которая обозначает этот звук.
- Теперь дружно читаем, какое слово получилось?
- ШКОЛА
- Королева Знаний нам принесла приглашение в школу.
- Вас ждут там учителя осенью, 1 Сентября!
Раздать детям приглашение
Заключительная часть.
Воспитатель: Какое было занятие? Чем мы занимались на занятии? Что больше всего вам понравилось на занятии?