Ирина Ивановна Полякова
Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе «Числовой ряд»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
непосредственной образовательной деятельности
во II младшей группе
по образовательной области «Познание» (ФЭМП)
на тему «Числовой ряд»
Воспитатель
Полякова И. И.
Цель:
1) сформировать представление о числовом ряде, закрепить умение считать до пяти, соотносить цифры 1-5 с количеством, сформировать опыт обратного счета от 5 до 1;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
3) закрепить представление об изученных геометрических фигурах, умение выделять называть и сравнивать свойства предметов, ориентироваться в пространстве;
4) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, формировать опыт самоконтроля.
Материалы к НОД:
демонстрационный: домики с открывающимися дверями с числами 1, 2, 3, 4, 5, карточка с 5 геометрическими фигурами разных цветов, внутри которых нарисованы точки по цвету геометрических фигур (образец выполнения задания)
раздаточный: карточки с точками от 1 до 5; карточки с цифрами от 1 до 5; карточки с изображенными на них пятью домиками; карточка с 5 геометрическими фигурами; стаканчик с пятью фломастерами по цвету геометрических фигур.
Ход занятия
I. Введение в игровую ситуацию (мотивация детей).
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, воспитывать доброе отношение к окружающим.
Воспитатель собирает детей около себя на ковре.
- Как выдумаете, надо ли помогать тем, кто нуждается в помощи?
- Кому вы помогаете?
- Предлагаю нам отправиться в город, где живут числа и точки и помочь им расселиться по домам. Хотите? А сможем им помочь?
II. Актуализация знаний.
Дидактические задачи: актуализировать умение считать в пределах 5, соотносить цифры 1-5 с количеством, тренировать мыслительные операции и сравнение, развивать речь.
Игра «Ля-ля….Хлоп!»
-Прежде, чем отправиться в город, предлагаю поиграть в игру, вспомнить цифры от 1 до 5 (на полу лежат карточки с цифрами на каждого ребенка от 1 до 5).
(Под слова «ля-ля-ля» бегают по кругу, как только воспитатель хлопнет в ладоши и назовет цифру, дети находят ее и показывают).
Игра «Домики» (начало)
Дети садятся за столы, на которых лежат карточки с точками от 1 до 5, и листы с пятью нарисованными домиками.
Воспитатель рассказывает сказку:
-Жили-были точки (показывает на карточки). Жили они семьями. Семьи были разными (Воспитатель показывает по одной карточке не по порядку).
-Сколько точек было в этой семье?
(Дети считают, согласовывая числительное с существительным в роде, например: одна точка, пять точек и т. д.)
-Решили точки поселиться на одной улице. Домики свои поставили в ряд.
(Воспитатель предлагает рассмотреть карточки с домиками).
-Расселите точки по домикам.
(Дети произвольно размещают карточки с точками в домики).
III. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для построения числового ряда; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, логическое мышление, речь.
Игра «Домики» (продолжение)
-Захотели точки погулять.
(Дети сдвигают карточки на стол).
-Вдруг начался дождь, точки побежали домой.
- Точки должны зайти в домики, в которых они были вначале.
- Кто смог расселить точки в те же домики, что и сначала?
- Почему вы не смогли этого сделать?
(Потому что не помним, где были точки вначале).
IV. Совместное «открытие» нового знания.
Дидактические задачи: сформировать представление о числовом ряде, прямом и обратном счете, закрепить умение соотносить цифру с количеством; сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия; закрепить пространственные отношения «слева» - «справа».
- Как надо расселить точки так, чтобы не забыть, кто в каком домике живет?
- Когда вам легче найти игрушки: когда наведен порядок или когда они разбросаны?
(Когда наведен порядок)
- Найдите самую маленькую семью. Сколько там точек? (одна)
- В какой домик ее поселить, чтобы был порядок? (в первый)
(Дети берут карточку с одной точкой и кладут ее на изображение первого слева домика).
- Как вы думаете, какая семья должна жить во втором домике?
(Выслушиваются все предложения детей. Остальные карточки дети расселяют в домики самостоятельно, называя их порядковые номера: первый, второй, третий, четвертый, пятый).
-Молодцы! Назовите количество точек в каждом домике по порядку.
-А теперь пройдитесь по улице от конца до начала.
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы точки не забыли, где они живут?
(Дети соотносят цифры 1-5 с количеством точек и на крышу каждого домика кладут соответствующую карточку).
-Точки устали и решили опять поиграть, отдохнуть.
(После того, как пошел дождь, раскладывают карточки по местам).
-Все точки нашли свои домики?
- Давайте проверим. Пройдитесь по улице слева направо и справа налево. Молодцы!
V. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи: закрепить умение находить место числа в ряду, тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление.
Игра «Прятки»
(Дети встают из-за столов и подходят к доске, на которой размещены домики. Двери у домиков открываются и в них видны числа 1, 2, 3, 4, 5).
- На этой улице живут числа, они предлагают вам поиграть в прятки.
(Воспитатель просит детей закрыть глаза и закрывает дверь одного из домиков).
- Какое число спряталось?
-Почему ты думаешь, что спряталось число 3?
(Потому что после числа 2 идет число 3).
Игра «Велосипед»
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию.
- Числа, поселившись в домики, решили разбить неподалеку сад и посадить клумбы. До сада можно доехать на велосипедах.
(Дети ложатся на ковер на спину и делают движения ногами, как при езде на велосипедах).
Игра «Клумбы»
Дидактические задачи: закреплять представления о числовом ряде, умение вести счет по названному числу, соотносить цифру с числом;
закрепить изученные геометрические фигуры, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов;
тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, ориентацию, моторику рук, сформировать опыт самоконтроля.
(Дети садятся за столы, на которых находятся листы бумаги с нарисованными на них геометрическими фигурами – это клумбы разного цвета).
-Сколько клумб сделали жители? (5)
- Чем клумбы отличаются? (Цветами и формой)
(Воспитатель предлагает посадить на клумбу цветы, таким же цветом, как и цвет клумбы. Цветы – точки).
- Цвет посаженных цветов должен быть таким же, как цвет клумбы.
- На красную круглую клумбу посадите 2 красных цветка.
-Сколько цветов вы посадили на красную круглую клумбу?
(Дети выполняют работы на все клумбы. Цветы – точки).
-Жители города пошли рассматривать посаженные клумбы. Но так как числа расселились по порядку, то и клумбы они стали обходить по порядку.
-К какой клумбе по форме подошли жители сначала?
(К квадратной, потому что на ней растет 1 цветок).
- Какая клумба была следующая? Почему вы так решили? И т. д.
(Воспитатель предлагает детям сначала прошагать пальчиками от клумбы к клумбе по порядку, а затем соединить клумбы линией, то есть нарисовать путь жителей от клумбы к клумбе).
После выполнения задания всеми детьми вывешивается на доске схема для проверки выполненного задания.
VI. Итоги занятия.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
- В каком городе мы побывали?
- Кому и чем мы помогли?
- Что вам больше всего понравилось?
Воспитатель выслушивает детей, хвалит за то, что они помогли числам, несмотря на трудности. А помочь помогли, потому что знают, как числа располагаются по порядку.
После занятия: построенный числовой ряд (домики с числами и точками) вывешиваются на видном месте.