Наталья Банникова
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Рисование «Узорных дел мастер» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве.
Задачи:
Образовательная:
Умение создавать узоры по мотивам народных росписей (дымковская и филимоновская игрушки, хохлома и городец).
Развивающая :
Формировать умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определённого вида.
Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек.
Публикация «Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию, Рисование „Узорных дел мастер“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Совершенствовать навыки работы гуашью – рисовать всей кистью, её концом.
Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность.
Закрепление техники нетрадиционного рисования (указательным пальцем, тычком).
Воспитательная:
Воспитывать интерес к искусству народных мастеров.
Оборудование: силуэты из бумаги досок, ложек, коней, барышень; гуашь, кисти – толстая и тонкая, баночка с водой, салфетки, подставки для кисточек; предметы народного декоративно-прикладного искусства: дымковская и филимоновская игрушки, городецкие и хохломские изделия.
Предварительная работа: беседа с детьми о народных промыслах, рассматривание с детьми предметов декоративно-прикладного искусства, проведение занятий по изучению каждого промысла; рисование элементов узора каждого вида росписи, расписывание предметов узорами народного творчества.
Ход НОД:
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, нас с вами окружает красивый, разноцветный мир, красивые вещи. Кто мне подскажет, где хранятся красивые редкие вещи?
- Правильно, в музее.
-Ребята, сегодня утром, придя на работу, я на своем столе увидела конверт. На нё м написан адрес нашего детского сада и указано: *Детям группы N9* от директора музея. Так как письмо адресовано всем Вам, то вскрывать его я не стала, подождала, пока мы все соберемся в группе. Хотите посмотреть, что в этом письме?
(Зачитывается письмо)
- *Здравствуйте, дети! Пишут вам сотрудники музея. Мы в нашем музее хотим организовать выставку народных изделий. Но для экспозиции не хватает экспонатов. Не можете ли вы нам помочь? Спасибо заранее. Сотрудники музея. *
- Ребята, давайте поможем, организовать сотрудникам музея выставку, но сначала мы должны с вами немного вспомнить о видах росписей. У нас с вами в группе есть небольшая выставка некоторых видов декоративно-прикладного искусства.
Рассматривание изделий дымковских мастеров.
-Дети, вы догадались откуда эти удивительные игрушки? (из Дымково)
- Как вы догадались? (По узорам, цвету, белому фону)
Ребё нок рассказывает стихотворение о Дымке:
«. Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое „Дымково" назвали.
Там любили песни, пляски,
Там рождались чудо-сказки,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные,
Белоснежны, как березки
Кружочки, клеточки, полоски —
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор».
- Ребята, расскажите, какими элементами росписи украшают свои игрушки дымковские мастера (круг, точка, прямая и волнистая линии, кольцо, сеточка, мазок)
- По какому фону наносится узор на дымковские игрушки? (по белому)
- А какого цвета узоры на игрушках? (красные, желтые, синие, зеленые, оранжевые, розовые, немного черного, все цвета только яркие, поэтому она такая красивая).
- Как расположены узоры на дымковской игрушке? (Вдоль шеи, вдоль тела, вдоль ног – строго геометрически).
- Молодцы!.
Дети подходят к изделиям филимоновской росписи.
- Скажите, изделия какой росписи здесь находятся? (Это филимоновская игрушка).
- Как вы догадались, что это филимоновская игрушка? (по узору, по цвету)
- Какие цвета в этой росписи? (красные, жёлтые, зелёные)
- Какими элементами украшены филимоновские игрушки? (полоски, солнышко, звёздочка, ёлочка)
- Как расположены узоры? (разноцветными чередующими полосками)
Ребё нок рассказывает стихотворение о филимоновской игрушке:
Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.
Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.
Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам.
Чтоб добром и красотою сердце согревало
И чтоб сказка никогда нас не покидала.
А теперь давайте сравним дымковские и филимоновские игрушки.
-Чем они похожи? (Это только игрушки (барышни, птицы, животные, они сделаны из глины).
-Чем они отличаются? (узором, дымковскую игрушку расписывают кисточкой, а филимоновскую-пером.)
- Молодцы!
Дети подходят к изделиям городецкой росписи.
- Кто же сделал это чудо? (Городецкие мастера)
- Расскажите, кто знает стихотворение о Городце?
Ребё нок рассказывает стихотворение:
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славиться по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
- А какие узоры городецкие мастера рисуют на своих работах? (бутон, купавка, городецкая ромашка, розан, листья).
- Какие цвета любят городецкие мастера? (красный, розовый, синий, голубой, зеленый, и для оживки берут черный и белый цвет).
- Умницы, во всех узорах городецкой росписи есть бутоны, листья, розаны, купавки, цветы с узкими лепестками, и их мастера объединяют в плотные цветочные гирлянды. В середине каждой гирлянды находится крупный цветок, а слева и справа от него расположены цветы и листья поменьше, по краям гирлянды чаще всего рисуют маленькие бутоны. Таким образом, от середины к краям гирлянда постепенно уменьшается. Подобные гирлянды называют симметричными, потому что у них правая и левая стороны одинаковые.
Дети подходят к изделиям хохломской росписи.
- Какую роспись вы здесь узнаёте? (Хохломская)
- А как вы догадались? (по узорам)
- Предметы, сделанные народными умельцами из Хохломы очень яркие, нарядные, праздничные, красочные. Мастера выбирают для узора цвета красок, которые сочетаются с *золотым* фоном.
- Какие цвета характерны для хохломской росписи? (желтый, красный, черный, зеленый).
- На каком ещё фоне расписывают предметы хохломы? (на черном, красном и желтом)
- Какие элементы узора мастера рисуют? (травки, кустики, ягоды: смородина, рябина, малина, крыжовник, клубника, вишня).
- Расскажите, кто знает стихотворение о Хохломе?
Ребё нок рассказывает стихотворение:
Хохлома, хохлома -
Наше чудо дивное!
Мы рисуем хохлому
Красоты невиданной.
Нарисуем травку
Солнечною краской,
А цветы-огоньки
Красной краской от зари.
Роспись хохломская.
Словно колдовская.
В сказочную песню
Просится она
И нигде на свете
Нет таких соцветий -
Всех чудес чудесней
Наша хохлома!
Вот мы с вами и вспомнили некоторые виды росписей, они такие же яркие и красочные, как наша разноцветная физминутка.
Физкультминутка.
Если б всё на свете было
Одинакового цвета,
(наклоны головы вправо-влево)
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
(наклоны головы вперед-назад)
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным
(Руки на поясе, наклоны туловища влево - вправо)
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным!
(ходьба на месте).
- Молодцы! Сейчас, закройте глаза, и с вами произойдет волшебство, когда вы откроете глаза, то превратитесь в мастеров народного промысла, будете расписывать посуду, игрушки для музея.
Дети проходят за свои рабочие места и приступают к росписи.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель помогает детям, которые затрудняются.
- Вы, ребята, молодцы! Славно наши мастера народного творчества потрудились. У вас получились замечательные работы. Какая работа вам больше всего понравилась? Почему? (Дети поочередно высказывают свое мнение)
- Что особенного в работе Димы, Максима, Насти?
- Чем отличается эта работа от других?
- Когда наши работы высохнут, мы их обязательно передадим, в музей.
Воспитатель благодарит детей за проделанную работу и поощряет детей альбомами – раскрасками с разными видами росписей.
На этом наше занятие окончено.