Светлана Бакурская
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «К нам гостья пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщение дошкольников к нравственно – патриотическому воспитанию на основе формирования интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа.
Задачи:
обучающие: Познакомить детей с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; расширять словарный запас: рушник, сундук, лампа, самовар, ухват, чугун.
Публикация «Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе „К нам гостья пришла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
развивающие: Развивать наглядно-образное мышление, внимание, память; развивать связную речь и коммуникативные умения, закрепить умение работать с клеем, фломастерами, рисовать узоры.
воспитательные : Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, уважение к традициям; воспитывать патриотизм, трудолюбие.
Интеграция: Образовательные области - познавательное развитие; художественно – эстетическое развитие; речевое развитие; социально- коммуникативное развитие.
Предварительная работа: чтение сказок, изучение поговорок, прибауток, заучивание стихов, посещение музея «Русь избяная».
Ход образовательной деятельности.
Дети заходят в зал и встают полукругом.
Воспитатель : Ребята, скажите, как называется страна, в которой мы живём?
Дети: Россия
Воспитатель : Правильно, Россия. А в старину нашу страну ласково называли Русь, Русь – матушка. Давайте вспомним, как на Руси люди здоровались и также поздороваемся с гостями нашими (правую руку на сердце и поклон). Здравствуйте гости дорогие, гости званные и желанные. А что означает это слово «здравствуйте»?
Ответы детей
Воспитатель : Здравствуйте от слова «здравие» - «здоровье», то есть мы желаем ему не болеть, поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому человеку, с кем здороваешься.
(Дети садятся на стульчики).
Воспитатель :
Кто-то бросил на оконце, посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца, что щекочет мне лицо,
Может, это воробьишко, пролетая уронил,
Может, кот письмо, как мышку, на окошко заманил?
Воспитатель открывает конверт и читает.
Текст письма: «Здравствуйте, дорогие детишки средней группы. Пишет вам бабушка Матрена. Я очень люблю наш край. Нравится мне по краю путешествовать и любоваться его просторами, его удивительной красотой, да у старых людей про наше прошлое выспрашивать. Народ –то у нас душевный, гостеприимный. Прослышала я, что вы тоже любите интересоваться прошлым. Решила заехать к вам. Посмотреть да послушать, что знают дети про жизнь наших бабушек и дедушек?
Бабушка Матрена»
Воспитатель : Ребята надо приготовиться встречать гостя. А так как мы уже надели нарядные русские народные костюмы, осталось только накрыть стол. (Двое детей накрывают стол к чаю).
Стук в дверь. Входит бабушка Матрена.
Бабушка: Здравствуйте, ребята! Какие вы красивые, нарядные. Давайте с вами познакомимся.
Игра «Знакомство».
Бабушка: Как и положено гостье я приехала не с пустыми руками. Привезла я вам чудесный сундучок. Он хранит в себе много интересного о нашем с вами прошлом. И, если вы выполните все его задания, то вас ждет прекрасный сюрприз.
Воспитатель : Спасибо, тебе бабушка. Садись за стол, отдохни с дороги, выпей чаю. А мы с ребятами давайте достанем из сундучка первое задание.
Воспитатель достает первое задание.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, сейчас на экране появятся предметы, которыми пользовались наши бабушки и дедушки. Вы должны ответить, как назывался предмет и для чего он был нужен.
Чугунок – в нем варили еду.
Рушник - полотенце, вышитое хозяйкой.
Ухват – им доставали чугунок из печи.
Коромысло – носили воду.
Веретено – ткали нить.
Лампа – освещала помещение.
Перо – им писали.
Бабушка: Молодцы, ребята с первым заданием вы справились! А следующее задание у меня в конверте.
Бабушка Матрена дает детям конверт, внутри разрезанная на части картинка. Дети подходят к столу и собирают из частей картинку, получается печка.
Воспитатель : Ребята что у вас получилось?
Дети: Печка.
Бабушка: Печь в избе - самое главное? Раньше без неё в избе жить невозможно было. В старину говорили: «Печи нет – жизни нет». Почему так говорили? Как вы понимаете? А для чего нужна печь в доме?
Предполагаемые ответы детей: В печи готовили еду, пекли хлеб, сушили грибы, ягоды и разные травы, обогревала жилище.
Бабушка: Правильно, дети! Но это еще не все, чем служила печь человеку много лет назад. Печь не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. А сделана печь из кирпичей, значит она какая? (Кирпичная)
Воспитатель : С печью связан весь быт, вся жизнь. Недаром народ наделял печь волшебными свойствами, и часто мы встречаем образ русской печи в русских народных сказках. Вспомните, в каких сказках встречается печка?
Ответы детей: «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Колобок».
Воспитатель : Все молодцы! В старину много работали и мужчины, и женщины, уставали, а отдыхать им помогала веселая игра:
Коли народ невесел,
Низко голову повесил.
Знаю я, нужна игра,
Распотешиться пора!
Музыкальная игра с деревянными ложками.
Воспитатель : Ну что, ребята, продолжим выполнять задания?
Дети: Да.
Воспитатель достает из сундучка следующее задание, читает, дети отвечают и на экране появляется картинка с правильным ответом.
• Одежда на Руси у женщин. (сарафан)
• Одежда на Руси у мужчин. (рубаха, штаны)
• Как называли жилище на Руси? (изба)
• Кто оберегал русское жилище? (домовой)
• Какая посуда была раньше? (деревянная)
• Обувь, в которой ходили летом. (лапти)
• Обувь, в которой ходили зимой. (валенки)
Бабушка: Молодцы! Все правильно ответили. У меня для вас есть еще один сюрприз. (Матрена достает из корзинки платки).
Бабушка: Ребята, посмотрите какие они красочные, красивые. Издавна по народной традиции платок был самым желанным подарком. Платок не просто головной убор, а символ любви и красоты. Давайте потанцуем с платочками.
Танец с платочком.
Дети после танца садятся за свои места
Бабушка: Спасибо, мои дорогие ребята, вижу, много знаете вы про наше с вами прошлое. И на память о нашей встрече хочу вас угостить. А теперь настала пора и прощаться. До свидания!
Дети: До свидания!
Бабушка отдает угощение и уходит.
Воспитатель : Ребята, а мы с вами пойдем в группу и отведаем угощение бабушки Матрены.