Людмила Сыстерова
Конспект НОД «Лучики света. Электричество» для детей старшей группы (5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по НОД с интеграцией образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» (мир природы, мир человека) для детей старшей группы (5-6 лет) на тему «Лучики света».
Тема «Лучики света»
Цель: уточнить и расширить представление детей о величайшем изобретении человека, об электричестве, о его значении в жизни человека.
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект НОД „Лучики света, Электричество“ для детей старшей группы (5–6 лет)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
1. Познакомить детей с историей возникновения электрической лампочки; подвести к пониманию, для чего человеку нужно электричество;
2. Уточнить и расширить представления детей о том, где «живет» опасное электричество и как оно помогает человеку;
3. Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности;
4. Учить детей навыкам исследовательской деятельности
Развивающие задачи:
1. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
2. Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
3. Развивать мыслительную активность, любознательность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность;
2. Вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
3. Воспитывать умение работать в коллективе.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: Лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, спички, светильник (или картинки с их изображениями, интерактивное оборудование.
Раздаточный: лампочки, кисти, гуашь, шары, расчёски, лист бумаги, баночки с водой, салфетки.
Словарная работа: Ввести в активный словарь детей слова: электричество, фитиль, лучина. Объяснить значение слова "коптит".
Предварительная работа: беседы; просмотр иллюстраций о том, как люди раньше жили; просмотр познавательных фильмов.
Ход занятия
Воспитатель: (Дети заходят в группу, где нет света). Ребята, сегодня в нашей группе темно и неуютно. Что же нам делать (ответы детей)
- Правильно, зажечь свет. А как вы думаете, всегда ли у людей в доме горела лампочка и откуда она появилась (ответы детей)
-А вы хотите узнать, откуда появилась электрическая лампочка?
(дети садятся на стульчики)
- Сейчас мы с вами отправимся в прошлое электрической лампочки. Закройте глаза, а я произнесу волшебные слова, и мы окажемся рядом с предметами, которые расскажут о прошлом лампочки.
(Дети закрывают глаза и мысленно переносятся в прошлое)
- Раз, два, три – мы пришли! Что за предметы лежат на столе?
(лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, спички, светильник)
Воспитатель: Кто знает, как они называются?
(проговариваем каждый предмет)
Воспитатель: Что общего у этих предметов?
Дети: Они зажигаются и дают свет.
Воспитатель: Правильно. Каждым из этих предметов, в своё время, использовался человек.
- Сейчас мы поговорим о том, как человек придумал свет. Но сначала скажите, всегда ли существовала электрическая лампочка? (ответы детей)
Воспитатель: Конечно, нет. Как вы думаете, чем древний человек освещал свою пещеру? (ответы детей)
Воспитатель. Давным - давно на земле жили первобытные люди и не было электричества. Людям приходилось добывать огонь, чтобы разжечь костёр.
(показ слайда)
- Как вы думаете, для чего им нужен был костёр?
(согреться, осветить жилище, приготовить пищу)
- А вы знаете, какими способами первобытные люди добывали огонь?
(показ слайда)
(Ждали грозу, которая ударит в дерево, и от горящего дерева брали огонь. Или добывали огонь сами, высекая искру из камня, или трением палочек)
Воспитатель: Добыча огня было делом трудным и опасным, поэтому добыв огонь, первобытные люди его берегли и охраняли, не давая ему затухнуть.
Воспитатель: Когда человек стал строить дома, то для освещения жилища он стал использовать лучину (показ лучины). Это заострённая щепка. Обычно лучину делали из березы, она лучше горит. Один конец лучины закрепляли в подставке, а другой зажигали. Лучину нужно правильно расположить, чтобы она лучше светила (показ слайда).
(Воспитатель зажигает лучину; все наблюдают, как она горит. Обращает внимание на то, что от лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит).
- Как вы думаете, много ли света было от лучины?
- Такое освещение удобно? Почему?
Дети: Нет. Быстро сгорает, освещение не яркое и опасное.
Воспитатель: Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения – свечу. Свечи делали из пчелиного воска, бараньего сала.
(Педагог показывает свечу)
Воспитатель: Посмотрите, внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток. Если мы зажжем свечу и будем держать, что произойдёт?
Дети: Ею можно обжечься, из-за нее может начаться пожар, она коптит, дает мало света.
(показ слайда)
Воспитатель. Раньше дети занимались при свете свечи.
(Воспитатель зажигает свечу; все наблюдают, как она горит. Обращает внимание на то, что от свечи мало света, она быстро сгорает и коптит).
Воспитатель: Люди стремились придумать более удобное освещение своего жилья и научились делать из нефти керосин и придумали керосиновые лампы.
(Показ керосиновой лампы. Воспитатель объясняет принцип ее действия. Лампа состоит из металлического бака, в который заливают керосин, внутри есть фитиль. Конец фитиля зажат поднимающим механизмом в горелке. Сверху горелки устанавливается ламповое стекло).
- Как вы думаете, для чего нужно стекло?
(для защиты пламени от ветра)
Воспитатель: Удобной была керосиновая лампа? Почему?
- Что общего во всех этих предметах?
- Можно ли о них сказать, что они безопасны? (ответы детей)
Воспитатель.- Прошло много лет. Человек искал новые способы удобного освещения своего жилища. Когда появилось электричество, Александр Ладыгин придумал электрическую лампочку. Она и сейчас освещает наши квартиры. Теперь в домах много разных красивых светильников: на потолке висят люстры, на стенах – бра, на столах стоят настольные лампы и др.
- Электрические лампочки бывают разных форм, размера и цвета.
(показ слайда)
Воспитатель: Из чего сделана лампочка? (из стекла и металла)
- Что же нужно чтобы засветилась эл. лампочка? (эл. ток)
- А где живёт эл. ток? (в проводах)
- Правильно. Электрический ток опасен. С ним нельзя играть. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Оно опасно.
- А есть электричество неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть,
- Я приглашаю вас в лабораторию, в страну «Волшебных предметов», где мы научимся ловить доброе электричество.
Опыты:
- Посмотрите, на стене висит шарик и на полу шарики. А давайте их повесим на стену (дети пытаются повесить шарик на стену).
- Почему этот шарик висит, а у вас - падают? (Предположения детей:Он волшебный.)
_А давайте наши шарики тоже сделаем волшебными. Посмотрите как! Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Все шарики висят. Вот и наши шарики стали волшебными.
- Как вы их сделали такими?
Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.
- А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (когда расчесываемся).
- Что происходит с волосами? (они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны). Это еще раз доказывает, что в волосах живет электричество.
- А давайте попробуем другие предметы сделать волшебными.
- Порвите полоску бумаги на мелкие кусочки. (Дети выполняют)
- Поднесите расческу к бумаге.
- С бумагой что-то происходит? (нет).
- Как шарики притянулись к стене? (натирали о волосы, ловили электричество в волосах).
- Что надо сделать, чтобы бумага притянулась к расческе? (потереть ее о волосы, (бумага прилипла, притянулась, зашевелилась).
- Почему притянулись кусочки бумаги? Какая расческа стала? (электрическая, волшебная).
- Как она стала такой? (потерли о волосы, поймали электричество в волосах).
- Молодцы!
Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам пройти к другому столу в нашей лаборатории.
- Что лежит на столе? (лампочки)
- Все ли лампочки одинаковые? (нет)
- В чём их различие? (форма, величина)
- Но наши лампочки не яркие, бесцветные. Я предлагаю вам украсить их.
(творческая работа под музыку)
- Молодцы, ребята, красивые лампочки получились. С такими лампочками в доме будет веселее и уютнее. А где вы ещё видели цветные лампочки?
(на новогодних гирляндах, и т. д.)
Вы эти лампочки дома с родителями зажжёте, а завтра нам расскажете свои впечатления.
Воспитатель. Скажите, пожалуйста, что вам понравилось на занятии?
(Ответы детей)