Кызынгашева Татьяна Александровна
Непосредственно образовательная деятельность «Игра света и тени» для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД Тема: «Игра света и тени»Цель : Формирование представлений детей о свойствах света и тени.
Задачи:
- познакомить детей со свойствами света и тени.
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- способствовать воспитанию интереса детей к деятельности сверстников, развивать умение детей взаимодействовать в парах.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность „Игра света и тени“ для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей : социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Оборудование: фонарики (по количеству детей); экран; проектор; карточки – подсказки с изображением схем положения рук, для показа животных при помощи тени; иллюстрации с разными источниками света; иллюстрации с изображением светового луча, тени; картинки для игры «Хорошо – плохо»
Ход совместной деятельности.
Я предлагаю поиграть в одну игру, которая называется «Мы с тобой — одна семья».
Вставайте в кружок и повторяйте вместе со мной слова этой игры:
Мы с тобой — одна семья. Вы, мы, ты, я.
Потрогай нос соседу справа. Потрогай нос соседу слева.
Мы с тобой — друзья. Мы с тобой — одна семья
Вы, мы, ты, я. Обними соседа справа. Обними соседа слева.
Мы с тобой — друзья. Мы с тобой — одна семья
Вы, мы, ты, я.
Улыбнись соседу справа.
Улыбнись соседу слева.
Мы с тобой — друзья.
Мы с тобой — одна семья.
Проблемная ситуация
Ребята, к нам сегодня в детский сад пришёл электрик, чтобы проверить исправность электрической проводки, которая ведёт к электрическому освещению, поэтом ему сейчас необходимо отключить электричество и у нас некоторое время не будет света. Как же мы можем исправить эту ситуацию?
Какие источники света вы знаете? (Свет от солнца, свет от луны, от звёзд, от лампочки, от свечи, от костра, от падающей кометы, от жука Светлячка, от молнии, от извергающего вулкана, от фонарика – воспитатель показывает иллюстрации)
Молодцы, вы столько много назвали источников света.
У нас сегодня тоже есть фонарики.
А вы знаете, правила пользования фонариками. (Не светить друг другу в глаза, не ронять фонарик, не играть выключателем.).
Я предлагаю всем взять фонарики и включить их.
Что изменилось в зале? Дети (Стало светлее).
Свет – это поток маленьких частичек света.
В: Ребята, давайте подойдем к экрану (стене) поближе и посветим фонариками, что мы видим? (Мы видим яркое светлое пятно.).
Какое оно по размеру? (Маленькое).
Давайте отойдем от экрана подальше. Что происходит с пятном света? (Оно становится больше по размеру).
Правильно, меняется величина светового пятна, пятно стало больше.
А теперь давайте подойдем поближе. Что произошло с пятном света? (Оно стало меньше). Какой можно сделать вывод?
(Чем ближе мы стоим, тем световое пятно меньше, чем дальше мы стоим, тем световое пятно больше). Выключить фонарики.
Посмотрите на иллюстрацию – чем дальше мы стоим, тем больше лучи света рассеиваются, поэтому и световое пятно большое. (Картинка с рассеивающими лучами).
Что можно сказать о лучах света? (Они рассеиваются, поэтому световое пятно изменяется). Убрали фонарики в коробочку и сели на стульчики.
Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать
От кого мои друзья. Убежать никак нельзя?
Неотвязно в ясный день. Рядом с нами ходит (тень)
Что такое тень? (Ответы детей.)
Когда на пути света появляется какое-то препятствие, образуется тень.
- Давайте попробуем с вами сделать тень.
Соня встань рядом с экраном и вытяни руку, Ваня посвети фонариком на экран. (Дети выполняют задание).
Что мы видим на экране? (Мы видим на экране тень от Сониной руки).
Маша поднеси к экрану книгу, а Дима посвети фонариком. Что мы видим на экране? (Мы видим на экране тень от книги).
Что произошло, как получилась тень? (Предположения детей). (Лучи света прямые, Сонина рука (книга) закрыла световые лучи и поэтому образовалась тень). Ребята, может ли образоваться тень, если не будет света? (Нет).
Ребята, а хотите превратиться в фокусников, которые умеют изображать при помощи луча света и тени различные фигуры.
Раз, два, три, повернись и в фокусника превратись.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай животное». (Воспитатель показывает тень животного на экране, а дети отгадывают, какое это животное).
А теперь я предлагаю вам загадать теневые загадки друг другу.
Для этого нам нужно разбиться на пары. Выберите для себя пару.
Договоритесь, кто из вас будет показывать тень, а кто будет светить фонариком. А как изобразить животное на экране вам подскажут карточки - подсказки. Только вы другим парам карточки свои не показывайте. (Дети выбирают по одной карточке со схематичным изображением положения рук для показа животного.)
По очереди каждая пара показывает животное на экране, а другие дети отгадывают, какое это животное. После того как дети отгадают изображение, воспитатель читает небольшое четверостишие про это животное.
Воспитатель: Вам понравилось создавать тени животных?
Молодцы, хорошие из вас получились фокусники, таким фокусам вы можете научить ребят в группе и даже своих родителей. (Собрать фонарики)
Я предлагаю поиграть в игру «Хорошо — плохо».
(Воспитатель показывает картинки и спрашивает хорошо это или плохо)
Молодцы ребята, правильно все сказали.
Вам понравилось быть фокусниками?
При помощи чего образовывались тени животных на экране? (Тени от рук и луча света).
А что такое тень? (Это отображение предмета на свету).
Что вы можете сказать о лучах света? (Ответы детей).
Что вам больше всего понравилось?
Давайте скажем друг другу спасибо! Мне было приятно и интересно с вами работать!
Список литературы.
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010г.
2. ФГОС ДО. – М: УЦ Перспектива, 2014.
3. Интернетресурсы.